Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №4,2011

Денис Соболев
«Топофилия»: Культурная география как жанр современной художественной прозы
Просмотров: 2551

Автор ставит своей целью проанализировать проблему репрезентации пространства в значительной части современной прозы. Статья повещена постепенному процессу появления нового жанра художественной прозы, который фокусируется на экзистенциальном пространстве в его географической и исторической конкретности, и который предполагает, что репрезентация пространства является одной из наиболее значительных литературных целей и тем. Этот тип художественной прозы, особенно заметный в современной литературе, в статье получает название «романа места» — или, в более широком смысле, «топофилической прозы». В качестве отправной точки анализа, статья обращается к нескольким примерам из современной ивритской и английской прозы, в которых подобная репрезентация пространства оказывается центральной, а роль сюжета - скорее второстепенной. Второй раздел статьи анализирует теоретическое значение этой проблемы, а также проблемы жанров в целом, в контексте современного литературоведения. Третий и четвертый разделы обращаются к генеалогии топофилической прозы, как жанра, в сравнении с, так называемым, жанром «путешествия». Истории этих жанров, однако, оказываются разными. В то время как «путешествие» является одним из старейших литературных жанров; топофилическая проза появляется только в середине девятнадцатого века. Несмотря на то, что статья прослеживает истоки этого жанра, она также показывает, сколь существенные изменения в самой «эпистеме» восприятия и литературной репрезентации пространства были необходимы для того, чтобы появление топофилической прозы стало возможным. В пятом разделе статьи «генеалогический» анализ продолжен сравнением между постмодернистской абстрактной прозой 1960-х и 1970-х, и гиперконкретностью «романа места», появляющегося на излете постмодернизма. Опираясь на примеры, приведенные и проанализированные в предыдущих разделах, шестой раздел суммирует несколько основных характеристик «романа места» и топофилической прозы, в целом, а также несколько центральных проблем, связанных с их изучением. Наконец, седьмой раздел обращается к аналогичным процессам и изменениям в теории литературы, философии пространства, культурологии и «новой» культурной географии, и противопоставляет эссенциалистский подход к пространству, характерный для экзистенциализма, антиэссенциалистской теории пространства, как культурного конструкта. Автор статьи делает вывод, что такие имплицитные «философии пространства» являются еще одной темой, которая должна быть прояснена при изучении и анализе топофилической прозы.



Другие статьи автора: Соболев Денис

Архив журнала
№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4,2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба