Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №3, 2002
Вокруг этических принципов в биоэтике и в философии уже давно ведутся споры. Отчасти именно в ходе философских обсуждений данной темы и создается фундамент биоэтики. Те авторы, для которых существенное значение в этическом рассуждении и в принятии решений имеют принципы, выдвигают и обосновывают различные этические принципы в качестве основополагающих. Наиболее известным, основанным на принципах подходом в биоэтике остается подход Том а Бичампа и Джеймса Чилдресса[2]. Как они полагают, биоэтическое рассуждение должно быть сосредоточено на четырех принципах – благодеяния, невреждения, автономии и справедливости. В литературе для обозначения данного и подобных ему подходов иногда пользуются неблагозвучным неологизмом «принципизм» («principlism»). О достоинствах и недостатках каждого из этих конкретных принципов и возможных подходах к их интерпретации могло быть и было написано достаточно. Также много слов могло быть и было сказано и о других принципах биоэтики, таких как принцип пользы, разнообразные принципы справедливости и о многих частных принципах – таких, на которые указывают словосочетания «репродуктивная автономия» или «принцип предосторожности».