Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №3, 2002

Андрей Прокофьев
Универсальное и партикулярное содержание морали, или как возможны специальные нравственные обязанности?

Среди характеристик морали как явления культуры и сегмента индивидуального сознания признак универсальности (всеобщности) занимает особое место в силу своего конститутивного характера. Для многих теоретиков именно универсальность принципов и универсализуемость суждений очерчивает ту сферу духовного и практического самовыражения человека, которую можно было бы назвать моральной стороной его жизни. И так как применение универсальных принципов немыслимо без формирования абсолютно незаинтересованной, беспристрастной оценочной позиции, то пребывание индивида в моральном пространстве обусловлено его способностью абстрагироваться от различных форм партикулярных привязанностей и предпочтений, в которые каждый из нас погружен в силу индивидуального характера существования и включенности в систему социальных отношений. Таким образом, уже сама форма моральной рациональности делает их предметом остро критического рассмотрения. Однако если принять во внимание не только форму, но и содержание морали, идеал которой «устанавливает равенство людей как моральных личностей перед Абсолютом»[2], то партикулярные предпочтения и привязанности должны быть не только сброшены со счетов в порядке рассуждения о должном, но и попросту аннулированы как сомнительные с нравственной точки зрения. Исходя из этого, моральный долг следует понимать исключительно как обязанность в равной мере учитывать интересы любого другого человека, оказывать любому другому человеку равную помощь, демонстрировать равную заботу и т.д.



Другие статьи автора: Прокофьев Андрей

Архив журнала
№1, 2020эм№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2017№2, 2015№15, 2015№13, 2013№12, 2012№11, 2011№10, 2010№9, 2009№8, 2008№7, 2006№6, 2005№5, 2004№4, 2003№3, 2002№2, 2001№1, 2000
Поддержите нас
Журналы клуба