Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №3, 2002
Среди характеристик морали как явления культуры и сегмента индивидуального сознания признак универсальности (всеобщности) занимает особое место в силу своего конститутивного характера. Для многих теоретиков именно универсальность принципов и универсализуемость суждений очерчивает ту сферу духовного и практического самовыражения человека, которую можно было бы назвать моральной стороной его жизни. И так как применение универсальных принципов немыслимо без формирования абсолютно незаинтересованной, беспристрастной оценочной позиции, то пребывание индивида в моральном пространстве обусловлено его способностью абстрагироваться от различных форм партикулярных привязанностей и предпочтений, в которые каждый из нас погружен в силу индивидуального характера существования и включенности в систему социальных отношений. Таким образом, уже сама форма моральной рациональности делает их предметом остро критического рассмотрения. Однако если принять во внимание не только форму, но и содержание морали, идеал которой «устанавливает равенство людей как моральных личностей перед Абсолютом»[2], то партикулярные предпочтения и привязанности должны быть не только сброшены со счетов в порядке рассуждения о должном, но и попросту аннулированы как сомнительные с нравственной точки зрения. Исходя из этого, моральный долг следует понимать исключительно как обязанность в равной мере учитывать интересы любого другого человека, оказывать любому другому человеку равную помощь, демонстрировать равную заботу и т.д.