Пожалуй, главной чертой, делающей русский формализм уникальным явлением в истории гуманитарной мысли, была внутренняя потребность его представителей, преодолевая границы теоретических спекуляций и исторических исследований, превращать литературу из объекта описания в предмет собственного творчества. Здесь необходимо подчеркнуть, что эта уникальность состоит не в самом факте раскрепощения свободного творческого начала, порой присущего ученому (примеры такого рода широко известны и не обязательно связаны с гуманитарной специализацией исследователя), и даже не в том, что в случае русского формализма этому литературному соблазну отдала дань вся троица его лидеров (Виктор Шкловский, Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум), а в том, что связь между их теоретическими конструкциями, историческими штудиями и прозаическими текстами носила системный, я бы даже сказал — неизбежный, характер. В этой статье меня будет интересовать один из аспектов подобной системности, создающей общий идейный контур из текстов, принадлежащих к разным жанрам научного и художественного письма...
Опубликовано: Новое литературное обозрение, 2009, № 95. С. 39-58.
Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором
Читать далее
|