Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №2, 2018

Виктор БЕЛЯКОВ
«Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), Москва, Россия 
Соискатель кафедры киноведения 
Режиссер, сценарист

В статье рассматриваются сохранившиеся хроникальные кинодокументы, снятые во время Февральской революции 1917 года и октябрьского переворота 1917 года, и хранящиеся ныне в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Эти кинодокументы делятся на завершённые фильмы и материалы киносъёмок, которые, в свою очередь, представляют собой некую смонтированную хронику, посвящённую тем или иным событиям, или просто набор хроникальных эпизодов того периода, склеенных между собой вне определённой логики. Указываются отсылки к реальным архивным единицам, которые ныне хранят в себе как фильмы, так и отдельные киноматериалы. Анализируются их названия и наименование фирм, создавших те или иные фильмы. Отдельно описываются фильмы и материалы, относящиеся к событиям в Петрограде и фильмы и материалы, относящиеся к событиям в Москве. Делается описание этих кинодокументов с привязкой к реальным событиям той поры с целью передачи полноты представления о них. Все рассмотренные кинодокументы чётко разделяются на те, что посвящены событиям Февральской революции 1917 года, событиям между Февралём и Октябрём, и событиям, связанным с октябрьским переворотом 1917 года. При этом, при рассмотрении кинодокументов сравниваются реальные исторические подробности тех или иных событий с тем, что было запечатлено кинооператорами той поры. Делается попытка ответить на вопрос, почему запечатлено именно то, а не что-нибудь другое. Комментируются мотивы и основания тех или иных осуществлённых съёмок, показывается, в чём состояла важность запечатления тех или иных героев и обстоятельств.

Анализируется использование этих кинодокументов и материалов в советских кинофильмах более позднего времени. При этом обращается внимание на те фрагменты и эпизоды, которые в силу тех или иных идеологических причин выпадают со временем из кинематографического обихода или добавляются в силу сформированного мифического представления о событиях прошлого. При этом обращается внимание как на работу с исходными материалами отдельных советских документалистов, так и на создание определённых мифологем с использованием материала из советских игровых фильмов.



Другие статьи автора: БЕЛЯКОВ Виктор

Архив журнала
ку№1, 2019№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4,2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба