Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №2, 2018
Виктор БЕЛЯКОВ
«Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте
Виктор Константинович БЕЛЯКОВ
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), Москва, Россия
Соискатель кафедры киноведения
Режиссер, сценарист
В статье рассматриваются сохранившиеся хроникальные кинодокументы, снятые во время Февральской революции 1917 года и октябрьского переворота 1917 года, и хранящиеся ныне в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Эти кинодокументы делятся на завершённые фильмы и материалы киносъёмок, которые, в свою очередь, представляют собой некую смонтированную хронику, посвящённую тем или иным событиям, или просто набор хроникальных эпизодов того периода, склеенных между собой вне определённой логики. Указываются отсылки к реальным архивным единицам, которые ныне хранят в себе как фильмы, так и отдельные киноматериалы. Анализируются их названия и наименование фирм, создавших те или иные фильмы. Отдельно описываются фильмы и материалы, относящиеся к событиям в Петрограде и фильмы и материалы, относящиеся к событиям в Москве. Делается описание этих кинодокументов с привязкой к реальным событиям той поры с целью передачи полноты представления о них. Все рассмотренные кинодокументы чётко разделяются на те, что посвящены событиям Февральской революции 1917 года, событиям между Февралём и Октябрём, и событиям, связанным с октябрьским переворотом 1917 года. При этом, при рассмотрении кинодокументов сравниваются реальные исторические подробности тех или иных событий с тем, что было запечатлено кинооператорами той поры. Делается попытка ответить на вопрос, почему запечатлено именно то, а не что-нибудь другое. Комментируются мотивы и основания тех или иных осуществлённых съёмок, показывается, в чём состояла важность запечатления тех или иных героев и обстоятельств.
Анализируется использование этих кинодокументов и материалов в советских кинофильмах более позднего времени. При этом обращается внимание на те фрагменты и эпизоды, которые в силу тех или иных идеологических причин выпадают со временем из кинематографического обихода или добавляются в силу сформированного мифического представления о событиях прошлого. При этом обращается внимание как на работу с исходными материалами отдельных советских документалистов, так и на создание определённых мифологем с использованием материала из советских игровых фильмов.