Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №2, 2018
Научно-исследовательский институт кинематографии ВГИК (НИИК ВГИК), Москва, Россия
Отдел современного экранного искусства
Старший научный сотрудник
В статье рассматривается проблематика и художественный стиль сериала «Дневник убийцы» (12 серий, 2002), одной из лучших картин о революции в постперестроечное время. Фильм анализируется в широком культурном контексте: на фоне слабой рефлексии на исторические темы, с одной стороны, и в связи с возникновением течения «новой драмы», актуального направления российского искусства в 2000-е гг., – с другой. «Дневник убийцы» создан ключевыми авторами «новой драмы», среди которых: режиссер Кирилл Серебренников, сценаристы Елена Гремина, Михаил Угаров, Александр Родионов. Работая для телевидения, они избрали популярный жанр детектива: по сюжету, в музее современного городка находят дневник студента 1918 года, в котором автор сознается в совершенных им убийствах; обнаружившие дневник начинают расследование и погружаются в атмосферу прошлого. Авторы выступают новаторами, выразив глубокие философские идеи и используя оригинальный художественный стиль в телевизионном сериале. Проблематика киноленты отражает свое время, содержанием которого был кризис советского мировоззрения. Стремясь воссоздать заново расколотую картину мира, авторы обращаются к основополагающим, мифологическим образам и мыслят в категориях добра и зла: революция предстает дьявольской игрой, воплощенной в психологическом поединке между комиссаром Розой (В.Исакова) и студентом Воиновым (К.Пирогов), которого она вынуждает расстрелять товарищей в обмен на свободу. Стремясь передать свою масштабную мысль в художественных образах, авторы широко используют приемы постмодернистской деконструкции, направляя их на клише советского искусства. Так, комиссар Роза, обрисованная изначально классическим благородным героем советского кино, в финале оказывается примером озлобленного люмпена и воплощением бесноватого духа революции. Используя стереотипы в качестве предмета для игры и манипуляций, авторы открывают в хорошо знакомых образах другой смысл, расшатывая привычные эстетические и философские представления. В целом, «Дневник убийцы» передает умонастроения передовой художественной интеллигенции в 1990-е-2000-е гг., и вместе с тем свидетельствует об эстетических поисках, выразившихся в движении от гуманистического нарратива советского периода к мифологизированному постмодернистскому искусству рубежа столетий.