Имя:
Пароль:

На печать

Константин Шевцов
Новый уровень философской власти

Новый уровень философской власти

Шевцов Константин Павлович к.ф.н., ст. пр. кафедры Онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, научный сотрудник Центра Медиафилософии.

 

Я хотел бы поприветствовать появление книги Валерия Владимировича как заявку на совершенно новый уровень философской власти, как включение в спор по поводу по-настоящему фундаментальных вопросов философии. Знание себя знающим – едва ли не центральная проблема философии.Это и проблема метода, и проблема институционализации философии, и даже проблема оправдания философии, своего рода идеология философии.

Сам термин, вокруг которого выстраивается вся книга, термин «рефлексия», появляется достаточно поздно, в традиции Нового времени. Он призван удостоверить позициюмыслящего, придать ей внутреннюю состоятельность. При этом за ним стоит еще и фигура Когито, то есть идея автономной, производящей себя мысли. Собственно, рефлексия и есть складка этой производящей себя мысли, которая определяет возможность для единичного ума сего единичными актами стать участником всеобщего совершения мысли и знания.Этот акцент на единичность важен с момента введения термина, но лишь в настоящее время он приобретает первостепенное значение и возвращается в концепции Валерия Владимировича уже как свидетельствотопоса, в качестве топологической рефлексии.Место, как мы знаем из Аристотеля, – это граница объемлющего тела. Но это всегда и внешняя, и внутренняя граница, и место подчинения всеобщему, и место сопротивления, внутренней неделимости. Иными словами, это место, которое предполагает взаимноепризнание и продолжение одного в другом. Образец подобного отношения, как мне кажется, Валерий Владимирович находит в архаичном космосе, где как в «Федре» Платона мировая душа правит миром, но при этом каждая душа является самодвижущим началом, то есть каждая является не только подчиненным единичным, но также и соправителем всеобщего. В этом же ряду Валерий Владимирович помещает и практики перфоманса с их архаической драматургией.

Рефлексия – это отраженный луч, и хотя он возвращается назад к источнику, но привносит всю меру пройденного пути, и, конечно, книга Валерия Владимировича сама является таким свидетельством проделанного пути мысли, обладающей как общей значимостью, так и своим особым обликом, с узнаваемыми следами пройденных этапов, уже завершенных текстов и прожитых мыслей.

В заключение можно было бы сказать, что человек в конце концов и есть всего лишь блуждающий луч рефлексии, который ищет собственное место, чтобы преломление света позволило очертить мгновенную плотность его особого существования. Будем надеяться, что благодаря книге Валерия Владимировича у нас появится еще одно место рефлексии, еще один способ находить себя и быть собой.

 

 

 



Другие статьи автора: Шевцов Константин