Имя:
Пароль:

На печать

Алексей Иваненко
Топологическая рефлексия в постклассическую эпоху

Топологическая рефлексия в постклассическую эпоху

Иваненко Алексей Игоревич

к.ф.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров, научный сотрудник Центра Медиафилософии

 

Тема топологической рефлексии представляет интерес в контексте изучения современной петербургской, современной российской и, шире, постсоветской философии. Данный термин был предложен петербургским философом В.В. Савчуком в 2003 году. Неподготовленный гуманитарий может повергнуться в шок от сего квазиматематического понятия, поскольку синонимом топологической рефлексии может оказаться асимптотическая перцепция. Тем не менее, термин топос не приватизирован математикой всецело. Еще Аристотель писал работы по топике. Кроме того, в современном российском контексте очевидно, что мышление уже не имеет права быть утопическим, т.е. несбыточным и лишенным места. Оно отныне должно быть топическим и топологическим, т.е. уместным.

Поскольку наше мышление необходимо мыслит различиями и бинарными оппозициями, то все постигается через свою противоположность. Для В.В. Савчука противоположностью топологической рефлексии является оптическая рефлексия – синоним классической рациональности, кантианского чистого разума и спинозистской установки смотреть на все с позиции вечности. Оптическая рефлексия оперирует метафорой света (в т.ч. и Фаворского), иллюминации и Просвещения. Свет невещественен, он разрушает суеверия и насаждает тяжеловесные хитросплетенные учения («ученье свет…»).

Уже в 19 веке чопорное Просвещение сменила радикально иная эпоха хтонического угля и пара. Собственно, в 21 веке, сменив уголь на нефть и уран, мы продолжаем жить в эту постклассическую эпоху. Истоки топологической рефлексии можно найти в марксистской гносеологии, которая утверждала ситуативность и относительность познания, а также указывала на его материальную (по сути, топологическую) детерминацию. Нет истины вообще, есть истина для пролетария и есть истина для буржуа. Пролетарий и буржуа – суть топосы, места социального порядка, которые формируют сферу трансцендентального.

Даже само мышление рефлексивно в буквальном смысле – оно является рефлексом, утонченной реакцией на воздействия внешней среды. Собственно, топологическая рефлексия возвращает мышление на ту почву, из которого оно само и произрастает. Конечно, сам марксизм создает лишь предпосылки, но не саму топологическую рефлексию. Более существенной предпосылкой, если не первой версией топологической рефлексии является герменевтический метод, в котором каждый текст истолковывается из контекста. Герменевтический контекст онтологически постигается как топос – условие мышления. Так что, без топоса нет логоса.

 

 

 



Другие статьи автора: Иваненко Алексей