Имя:
Пароль:

На печать

Андрей Балобанов. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНОВ - ЛИДЕРОВ (ПРИМЕРЫ)

ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНОВ - ЛИДЕРОВ (ПРИМЕРЫ)

Пункт 1. Сети синергии

Достаточно давно и экономическими географами, и практиками отмечается неравнозначность экономического вклада разных регионов в совокупный ВВП страны. В связи с этим регионы обычно делят на регионы-лидеры, дающие наибольший вклад; регионы-«середняки» и проблемные (или депрессивные) регионы. Многие регионы-лидеры становятся таковыми в силу естественных благоприятных условий, и никем специально извне неуправляемых экономических, социальных и культурных процессов в регионе. Практика хозяйствования, экономической жизни, государственного и регионального управления такими регионами является предметом пристального изучения для управленцев и ученых. Это делается с целью выделения, выработки таких механизмов, мер экономического, правового регулирования жизни региона, которые бы позволили при их использовании в другом регионе («депресивном» или может быть среднего уровня экономического развития), стать этому региону или заметно приблизится по основным параметрам к регионам-лидерам. В регионах, стремящихся стать лидерами – "локомотивами развития", осуществляется "ревизия" базового деятельностного каркаса, ведется активный поиск новой функциональной ориентации.

В современном мире стремительно формируются, так называемые "сети синергии", включающие в себя дополняющие друг друга по функциональной ориентации регионы. В узлах сети располагаются регионы, в которых сфокусирована соответствующая функциональная активность. По оценке ряда зарубежных экспертов, к началу 21 века в мире образовалось, как минимум, три иерархических слоя сетей регионов. Высший слой – сеть мировых полифункциональных регионов. Второй слой - сеть специализированных регионов общенационального значения. Третий слой – сеть специализированных регионов местного значения. Регионы, не входящие в силу разных причин в обозначенные типы сетей, заведомо становятся аутсайдерами – они утрачивают возможность участия в кооперации внутри сетей и становятся неконкурентоспособными. В современной ситуации наиболее сильный синергетический эффект наблюдается в регионах, в которых соорганизация деятельностных каркасов осуществляется в форме кластеров в направлении совместного производства интеллектуальных услуг высокого уровня, выполняющих роль своеобразного "пускового механизма" для развертывания производств, совершенствования технологий и формирования каналов инвестирования. Кластер представляет собой совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности и услуг, концентрирующихся вокруг ключевого деятельностного каркаса.

Что означают изложенные выше рамочные конструкции для развития края? Долгосрочные и среднесрочные тенденции изменения обшей экономической конъюнктуры края должны просчитываться (определятся) не только и не столько на основе пространственно-экономического анализа территории самого края (что также является достаточно нетривиальной задачей), но главным образом в контексте анализа его взаимосвязей с другими регионами и с зоной его непосредственного влияния. Это означает, что одной из базовых функций системы управления краем становится функция, связанная с созданием особых инфраструктур для того, чтобы привлекать к себе на территорию различных институциональных субъектов мирового и федерального масштаба, чтобы инициировать и участвовать в процессах развития соответствующего уровня. Маловероятно, что регион, даже крупный, сможет быть ведущим самостоятельным субъектом собственного развития. Скорее всего, развитие края будет происходить "по сопричастности" с федеральными и мировыми процессами. В этой связи, в крае необходимо иметь организационные механизмы, обеспечивающие решение следующих функций:

  • Институциональное "включение" в сети федерального и мирового уровня;
  • Сопровождение процесса соорганизации регионов, входящих в сеть;
  • Капитализацию региональных вкладов.

Пункт 2. Примеры становления регионов- лидеров: место университетов

Согласно современной практике регионального и государственного управления для стимулирования социально-экономического развития регионов, более эффективного использования специфических локальных условий применяются особые методы и механизмы регулирования экономической деятельности. К числу наиболее распространенных относятся: программы регионального развития (Россия, Европейский Союз), партнерские программы устойчивого развития региона (Соединенные Штаты Америки), технополисы (Япония, Южная Корея), свободные экономические зоны (Китайская Народная Республика). Кратко рассмотрим некоторые из них.

Большое значение для мирового опыта регулирования сыграла программа развития, реализованная в Рурском регионе в 1960-80-е годы правительством земли Северный Рейн - Вестфалия, правительством Германии и Европейским Союзом. В Рурскую область входят 11 городов и прилегающие к ним территории обшей площадью 4,4 тысячи кв.км, с численностью населения - 5,4 млн. человек. Программа развития разрабатывалась с опорой на следующие принципиальные положения:

  • Государственная поддержка является необходимым условием подъема экономики региона. Но еще на стадии стабильного развития необходимо создавать условия для возникновения в регионе новых отраслей.
  • Практика региональной политики должна строится на «точечной» работе с внутрирегиональными ареалами, агломерациями и населенными пунктами.
  • Приоритетами социальной политики являются создание рабочих мест высокой квалификации для местных кадров, недопущение снижения уровня доходов населения, развитие социальной инфраструктуры.
  • Для стабилизации старопромышленных территорий приоритет в промышленной политике отдается развитию новых наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации.
  • При выработке программы развития предпочтительнее ориентироваться на внутренние ресурсы региона, так как развитие на базе внешних ресурсов нестабильно. Внешние ресурсы должны использоваться в режиме «шанса», «окна возможностей». Однако использование внутренних возможностей невозможно без ломки и перестройки стереотипов, социальных традиций, образа жизни, профессиональной структуры занятости. Решение этих задач обеспечивается перестройкой деятельности социальной сферы, образования (профессионального, высшего).

В Рурском регионе в 1960-1980 было основано 5 новых университетов с целью расширения возможностей повышения квалификации, сокращения молодежной безработицы, ограничения эмиграции из региона, привлечения новых кадров. Общая численность студентов - около 150 тысяч.

В регионе было основано (к 1993 году) 12 технологических центров, усиливших научно-инновационный потенциал региона, которые предоставляли предпринимателям помещения, оборудование, логистику, организационную и финансовую помощь. К середине 1990-х годов Рурский регион в основном завершил процесс реструктуризации хозяйства.

Программа «Технополис» – Япония

В Японии с середины 1980-х годов реализуется одна из наиболее амбициозных программ одновременного развития многих регионов - программа «Технополис». Впервые введенный в оборот в 1980 году термин технополис содержит в себе синтез двух важнейших идей, положенных в основу промышленной стратегии Японии в 80-90-е годы. Первая идея (связанная со словом технология) заключается в модернизации увядающих отраслей японской промышленности на основе инъекции новых, преобразующих производство технологий. Вторая идея (связанная со словом полис) указывает на античные греческие города-государства, которые основывались на равновесии между частной промышленностью, признаваемыми обществом ценностями и ответственным управлением.

Министерство внешней торговли и промышленности, основываясь на этих идеях, разработало национальную стратегию регионального развития через планомерное развитие новых очень крупных научно-технических центров. В основе программы «Технополис» лежит процесс взаимодействия и партнерства между бизнесом, университетами, местными властями. Технополисы размещены по всей территории Японии для того, чтобы перенести процессы экономического развития с перенаселенного мегаполиса Токио-Осака в другие районы Японии. Эти города имеют все необходимое для развития науки, образования, культуры, что позволяет привлекать в них новые компании в важнейших для будущего страны отраслях – электронике, биотехнологии, промышленности новых материалов, керамике, робототехнике, разработке программного обеспечения и т.д. В рамках программы на всей территории Японии действует 25 технополисов. Программа «Технополис» координируется специальным комитетом Министерства внешней торговли и промышленности. Аналогичные комитеты действуют на региональном уровне.

К ключевым факторам, обеспечивающим успех в разработке и внедрении новых технологий, разработчики программы «Технополис» отнесли наличие:

исследовательских университетов;

промышленных зон;

большого количества талантливых инженеров,

рынка венчурного капитала,

инвестиционных банков,

консультативных фирм проблемам управления,

вспомогательных служб,

сеть неформальных связей.

В рамках 25 технополисов происходит соотнесение и увязывание стратегических направлений развития науки на национальном уровне (курируется Министерством внешней торговли и промышленности), программ регионального развития и предпринимательской активности на уровне собственно технополиса.

Программа «Технополис» не завершена и сегодня, сеть из 25 городов-технополисов была развернута к 2000 году. Все города-технополисы удовлетворяют следующим критериям:

расположены не более чем в 30 минутах езды от своих городов-«родителей» (с населением от 300 тысяч);

размеры технополиса не превышают 500 квадратных миль:

технополис содержит сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов, научно- исследовательских институтов и промышленных лабораторий;

технополис расположен в удобном для жизни районе с культурными традициями и рекреационными возможностями.

Под строительство каждого технополиса через долевой «фонд технополиса» (участвует центральное правительство, региональный уровень, муниципии, корпорации) первоначально закладывалось по 1 млрд, долларов.

Программа «Технополис» на сегодня продолжается, но предварительные результаты свидетельствуют об успешности программы в целом. Например, в Японии работает больше половины всего мирового парка промышленных роботов.

Из анализа опыта региональных изменений видно, что реформы профессионального и высшего профессионального образования должны идти параллельно процессу экономических трансформаций. Эти реформы обеспечивают «мягкий» формат осуществляемых изменений - наращивают адаптационные возможности населения, распространяют новые квалификации, профессии, обеспечивают переквалификацию профессиональных кадров.