Имя:
Пароль:

На печать

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ РОССИИ»

30 июня 2007 г. в Доме ученых ВНИИЭФ в г. Сарове завершила работу Четвертая ежегодная Всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Тема этого года « Православная Церковь и государство в исторической судьбе России».

На конференции работали секции: «Историософия, богословие и аскетика государственного служения», «Исторический опыт отношений государства и Церкви в России», «Отношения Церкви и государства в русской культуре», «Православная инициатива – устроение жизни в России», «Православная культура глазами школьников» и «Проблемы формирования современного церковного взгляда на государственное строительство», где выступали ведущие российские историки, искусствоведы, политологи, культурологи, ученые институтов РАН, университетская профессура, преподаватели учебных институтов, семинарий, священство, издатели, телеведущие, учителя, художники, сотрудники музеев.

Ведущий пленарных заседаний В.Р. Легойда, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома» и член попечительского совета Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, поблагодарил директора ВНИИЭФ Р.И. Илькаева за гостеприимство, тем более, что Российский федеральный ядерный центр не впервые предоставляет площадку для проведения конференции:

« Говорят, что конференции - это дискотеки для академиков: все самое содержательное происходит, когда, «оттанцевав», они садятся и за чайком обсуждают самое важное. Однако, опыт конференций, которые проводит Фонд, поразительным образом не вписывается в эту концепцию. То, что удается построить содержательную работу во время секций и круглых столов - очень хорошо и необычно, и безусловный плюс. Возможно, будут новые формы работы сообщества тех, кто откликается на инициативы Фонда.

Круглый стол «Сотрудничество церкви и региональной власти и местного самоуправления» прошел в первый день работы конференции. Второй круглый стол «Проблемы формирования современного церковного взгляда на государственное строительство» состоялся утром заключительного дня работы, в тот же день состоялась дискуссия «Диалог Церкви и государства в прошлом и будущем России».

Тон конференции во многом был задан на пленарном заседании двумя замечательными докладами - митрополита Минского Филарета и полпреда Президента РФ в Приволжском ФО А.В. Коновалова. В этих докладах «Православная церковь и государство в исторической судьбе России на примерах служения святителей Филиппа, митрополита Московского, Тихона, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Саввы Сторожевского» и «Роль традиционных конфессий в становлении гражданского общества на современном этапе» были поставлены острые вопросы, в них прозвучало то, с чем далеко не все участники готовы были согласиться, и то, чего мы не можем игнорировать. Это взгляд друг на друга Церкви и власти, обсуждение возможностей и путей их взаимодействия.

Мы сегодня должны говорить об опыте свидетельства христианина современному миру и через этот опыт, не придумывая ничего, не идя от концептуализации каких-то вещей, тем более, что церковный подход выражен в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Государственный подход пока не выражен, но это не должно стать камнем преткновения во взаимодействии. Мы говорили о реальном нынешнем опыте, и что более важно - о священном для нас и нашей Церкви опыте новомучеников. Наша большая беда, что в обществе пока нет их почитания, как шага к осмыслению нашего прошлого и истории, к восстановлению нашего исторического самосознания. Это не взгляд в прошлое, это взгляд в будущее, который поможет нам это будущее построить».

На заключительной встрече выступил директор РФЯЦ – ВНИИЭФ Р.И. Илькаев:

- Хочу говорить о тех проблемах и вещах, которые меня сейчас сильно беспокоят; обсудить и обозначить проблемы среди людей очень разумных и взвешенных; быть может, от вас мы получим какие-то советы.

Что нас сегодня беспокоит - это ответственность граждан, точнее говоря - больших начальников и чиновников, в основном - московских. Именно ответственность перед людьми, перед обществом, перед государством сейчас либо очень сильно ослаблена, либо ее вообще нет. Мне кажется, что наша с вами задача - как-то работать в этом направлении, потому что положение в этой сфере архискверное. Очень часто мы, имея абсолютно неубиенные доводы, не можем достучаться, не можем убедить этих людей в правильности и разумности наших предложений. Я сейчас обозначу, что конкретно меня беспокоит, и какие вопросы у нас есть.

Поскольку наш Институт - один из самых главных оборонных институтов страны, у него очень обширные связи. большой объем работ по фундаментальной и прикладной науке, по конкретным образцам вооружений - то есть, спектр задач сейчас ничуть не меньше, чем во времена Советского Союза.

Оглядываясь назад, отмечу, что ядерное оружие нашей страны выполнило две всемирно-исторические миссии. То, что Советский Союз создал ядерное и термоядерное оружие (Россия как правопреемница им владеет), по существу, обеспечило более 60 лет мирной жизни на Земле. Это первая историческая задача, которую решило ядерное оружие нашей страны. Вторая исполненная им историческая задача - в период реформ оно спасло Россию. Разграбили бы и растащили нашу страну, если бы не было ядерного оружия. Видно, что на коротком историческом участке оружие, которое здесь создано, сыграло колоссальную позитивную роль в истории нашего государства, истории нашего мира.

Поэтому здесь и сейчас и в будущем востребованность этой работы совершенно очевидна. Я хочу, чтобы вы знали, что задач - серьезных, государственных - у нас более чем достаточно, причем - на долгие, долгие годы.

Что нам не нравится в нынешней ситуации?

Поскольку мы, являясь одним из головных предприятий нашего министерства, обязаны смотреть немного дальше и зорче, чем остальные, мы видим: назревает системный кризис ЗАТО. Всех без исключения, занимающихся оборонными вопросами. И на предвестники этого системного кризиса в Москве фактически никто не обращает внимания.

В чем эти признаки?

В открытой аудитории скажу аккуратно: научные программы выполняются в урезанном объеме (не в том, который требуется сейчас, и должен был выполняться, исходя из подписанных договоров о всеобщем запрещении ядерных испытаний). Следующее, что сильно беспокоит - рост зарплаты в городе, в Институте идет медленнее, чем на открытой территории. Если эта тенденция продолжится, через несколько лет средняя зарплата в ЗАТО и в Институте будет меньше чем на открытой территории. После этого какой чудак поедет к нам за проволоку решать сложнейшие задачи? То есть, может случиться кадровый коллапс. Полный.

Далее. Практически во всех ЗАТО очень слабо развиваются производства: конверсионные и необходимые людям. Причины здесь внутренние, задачу можно решить, но факт есть факт: госпрограмма вооружений не обеспечивает нормальный рост доходов в ЗАТО, а развитие конверсионных производств фактически сдерживается.

В последние годы стало сворачиваться международное сотрудничество. Это тоже сильно вредит, потому что ученый не может работать (особенно, если платят ему не очень много) в изоляции от других научных сообществ.

Далее. Происходит ущемление прав граждан: секретоносители не имеют права выезжать за границу не в командировку, а на лечение и в гости, или чтобы посетить святыни... Кто на таких условиях согласится у нас работать? Это серьезное ущемление прав, и эти вопросы надо решать.

То, что я обозначил - только часть проблем: они все решаемые, все можно решить четко и спокойно. Пока чрезвычайно острой ситуации нет, но, если мы не будем принимать меры, через несколько лет ситуация сильно обострится, и тогда, чтобы ее выправить, придется потратить огромные деньги и огромные усилия.

Все, о чем я говорю, не есть продукт неизбежных изменений в обществе, а результат плохой работы чиновника, особенно московского чиновника. Когда мы в 1996 году обсуждали роль ядерного оружия в судьбе России, Русская Православная Церковь нас поддержала, мы вышли на новый путь развития, спасли наш Институт, спасли наши технологии, спасли весь кадровый потенциал. Сейчас ситуация снова обострилась, поэтому я здесь выступаю с надеждой, что мы снова вместе, посоветовавшись, будем решать эти вопросы.

Потому что, в первую очередь люди с очень высокой духовной планкой, патриоты России, рассмотрев все эти вопросы, могут дать дельный совет и хорошие предложения, как нам дальше вместе трудиться. Я вас приветствую в нашем Институте, мне очень приятно, что вы приехали. Дай Бог вам всем здоровья и успехов во всех ваших делах!

Спасибо.