Имя:
Пароль:

На печать

Сергей Новиков. Случайность неизбежности. Была ли Россия обречена на Октябрьскую революцию?

altДевяносто лет назад в России произошли события, продолжающие оказывать огромное влияние на жизнь человечества - крушение трехсотлетней монархии и последовавший вскоре приход к власти большевиков. Оценки этих событий, как правило, пристрастны - результаты исследований известны заранее, в зависимости от взглядов авторов. Отнюдь не коммунистические историки придумали общепринятое ныне положение о том, что "история не имеет сослагательного наклонения". Если Наполеон проиграл битву при Ватерлоо (по мнению большинства историков, из-за странного стечения обстоятельств), значит, иного и быть не могло. Если наступление советских войск под Сталинградом (операция "Малый Сатурн") успешно реализовалось, то более масштабный план - окружение всего южного фланга противника ("Большой Сатурн") - реализован быть не мог. Рассуждения о том, "что было бы, если бы", считаются чем-то несерьезным - исторической игрой или бессмысленной забавой любителей. Позитивистский взгляд на историю, сформулированный еще германскими профессорами XVIII века, продолжает торжествовать.

Почему? Элементарная модель жизни - шахматная партия. Суть ее анализа - как раз рассуждение о том, "что было бы, если бы". При этом результат напрямую никак не связан с предыдущим ходом игры, далеко не всегда логичным (блестящие действия сторон часто не приносят успеха из-за последующих ошибок). Рассуждения о возможных вариантах развития событий обычны в биографических работах, в публикациях о развитии науки, техники, искусства, спортивных репортажах. Только в большой истории подобный подход отвергается, хотя наше прошлое полно реальными событиями, малая вероятность которых бросается в глаза. Рискнем взглянуть на ключевые события начала XX века с точки зрения альтернативной, вероятностной истории.

Общепринят взгляд, что основными причинами крушения Российской империи были архаичность ее государственного устройства, затруднявшего развитие страны, и мировая война, до предела обострившая экономический и социальный кризисы. Тезис о безнадежной отсталости нашей страны из-за устаревших законодательства и социальных отношений известен всем со школьной скамьи, но он не выдерживает элементарной критики. Германская империя начала XX века стремительно становилась наиболее развитой державой мира, при этом непонятно, чем ее государственное устройство принципиально отличалось от устройства Российской империи, якобы делавшего невозможным позитивное развитие страны. Та же "конституционная монархия с самодержавным царем", сословное, национальное, языковое, религиозное неравенство граждан, пережитки крепостничества в виде крупного помещичьего землевладения - об аграрной реформе там (в отличие от России) не было и речи. Явно архаичным было административное устройство Германии, состоявшей из трех королевств и множества великих и обычных герцогств, княжеств, графств, вольных городов и т.д., сохранявших собственное законодательство. В России подобное деление страны исчезло еще ко времени первых Романовых. Никто не утверждает, что такая система правления тормозила развитие Германии, о ее развале не было и речи до конца 1918 года. Основная причина кровавой трагедии, постигшей Россию, - Первая мировая война - событие, вопреки мнению коммунистических историков отнюдь не неизбежное. На протяжении XX века несостоявшиеся войны между великими державами неоднократно ожидались как что-то неотвратимое, но, к счастью, не произошли. Войны 1914 года, несмотря на очевидное противостояние двух союзов великих держав, почти никто не хотел и никто не ожидал. В Европе 1914 года, во многом похожей на создаваемую ныне единую Европу, многие считали, что наступает великий век Цивилизации, ужасы грядущей бойни невозможно было представить. Первая мировая война и ее последствия оказали на мир даже большее влияние, чем более близкая к нам по времени Вторая мировая, и уже поэтому ее возникновение заслуживает краткого описания.

Повод к войне - убийство наследника Австро-Венгерского престола - событие, безусловно, случайное. Безответственное поведение ряда австрийских и сербских руководителей вызвало военный конфликт по совершенно ничтожному поводу (отказ в выдаче Австрии сербских граждан, замешанных в убийстве, и недопущение ее представителей к данным следствия, ведущегося полицией Сербии). Кстати, малоизвестен факт расстрела еще в ходе войны группы высших сербских офицеров на основании приговора сербского же военного трибунала по обвинению в провокационных действиях, которые привели к войне, ставшей национальной трагедией Сербии. Россия (не в первый и не в последний раз) заявила, что не оставит единоверный народ один на один с его врагом. Германия, естественно, не могла оставить союзную Австрию один на один с русским колоссом. Франция, конечно, не могла оставить русского союзника наедине с германским блоком. Допуская возможность войны, Россия первой объявила о мобилизации - ведь ее размеры и состояние транспортных сетей делали сосредоточение войск куда более долгим и сложным делом, чем в европейских державах. После отказа России прекратить ее Германия, по ее мнению, вынужденно, опасаясь попасть под "русский паровой каток", объявила нашей стране войну. Почти немедленно в нее вступили упомянутые выше державы, а затем - десятки других.

В начальный период советской истории в развязывании войны объявлялись виновными "империалисты всех стран", затем виновной стала Германия (горе побежденным), явно выигрывавшая экономическое соревнование у конкурентов и в войне (во всяком случае, в 1914 году) не заинтересованная. То же можно сказать и о России, сложившаяся ситуация устраивала и Англию. Франция мечтала о разгроме Германии, но войну начали немцы. Неизбежен вывод, что мировую войну сознательно никто не разжигал, просто устаревшая система управления и безответственность политиков уподобили Европу паровому котлу без предохранительного клапана. Совпал ряд случайных факторов, система пошла вразнос. Мировая бойня привела к крушению Германскую, Австрийскую, Турецкую империи, самое страшное будущее ожидало нашу страну.

Социалисты Европы многократно заявляли, что в случае войны не поддержат агрессивные устремления своих правительств. Когда война вспыхнула, все государства-участники призвали народ к защите отечества, заявляя (более или менее резонно), что войны они не хотели, почти все социалисты (в первую очередь мощные организации социал-демократов Германии и Франции) поддержали свои правительства. Мелкие группы, занявшие антипатриотические позиции (как еще можно назвать курс на поражение своей родины в войне?), влиянием не пользовались. Среди них "тесные социалисты" Болгарии, Муссолини и его группа в Италии (был он почти ленинцем), совсем мелкие группы в некоторых других странах. Наиболее последовательно стремилась к поражению своего государства небольшая партия российских большевиков, к этому времени почти разгромленная властями, но сохранившая четкую организацию и дисциплину.

Органы, отвечавшие за внутреннюю безопасность России, считали серьезной угрозой действия националистов окраины (покушаются на территориальную целостность империи), эсеров и анархистов (террористы, требуют покончить с помещичьим землевладением), либералов (хотят свобод, всеобщего правового равенства), но не большевиков (от террора отошли, ослабли, заняты теоретическими спорами, агитируют потихоньку среди рабочих). Наказания, которым подверглись пойманные большевики (открыто ставившие своей целью военное поражение отечества), вызывают недоумение в связи с необоснованной мягкостью: очень редко - каторга (почти исключительно за вооруженные выступления), обычно - административная ссылка (ее "жертвам" выплачивается неплохое денежное содержание - не могли "царские палачи" представить интеллигентного революционера, зарабатывающего на жизнь своим трудом, думали, видимо, помрет в деревне с голоду - негуманно!). Недооценка опасности большевиков, непринятие мер к их окончательному уничтожению - случайность. И еще одна ступенька на пути к трагедии, постигшей нашу Родину.

Звездный час "интернационалистов-ленинцев" наступил в ходе войны. Медленно, но верно идущая к поражению Германия судорожно ищет шансы на спасение. Немецкая разведка вступает в контакт с большевиками. Свержение русского царизма - общая задача, о захвате власти большевики в 1916 году и не мечтали, остальные антиправительственные партии, критикуя власть, поддерживают лозунг "Война до победного конца!". Ленинцы получают огромные денежные средства, резко усиливается антивоенная пропаганда: возникают десятки большевистских газет, печатаются листовки, в народ идет множество агитаторов. Рушится Российская империя. Программная цель большевиков - демократическая республика - достигнута, цель Германии - нет. Новую власть составили лидеры крупной буржуазии, интеллигенции, революционеры-оборонцы. Заключать мир с Германией они не собирались. Финансировать партию, не стремящуюся к власти, немцам незачем. В противоречии с собственной теорией большевики берут курс на "социалистическую революцию".

То, что в России 1917 года большевики были богатейшей, а значит, сильнейшей партией - результат ряда случайных обстоятельств. Дальнейшие события хорошо известны. Ряд из них трудно назвать не то что закономерными, но и просто вероятными. Временное правительство опасалось монархистов куда больше, чем ленинцев, которых считало не врагами, а заблудшими коллегами по революционной демократии. Ничему не научил его мятеж 3 июля 1917 года. Власть в октябре 1917-го вместе с большевиками брали левые эсеры, анархисты, другие мелкие партии. Их судьба известна. В 1918 году Антанта организовала не антибольшевистский фронт, а антигерманское вторжение. Там и тогда, где и когда большевики конфликтовали с немцами, союзники с ними активно сотрудничали. Увы. Неоднократно "советская" власть (Советы крестьянских депутатов упразднены весной 1918 года) была на грани краха в годы Гражданской войны. Неоднократно сторонники восстановления России (белые) сражались с войсками вновь возникших на окраинах империи государств. Одним диктатура пролетариата казалась чем-то кратковременным, другие считали неизбежным ее превращение в нормальную страну. Безусловно, Ленин, Троцкий и их ближайшие соратники, открыто провозгласившие, что все нравственные нормы они отвергают, проявили дьявольские способности в захвате и удержании власти в России. И невероятное везение им способствовало.

Утверждать противоположное - значит считать, что наш народ был заведомо ущербным и обреченным на чудовищный эксперимент. Все могло быть по-другому. Могли руководить борьбой с бунтовщиками в Российской империи более дальновидные люди, могла не вспыхнуть никому не нужная Первая мировая, мог не приехать из Германии пломбированный вагон с ленинцами и утонуть в Атлантике пароход с Троцким и его окружением. Как мало было надо!

Что было бы, если бы? Совершенно точно, германский блок был бы побежден до 1917 года, Россия в числе основных стран-победительниц диктовала бы условия мира. Был бы контроль над проливами, союзные государства Восточной Европы, неизбежные аграрные преобразования, бурный рост промышленности, расцвет наук и культуры. Миллионы людей не погибли бы в Гражданскую, не отдали бы свои труд и талант другим странам, не было бы нацизма и фашизма, рожденных противостоянием идеологий.

Принято говорить, что история ничему не учит. Учит тех, кто хочет учиться. Опять появляются желающие осчастливить народ, и названия почти те же: "Авангард красной молодежи", "национал-большевики" (Интернационал уже не проходит), "Трудовая Россия". Борются они не за свою диктатуру, а всего лишь за демократические свободы (как и большевики-ленинцы до 1917 года). Снова находят в этой борьбе союзников. Опять нам кажется, что силы их ничтожны, нет реальной опасности. За год до прихода к власти ленинцев так казалось всем. Давайте начнем учиться у истории сейчас, потом будет поздно!

Источник: www.mn.ru