ЗАСЕДАНИЕ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СЕМИНАРА «ΣΙΝΕΡΓΙΑ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ»
В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН 23-го мая 2008 года состоялось заседание семинара «ΣΙΝΕΡΓΙΑ. Цивилизационный контекст и ценностные основания российской политики» . Тема семинара: «Русская власть, история Евразии и мировая система: mobilis in mobile (социальная философия русской власти)»
Перед семинаром
Докладчик: Фурсов Андрей Ильич , директор Института русских исследований Московского гуманитарного университета; заведующий Отделом Азии и Африки ИНИОН РАН, кандидат исторических наук
Цитата из доклада:
«Специфика каждой крупной/сложной социальной системы заключается в её системообразующем элементе как базовой единице её организации. В индийской системе это каста, в античной – полис, в капиталистической – капитал.
А что является базовой единицей русской истории, взятой как система? Таким элементом, на мой взгляд, в русской истории является власть. Эта власть не сводится к государственности, хотя у неё есть государственное измерение; эта власть не является политической, хотя дважды – на рубеже XIX–XX и XX–XXI вв. – на короткое время – у неё появлялось и политическое измерение (как результат её разложения).
У русской власти, как мы увидим, нет аналогов ни на Западе, ни на Востоке, это исключительно русский феномен. В то же время (и в этом один из главных парадоксов русской власти) одно из её главных противоречий – она, во-первых, никогда не возникла бы на русской почве без взаимодействия с тенденциями и феноменами общеевразийского развития и, во-вторых, не получила бы своей завершённой формы вне капиталистической системы, без взаимодействия с тенденциями и феноменами общемирового развития. В связи с этим термин «русская власть», который я буду использовать, отражает весьма сложную по содержанию и строению субстанцию, сформировавшуюся как русский ответ на нерусские – евразийские и мировые – воздействия. Я буду называть эту власть «центроверхом», чтобы не прибегать к таким терминам как «государство», «патримония» и т. п. Анализируя специфику этой власти (её главные черты – надзаконность и социально однородный характер), мы двинемся из настоящего в прошлое – от коммунизма к самодержавию".
Выступление, таким образом, было посвящено обоснованию особой, связанной только с российской историей, формы власти, "русской власти", которую автор назвал «центроверхом».
Доклад был выслушан с интересом, чему способствовало не только обилие ярких исторических фактов, но и ораторский опыт самого докладчика. Его убедительная эмоциональность была вознаграждена аплодисментами участников семинара, что, однако, не помешало им весьма критично отнестись к предлагаемой концепции. Впрочем, мнения разделились.
|
Александр Абрамович Галкин
Если принять вашу логику, то в России неизбежно была, есть и будет жесткая государственная тирания, либо Россия погибнет - никакого промежуточного варианта вы не предлагаете… |
|
Андрей Леонидович Андреев
Что такое в вашем контексте закон? Имеется ли в виду закон писанный, персонифицированный, на котором написано «закон» или здесь имеется в виду какое-то более широкое понятие? |
|
Вардан Эрнестович Багдасарян
Немного режет слух применение понятий «олигарх» и «олигархизация» к средневековой Руси и императорской России. Что вы вкладываете в это понятие применительно к данному периоду? |
|
Валерий Федорович Туганов
Говоря о московской власти, вы сказали, что ее существенной характеристикой было то, что она назначалась ордой. Не кажется ли вам, что нынешней ордой сегодня являются США? |
|
Андрей Николаевич Окара
Представленная концепция похожа на интерпретацию российской политической культуры в украинской, белорусской и отчасти польской историософии. Только тут мы имеем дело с этически нейтральной констатацией, тогда как там встречается жесткая установка: Россия — деспотичный поработитель, наследница полумонголов-полуфиннов, «империя зла», и т.д. Можно ли считать, что феномен русской власти принципиально повлиял на характер нынешней российской «корпорации-государства»? |
|
Александр Иванович Соловьев
На мой взгляд, анализировать и прошедшую политическую историю и тем более оценивать перспективу с таким количеством метафор, которые использовались в докладе, не то что трудно, просто невозможно. Потому что уровень рационализации наших представлений об этих процессах, достаточно сложных, как-то очень резко понижается… |
|
Степан Степанович Сулакшин
Явление русской власти, само существование которой я поддерживаю, производно от явления русской или российской цивилизации. Это вещь в истории инвариантная, во всяком случае в обозримой мегаистории, вещь устойчивая, самовоспроизводящаяся, вещь в которой есть совершенно прозрачные объяснительные механизмы, есть то, что называется национальным характером… |
|
Юрий Андреевич Красин
Давайте вспомним о Западе. Там что не было надзаконности? Были. Возьмите английскую революцию, когда впервые возник прецедент – казнили короля, возьмите французскую революцию… Еще Плеханов говорил, что в революционный период закон отступает на второй план, потому что система права и правосознания в этот период отражает вчерашний день… |
|
Александр Иванович Неклесса, руководитель семинара
Может быть и другое прочтение русской истории – как состязания традиционализма и модернизма в рамках российского государства, конечно с очень сильными особенностями и с учетом современного выхода самой модернистской конструкции за пределы прежде очерченных границ в некоторое новое культурное пространство… |
Полная версия доклада, ответы на вопросы и выступления будут опубликованы в соответствующем выпуске материалов научного семинара «Цивилизационный контекст и ценностные основания российской политики».
СПИСОК УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА
Андреев Андрей Леонидович , руководитель Центра Российского независимого института социальных и национальных проблем, доктор философских наук, профессор
Багдасарян Вардан Эрнестович , заведующий кафедрой Московского государственного университета сервиса, доктор исторических наук, профессор
Галкин Александр Абрамович , главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор исторических наук, профессор
Журавлев Валерий Васильевич , заведующий кафедрой Новейшей истории России Московского государственного областного университета, доктор исторических наук, профессор
Казинцев Александр Иванович , публицист
Красин Юрий Андреевич , главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор философских наук, профессор
Неклесса Александр Иванович , руководитель семинара, член бюро Научного Совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, председатель комиссии по социокультурным проблемам глобализации
Никовская Лариса Игоревна , ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, доктор социологических наук
Окара Андрей Николаевич , политолог, кандидат юридических наук, руководитель Центра восточноевропейских исследований
Соловьев Александр Иванович , заведующий кафедрой Московского государственного университета, доктор политических наук, профессор
Сулакшин Степан Степанович , генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор
Туганов Валерий Федорович , академик Международной академии духовного единства народов мира
Фурсов Андрей Ильич , директор Института русских исследований Московского гуманитарного университета; зав. Отделом Азии и Африки ИНИОН РАН, кандидат исторических наук