Имя:
Пароль:

Даниил Дондурей
ТВ: на страже кризиса

Трудно переоценить работу телевидения не только по формированию политического климата, но и по наполнению всего содержательного пространства страны. Это касается как фундаментальных — системных — оснований "прочтения реальности" миллионами, напрямую связанных с функционированием культуры в ее широком понимании (ценности, цели, идеалы, картины мира, образцы поведения, герои, мифы, стереотипы), так и интерпретации любых сюминутных ситуаций. Телевидение задает сам смысловой контекст, в котором уже впоследствии размещает разного рода информацию о событиях, явлениях, процессах и персоналиях.

Даниил Дондурей, Кирилл Серебренников
В поисках сложного человека

Эта статья двух уважаемых авторов "РГ" - ответ на приглашение к дискуссии о том, какой мы хотим видеть Россию в следующем десятилетии, "каково будет ее место в мировом разделении труда, в системе международных отношений, в мировой культуре", с которым президент Дмитрий Медведев обратился в своей статье "Россия, вперед!".

Александр Секацкий
Шанс для империи и современный социогенез

ти три вещи – империя, социогенез и современность, могут показаться несопоставимыми. А уж если к ним добавить еще всемирную паутину, ощущение искусственности возрастает, возникает, как сказал бы Кант, амфиболия – незаконное расширение рассудка за границы возможного опыта. И, тем не менее, данная статья представляет собой попытку оценить имперский шанс именно сегодня, когда об империи принято говорить в прошедшем времени или метафорически (например, «империя Голливуд»), а социогенез с антропогенезом принято локализовывать в самом начале истории и уж никак не в одном ряду с «сетевыми эффектами»...

Сергей Градировский
Земля и Воля

...У нас есть студенческая молодежь, но она аполитична и асоциальна, она ни за что не борется и всего боится (правда, формулируется это не как страх, а как «нам всё пофигу»). Наша молодежь по сравнению с молодежью на Западе просто паиньки, ни одного серьезного бунта за вот уже 15 лет. Вы думаете, ее все устраивает? Нет, она не верит в коллективное усилие...

Эмиль Паин
Традиции и квазитрадиции: о природе российской «исторической колеи»

Моя лекция в неакадемических кругах могла бы называться «А за базар ответишь!» Дело в том, что первоначально меня пригласили в «Билингву» в ответ на мою полемическую реплику в «Независимой газете» по поводу публичной лекции Александра Аузана «Национальные ценности и конституционный строй». Из этого следует, что я должен какую-то часть своего выступления посвятить обоснованию той реплики. Обосновать мои сомнения в том, что некий набор стереотипов поведения, например, таких как склонность к рискам или слабая готовность к соблюдению законов, характеризует особенность именно русских этнических традиций, да еще таких, которые сохраняются со времен некоего легендарного полукочевого периода их жизни...

Всеволод Чаплин
Отрывок из кн.: Бог. Человек. Церковь

         Нет в России человека, кому незнакома рублевская "Троица". Три Ангела, изображенные на этой иконе, явились в глубокой древности праотцу Аврааму, родоначальнику еврейского народа. Кто же Они?

         Христиане веруют, что под видом Этих Ангелов миру были явлены

         Безначальный Бог Отец;

         Предвечно Рожденный от Отца Бог Сын;

         Предвечно Исходящий от Отца Бог Святой Дух.

Всеволод Чаплин
Отрывок из кн.: Лоскутки-2

Иногда говорят, что «пафос борьбы», который то здесь, то там да полыхнет в православной среде, - это признак малой церковности. Может быть, отчасти это верно. Отсутствие мирного духа действительно говорит о духовном нездоровье. Но мы не должны уклоняться от прямого свидетельства об истине, от того, чтобы называть ложь - ложью, порок – пороком, ересь – ересью… Только делать все это надо с миром в сердце. С ненавистью ко греху и с любовью к грешникам. Если будем говорить правду не для того, чтобы «уничтожить врага», а для того, чтобы помочь грешнику покаяться, наше обличительное слово не останется бесплодным.

Всеволод Чаплин
Пять постулатов православной цивилизации

В своей статье «Крушение СССР и возрождение России» Виталий Третьяков называет Россию одним из трех субъектов Евроатлантической (христианской) цивилизации и предлагает заключить новый союз с двумя другими ее центрами – Западной Европой и США. Такой выбор и в самом деле является для России естественным и исторически логичным. Впрочем, Запад решительно и добровольно порвал с тем христианским прошлым, которое некогда цементировало его отношения с Россией, даже несмотря на конфессиональные различия и войны. Возвращается ли Запад к своим истокам? Возможно, под влиянием ислама – да, но так ли это, мы узнаем нескоро. В то же время нашей, православной цивилизации, даже если рассматривать ее как часть цивилизации более крупной, нужно подумать, что мы можем предложить Европе и Америке, если все-таки считаем себя одним из центров евроатлантического мира, а не его периферией.

Всеволод Чаплин
Отрывок из кн.: Церковь в России. Обстоятельства места и времени

Отрывок из кн.: Церковь в России. Обстоятельства места и времени. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2008.

Ирина Жеребкина
«Поэт в России - больше чем поэт?»: убийственный/убивающий нонконформизм (Анна Альчук и политические режимы России)

Хотя именно моим предложением в качестве редактора журнала «ГИ» было в связи с трагическим событием гибели на изломе веков еще одного русского поэта/поэтессы Анны Альчук для названия рубрики посвященных Анне Альчук текстов предложение использовать старый феминистский лозунг «сделать личное политическим», который когда-то сознательно был использован западными феминистскими теоретиками как средство путем повествования о частном (как процессе формирования субъективности) подорвать «большие повествования власти», однако сейчас, когда я пишу собственный текст в эту рубрику, у меня уже как у автора возникают сомнения в правильности концептуального использования бессознательно, в состоянии психического потрясения избранной непосредственно сразу после события гибели рубрики.