Имя:
Пароль:

Андрей Столяров
БУДУЩИЙ ОГОНЬ

В экономике существует легенда о «ресурсном проклятии». Суть ее заключается в следующем. Страны, не имеющие больших природных ресурсов, вынуждены развивать высокотехнологичное производство и тем самым непрерывно модернизироваться. Напротив, страны, обладающие избытком природных ресурсов, могут существовать на довольно низком технологическом уровне, в основном добывая и продавая сырье. Необходимости в непрерывной модернизации у таких стран нет, проще поставить «трубу» и качать дивиденды. То есть, наличие дешевых ресурсов не стимулирует, а тормозит развитие...

Андрей Столяров
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

В 1840 г. знаменитый английский историк Томас Маколей опубликовал ста-тью «Папство и Реформация», где поставил трудный вопрос. Почему протестант-ская революция, спрашивал он, положившая начало новому миру, победила толь-ко в северных европейских странах? «Почему, сделав столь много, протестан-тизм оказался неспособным на большее? Каким образом потерявшая большую часть Европы Римская церковь не только смогла остановить свое отступление, но и сумела возвратить себе почти половину утраченного»...

Вячеслав Степин
РОСССИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Построение теоретических моделей в экономических науках, в том числе и моделей, учитывающих связи экономики и культуры, зависят от явно или неявно принимаемых исследователями представлений о структуре и динамике общественной жизни. Эти представления фиксирует особая форма теоретического знания – картина социальной реальности, которая выступает как отдельный аспект общенаучной картины мира. Она систематизирует знания, полученные в различных социально-гуманитарных науках, обеспечивает их включение в поток культурной трансляции, является исследовательской программой, определяющей постановку тех или иных научных проблем и выбор средств их решения...

Вячеслав Степин
КЛАССИКА, НЕКЛАССИКА, ПОСТНЕКЛАССИКА: КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ

В 1989 г. в журнале «Вопросы философии» была опубликована моя статья, в которой я предложил различение классической, неклассической и постнеклассической рациональности. После этого прошло двадцать лет. Понятие «постнеклассика» постепенно укоренилось в философском дискурсе, и сегодня его применяют при характеристике различных форм и видов познавательной деятельности. Но, как это часто бывает, при расширении понятия не всегда принимается во внимание системная связь критериев «постнеклассики», отличающих ее от других типов рациональности...

Вячеслав Степин
Конструктивные и прогностические функции философии

Тема переосмысления философии, сформулированная в качестве девиза XXII международного философского конгресса, предполагает углубленный анализ природы философского знания, его функций в культуре и социальной жизни. Конструктивно-прогностические функции философии выступают здесь ключевым моментом. Концепцию этих функций я развивал с 80-х годов уже прошлого века. Она изложена во многих моих статьях и книгах, и в своем докладе я, естественно, буду опираться на уже полученные результаты...

Дмитрий Фесенко
тематического содержания курсовых работ в рамках специализации «Синергетика – циклизм – архитектура» на кафедре философии МАрхИ

И синергетика, и циклизм в своих истоках восходят как минимум к эпохам Древней Греции и Древнего Китая: в первом случае это Гераклит и Лао Цзы, во втором – Полибий и Сыма Цянь. В европейской социально-философской традиции среди предшественников циклизма значатся Дж.Вико и И.Г.Гердер, Н.Данилевский и О.Шпенглер, Н.Кондратьев и П.Сорокин, Й.Шумпетер и Ф.Бродель, А.Тойнби и О.Тоффлер. Предтечи синергетики – Ф.В.Й.Шеллинг, Н.Гартман, А.Бергсон, М.Мерло-Понти, А.Уайтхед. Что касается будущего, то и синергетике, и циклизму в XXI в. пророчат триумфальное шествие: по оценке В.Степина, синергетика уже сейчас претендует на то, чтобы стать ядром новой постнеклассической картины мира; Ю.Яковец же полагает, что к середине XXI в. циклизм займет место замкового камня в научном мировоззрении постиндустриалистской эпохи...

Владислав Лекторский
Эпистемология, философия, современная культура

Владислав Александрович, Ваши философские интересы обширны и продолжают расширяться. Вы исследовали проблемы философии гуманитарного знания, философии психологии (философские основания культурно-исторической теории Л. С. Выготского, «генетической эпистемологии» Ж. Пиаже, когнитивной психологии), философской антропологии («смерть человека», смысл жизни и смерти, судьбы европейского гуманизма), философии культуры (рациональность как ценность культуры, толерантность, диалог культур), некоторые проблемы политической философии (философские основания либерализма), проблему взаимоотношения религии и науки, веры и знания, ряд проблем истории отечественной философии. И всё же центральными для Вас были и остаются проблемы эпистемологии (она же теория познания, как было принято называть её раньше).

Владислав Лекторский
Is the integration of natural and human sciences possible?

I have known Evandro Agazzi for almost twenty years.

I think that he is an extra ordinary person: vivid, energetic, open-minded, an excellent organizer.

Владислав Лекторский
О философии России второй половины 20 века

Среди людей, изучавших философию в институте в советские годы по официально санкционированным учебникам, в которых рассказывалось, как все сложнейшие проблемы и загадки человеческого бытия, над разгадыванием которых великие умы бились в течение столетий и тысячелетий, легко и просто разрешаются с позиций марксизма-ленинизма, бытует мнение, что философы в советские годы были либо неумными людьми, либо апологетами нечестивой власти (во многих случаях теми и другими одновременно). Если это верно, то ни о какой настоящей философии в те годы в нашей стране не может быть и речи. В соответствии с этим мнением если и нужно разрабатывать философию в современной России, то делать это следует как бы с нуля, с самого начала. При этом предлагается два варианта работы в области философии. Либо опереться на ту философскую традицию религиозного идеализма, которая была прервана в 1922 г, когда выдающихся русских философов выслали за границу на «философском пароходе». Либо примкнуть к одной из популярных сегодня школ западной философию

Владислав Лекторский
Философия, общество знания и перспективы человека

Существует мнение о том, что философия стала обращать серьёзное внимание на науку только в 20 веке. Тем более, что и сам термин «философия науки» появился именно в это время. Те, кто разделяют эту точку зрения, делятся на две группы. Одни считают, что, вступив в контакт с наукой, философия становится научной, получает твёрдую почву под ногами и возможность ответить на те вопросы, которые она безуспешно пыталась решить в течение многих столетий. Другие исходят из того, что «онаучивание» философии уничтожает её как особую дисциплину, имеющую дело с вечными проблемами человеческого бытия.