Имя:
Пароль:

На печать

Александр Неклесса
Глобальный переворот. Эссе на тему

Эпоха, предъявившая миру экспансию городской культуры и адекватные социальные форматы, близка к завершению.

Города – деятельные организмы, заселив планету, они продолжают умножаться; расползаясь мегаполисами, обрастая фавелами, претерпевают мутации, превращаясь в хабы, терминалы, закоулки многолюдного подвижного метаполиса. Национальные государства утрачивают актуальность, их суверенность изменяется под влиянием глокализации, субсидиарности, деволюции, новых формул политического единения. Прагматичный консенсус былого и будущего – региональные интегрии, по-своему перемалывают состояния и границы прежних обществ.

Страны – это люди. Количество жителей Земли прирастало за прошлый век миллиардами, эффективные коммуникации, транспорт, изощренный технический инструментарий резко повысили интенсивность взаимодействия, результативность процедур. На трансграничной земле переселяются народы, творится смещение цивилизаций, ведется чреватый конфликтами диалог. Наряду с привычной политической феноменологией и поверх административной сетки возникает новый мир: динамичный, многомерный, энигматичный, космос сообществ, выстраиваемый по экзотичным лекалам, характерные черты которых: примат культурной гравитации, потоковая социальность, распределенная множественность…

Прежний мир развоплощается, диверсифицируется, обитатели теряют статус, их функции пересекаются, подчас совмещаются, смешиваются, но при этом конкретизируются/персонализируются, утрачивая формат учреждений. Социальные, политические, финансовые, знаниевые институты трансформируются в облачные/оболочные комплексы, суммы взаимодействий, реализуемых все чаще неформальным образом, складывается полифоничная среда, формируется многоликое общество.

Сегодня, конвертируя современность в транзит, мы входим в виртуальный (virtualis), но именно поэтому – подлинный (virtus) мир, где настоящее сожительствует с представляемым, сущее с должным, возможное с запретным, а траектории жизни в заметно большей степени зависят от усилий человека, избранной позиции. Бытие на разломе предполагает иную модель практики (познания и действия), нежели прошлое понимание ситуаций и методов практики.

Что ждет человека и покидающую лоно бытия цивилизацию, как мыслить настающее настоящее? Рефлекторно реагировать на перемены? Воспринимать ли как смертельную угрозу стабильности? Стремиться удержать смысловой и социальный порядок, апеллируя к прошлому как идеалу? Активно представлять будущее как собственную версию иного?

Ориентация в нелинейных траекториях энергийного социокосмоса предполагает опознание динамичных начал, создание гибких прописей на языке актуальной реальности, включая готовность к радикальным переменам, нежданным обретениям/потерям.

Разнообразие мировоззренческих галактик предопределяет множественность координат практики: аранжируя лабиринты интеллектуальных пространств, они диктуют права и правила – гармоники, в соответствие с которыми создаются политические/экономические оболочки. Социокультурная гравитация, притягивая либо отторгая народы, концентрирует миростроительными идеалами – своеобразными аттракторами, протееобразные туманности, элементы телесности которых соприсутствует в схожих, но порой и в различных мирах.

Иначе говоря, культурная среда высокой организации, наличие оригинальной музыки сфер – императив осознанного и значимого присутствия в новом эоне, а проблема идентичности – одна из центральных в расширяющейся человеческой вселенной.