Имя:
Пароль:

На печать

Сергей Иванов. Куда идет Россия? Новые видения общеевропейской безопасности. Выступление на 44-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности и обороны 10 февраля 2008 г.

altУважаемые коллеги!
Если господина Тельчика по праву можно назвать патриархом нашего представительного международного форума - это его 10-я конференция, - то я, по крайней мере, претендую на роль старожила, ибо уже в 8-й раз выступаю с этой трибуны.
Нужно признать, что за последние годы авторитет Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и обороны существенно вырос. Она постепенно превратилась в универсальную площадку, на которой ведущие политики и эксперты могут высказывать свои взгляды на развитие ситуации на планете, обмениваться мнениями, совместно находить решения тех или иных проблем.
Как верно заметил в прошлом году Президент Путин, это во многом объясняется тем, что в рамках нашей совместной работы здесь нет необходимости придерживаться "дипломатического политеса", а можно откровенно говорить на любые темы.
Именно так я и поступлю.
Уважаемые коллеги!
Уверен: для всех присутствующих в зале очевидно, что процесс возрождения России объективно не мог не отразиться как на ее желании занимать достойное место на мировой арене, так и на нашем стремлении твердо отстаивать свои национальные интересы.
Причем сразу отмечу: мы не пытаемся решать эту задачу путем создания военных блоков или вступая в открытую конфронтацию с оппонентами.
Выбранный Россией путь иной: мы последовательно развиваем многовекторное сотрудничество с различными государствами мира, причем делаем это и на двустороннем уровне, и в рамках ключевых международных и региональных организаций.
Такая стратегическая открытость полностью соответствует новому мироощущению россиян, которые обрели уверенность в собственных силах, а с ней - и способность мыслить широко.
Мы отказались от идеологических и иных предрассудков в пользу простых и понятных чаяний наших граждан. Мы больше не экспортируем идеологию. Мы экспортируем товары и капитал. Это отправная точка в наших отношениях с зарубежными партнерами.
Всем, что мы имеем, мы обязаны только себе, свершениям своих предков и преимуществам, дарованным нам судьбой.
Именно с этих суверенных позиций, предусматривающих полное равноправие и взаимодействие на основе совместно принятых решений, Россия и ведет дела со своими международными партнерами.
Мы - открытая страна, переживающая беспрецедентную в своей истории трансформацию, но твердо нацеленная на то, чтобы оставаться в русле основных тенденций мирового развития.
Мы сделали все, чтобы избавиться от внутренних потрясений, надежно встать на путь эволюционного развития.
Не сомневаюсь, на предстоящих 2 марта выборах Президента России, россияне продемонстрируют всемерную поддержку этому курсу.
Наш главный ориентир - идеалы демократии.
Мы с уважением относимся к тем ценностям, которые Америка и Европа культивировали веками. Однако мы полностью отдаем себе отчет, что этот уникальный опыт не может служить эталоном, с которым как с "тройской унцией" все народы мира должны сверять свои политические уклады, национальные культуры, вероисповедания и менталитет.
Именно поэтому в основе наших представлений о мировом устройстве лежит тезис о неоднородности окружающего мира, многообразии моделей развития и способов достижения взаимопонимания и гармонии в обществе.
Вместе с тем в России разделяют мнение, что для демократии требуются те же навыки и институты, которые необходимы для функционирования свободных рынков.
Эту объективную взаимосвязь невозможно игнорировать. И поэтому рыночные принципы в сочетании с социальной ответственностью уже стали прочной основой нашей экономики.
Как результат - за девять последних лет валовой внутренний продукт России вырос на 80 процентов, что почти в два раза выше, чем среднемировой показатель (46,4 процента).
Устойчивость указанного процесса подкрепляется ускоренной интеграцией нашей страны в глобальную экономическую систему.
Иностранные инвесторы все охотнее вкладывают деньги в Россию. Так, например, по сравнению с 2006-м в прошлом году чистый приток капитала у нас увеличился почти в 2 раза и достиг 82,3 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиции составили 3,3 процента от ВВП.
Параллельно, несмотря на имеющее место - и давайте уж признаем это честно! - противодействие со стороны некоторых европейских государств, продолжают расширяться зарубежные активы ряда ведущих российских компаний.
Мы не стремимся скупить весь Старый Свет за свои нефтедоллары - просто, пуская иностранных инвесторов к себе, мы объективно рассчитываем и на адекватные ответные действия. Пока же соотношение накопленных взаимных инвестиций составляет 1:10 в пользу Евросоюза.
Более того, закрытие собственных рынков под разговоры о либерализации зачастую сопровождается критикой в наш адрес, вызванной якобы "отходом российского руководства от классических принципов рыночной экономики".
Экономическую модель, действующую у нас, с чьей-то легкой руки даже пытаются окрестить государственным капитализмом.
Это неправильно.
Основным механизмом развития всех сфер деятельности в России является государственно-частное партнерство. Причем наш курс - не просто на смешанную экономику, а на тесное взаимодействие двух ее секторов - государственного и частного - с перспективой изменения баланса в пользу последнего.
Важно также отметить: создаваемые в нашей стране крупные интегрированные структуры функционируют как субъекты рыночных отношений, и для инвесторов всегда имеется возможность в ходе проводимых приватизационных мероприятий вкладывать в них свои средства.
При этом я убежден: на данном этапе наращивание участия государства не отбрасывает нашу страну назад.
Скажу больше, фактически только государственное вмешательство обеспечивает сегодня переход национальной экономики от односторонней сырьевой ориентации к инновационной стратегии развития.
При этом основное наше внимание сосредоточено на тех сферах, где Россия традиционно была одним из мировых технологических лидеров и на которые нам можно опереться в своем дальнейшем развитии.
Это прежде всего - авиастроение, судостроение, атомная энергетика, ракетно-космическая промышленность. Я также занимаю пост председателя Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации и хочу сообщить Вам, что наше сотрудничество с "Боингом" процветает.
Важнейшим участком приложения усилий являются современные наукоемкие отрасли. То есть отрасли, способные в ближайшие 10-20 лет обеспечить создание принципиально новых, прорывных технологий.
Одной из них считается наноиндустрия, и поэтому созданная недавно госкорпорация будет действовать именно в этой области, причем на условиях государственно-частного партнерства. И Правительство не будет вкладывать средства в нанотехнологии, если у частного бизнеса не будет заинтересованности в участии в проектах с использованием нанотехнологий.
Вместе с тем названные мной направления, конечно же, не исчерпывают всех существующих возможностей по диверсификации российской экономики.
Для стимулирования развития в других сферах создаются специальные институты, в их числе Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд, Банк Развития.
В прошлом году на капитализацию этих структур государство выделило около 21 млрд. долларов. В 2008-2009 годах на указанные цели в федеральном бюджете запланирована сумма, эквивалентная еще почти 18 млрд. долларов.
Однако даже столь масштабные государственные вливания - не панацея, ибо цена только вопроса снятия инфраструктурных издержек роста российской экономики - 1 трлн. долларов. Мы подсчитали, что именно столько нам нужно для модернизации инфраструктуры - дорого, портов и т.д. - и мы будем привлекать эти деньги на рынке.
Поэтому основную ставку мы все же делаем на частные инвестиции, а государственная поддержка - это своего рода катализатор инновационных процессов, гарантия финансовых вложений бизнеса, в том числе и иностранного.
По понятным причинам мы стремимся к тому, чтобы весь этот процесс никоим образом негативно не отражался на чувствительных аспектах, сопряженных с обеспечением национальной безопасности.
И сейчас в стадии принятия находится законопроект, детально регламентирующий вопросы, связанные с зарубежными инвестициями в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для нашей страны.
При этом, подчеркиваю, в его основу положен "разрешительный" принцип регулирования.
Так что ни о какой закрытой и жестко регулируемой экономике в нашей стране речи не идет, мы стремимся к нормальному и цивилизованному рынку.
Скажу больше, проводимые сейчас структурные преобразования уже приносят свои положительные результаты.
В 2007 году почти две трети российского ВВП были созданы за счет реального сектора промышленности, строительства и торговли. Добывающие отрасли за год выросли на 2 процента, а обрабатывающие - почти на 10. Причем машиностроение развивается еще в 2 раза быстрее - 20 процентов! А в целом ВВп в прошлом году вырос на 8,1%.
Соотношение между этими показателями вполне удовлетворительное.
Однако хочу особо отметить: отход от сырьевой экономики отнюдь не означает ослабление нашего внимания к топливно-энергетическому комплексу.
Партнеры могут быть уверены: Россия выполняет и в дальнейшем будет неукоснительно выполнять все взятые на себя обязательства по поставкам энергоносителей.
Более того, мы существенно развиваем наши возможности, а также стремимся сделать их независимыми от политической и экономической конъюнктуры некоторых стран-транзитеров.
Именно с этой целью совместно с Германией Россия уже приступила к строительству Северо-Европейского газопровода. В свою практическую фазу вступает и реализация проекта "Южный поток".
Кроме того, мы последовательно выступаем за долгосрочные контрактные отношения, совершенствование системы ценообразования, а также за создание альтернативных торговых площадок.
Предугадывая возможный вопрос, хочу сразу заявить: подобными действиями мы не стремимся ни к какой "энергетической экспансии", а, всего лишь используя существующие реалии, пытаемся получить максимальную экономическую выгоду.
Уже сейчас за счет высоких мировых цен на экспортируемые нефть и газ впервые в истории СССР и России наши золотовалютные запасы приблизились к 500 млрд. долларов.
Более 150 млрд. долларов составляет суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в которые поступают сверхдоходы от продажи сырья.
Все это создает беспрецедентные возможности для подъема отечественной экономики, работающей, прежде всего, на повышение благосостояния наших граждан и формирование современной социальной сферы.
Растущая экономика - это рабочие места и достойная заработная плата, современные условия труда и возможности для профессионального роста.
Растущая экономика - это образование и здоровье, жилье и демография, массовый спорт и культура.
Мы взяли принципиальный курс на инвестиции в человека.
И поэтому успех всей деятельности российской власти будет определяться эффективной социальной политикой, направленной на удовлетворение жизненно важных интересов наших граждан, последовательное улучшение качества их жизни.
"Человеческий капитал" становится главным фактором и основным мерилом развития и роста. В этом мы видим смысл и значение социально ориентированной экономики.
В целом же, как подчеркнул Президент Путин, выступая позавчера в Москве на расширенном заседании Госсовета, посвященном обсуждению перспектив развития России на период до 2020 года, мы стремимся к формированию "общества реальных и равных возможностей, общества без бедности и гарантирующего безопасность каждого человека".
Именно поэтому, для того чтобы обеспечить динамичное движение России вперед, мы целенаправленно переходим к качественно новой социальной политике - политике социального развития.
Ее содержание выходит далеко за рамки просто выплаты пособий и финансирования социальных учреждений.
Это - прошедший этап.
Сейчас речь идет о формировании современной социальной сферы вокруг каждого конкретного человека, а в конечном счете - на развитие российского народа в целом.
Причем мы в состоянии сделать это, как отметил глава нашего государства на уже упомянутом мной заседании, "не жертвуя настоящим ради "светлого будущего", а напротив - день за днем улучшая благополучие людей".
В нашем понимании "новый социальный курс" - это, прежде всего, гуманистическая политика. Политика больших целей в отношении которых в российском обществе сложилось широкое согласие.
Среди планируемых первоочередных мер - увеличение оплаты труда в бюджетной сфере, денежного довольствия военнослужащим, пенсий, стипендий студентам, пособий по безработице, беременности и родам, размера материнского капитала.
Нынешний год объявлен у нас Годом семьи, и он должен дать новые стимулы, создать механизмы для эффективной реализации нашей демографической стратегии.
При этом мы будем и дальше активно использовать успешный опыт осуществления национальных проектов, трансформировать их в государственные программы, нацеленные на достижение общественно значимых результатов, расширять участие отечественного бизнеса в социально ориентированных проектах.
В целом же, резюмируя сказанное, отмечу: на перспективу мы ставим перед собой предельно конкретную цель: к 2020 году Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по уровню ВВП, из которого на каждого россиянина будет приходиться более 30 тыс. долларов.
Справочно: В 2005 году аналогичный показатель в России составлял 12 096 долл. США, во Франции - 30 100, Великобритании - 35 051 и в США - 43 444.
То есть уровень жизни в нашей стране должен существенно улучшиться.
Вместе с тем, становясь богаче, Россия, безусловно, не начинает представлять большую угрозу безопасности для других стран. Но влияние России на глобальные процессы растет и будет расти.
Тем более, так уж сложилось исторически, что многие проблемы современного мира по-прежнему рассматриваются через призму отношений Москвы и Вашингтона.
Действительно, Россия и США уже давно несут особую ответственность за судьбы мира.
Это могло бы продолжать служить мощным объединяющим началом для наших стран.
Однако фундаментальные тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность, и диверсификация рисков и угроз подводят к выводу о том, что решение проблем стратегической стабильности не может более оставаться эксклюзивной сферой отношений двух держав. Как заявил вчера господин Эль-Барадей, с которым я полностью согласен, режим нераспространения в полной мере не работает. Раз правила игры нарушались уже сотни раз, они должны быть намного жестче.
Думаю, что объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности.
В этом - смысл наших предложений в сфере противоракетной обороны и ракет средней и малой дальности.
Ведь сегодня в мире несколько ядерных держав, еще больше стран с солидным ракетным потенциалом. Все они, а не только Россия и США, должны осознавать свою долю ответственности за поддержание стратегической стабиль-ности.
Это в полной мере относится и к тем государствам, которые сознательно отказались от обладания смертоносными потенциалами и имеют моральный авторитет в деле борьбы за безъядерный и безопасный мир.
Конечно, российско-американская связка объективно все же будет сохранять свое значение.
Это касается, прежде всего, контроля над стратегическими наступательными вооружениями.
На смену Договору СНВ-1 должен придти режим, который продолжит максимально обеспечивать предсказуемость в этой жизненно важной для всего человечества сфере.
При этом, подчеркиваю, крайне важно, чтобы его положения имели юридически обязательный характер, с тем чтобы со временем у нас была реальная возможность перевести контроль над ядерными вооружениями и процесс планомерного сокращения их на многостороннюю основу.
Как мне видится, это и есть именно та область международных отношений, где Россия и США не только могли бы, но и просто обязаны проявить лидерство.
Все равно раньше или позже нам придется начинать работать в многостороннем формате, так как, уверен, никто из присутствующих не сомневается в императивности именно многосторонних заслонов на пути "расползания" ОМУ.
И в этой связи примечательно, что Россия и США прилагают, и не без успеха, усилия к тому, чтобы все страны присоединились к их Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, продвигают новую, одобренную в Кеннебанкпорте совместную инициативу в области ядерной энергетики и нераспространения. Кстати, вчера была упомянута идея создания международных центров по обогащению. Подобный центр уже открыт в Сибири под строгим контролем МАГАТЭ, и две страны уже присоединились к нем - Армения и Казахстан. Так что он уже работает.
Надеюсь, что мы найдем общий язык и в вопросах недопущения милитаризации космоса. На днях Россия внесет на Конференции по разоружению проект соответствующего договора.
В целом же я глубоко убежден, что использование российско-американского стратегического наследия в качестве материала для создания современной открытой системы коллективной безопасности, в том числе и в Европе, является разумной альтернативой одностороннему разрушению имеющегося у него потенциала.
Обязанность ответственных политиков - видеть то, что объединяет, и работать над сопряжением усилий по главным, судьбоносным вопросам, не делая их заложником сиюминутной внутриполитической конъюнктуры.
Естественно, в этом направлении многое предстоит сделать. Ведь как можно говорить об эффективном взаимодействии, если нам до сих пор не удалось достичь единства даже в определении понятия "терроризм"?
Терроризм сегодня - это страшный и, по всей видимости, главный враг всего цивилизованного человечества.
Однако сейчас борьба с терроризмом - это своего рода "священная корова", которая при этом все чаще используется в качестве "троянского коня". Под прикрытием антитеррористических действий некоторые государства стремятся всячески реализовывать собственные геополитические и экономические интересы.
Нам нужен решительный разрыв с тем, что долгое время раскалывало мир по идеологическим мотивам.
Преодоление прошлого чрезмерно затянулось, отсюда и проявления двусмысленности в подходе к России, включая попытки вернуться к политике "сдерживания".
Надо, наконец, прийти к общему пониманию того, в каком мире мы живем.
Мы не продвинемся вперед до тех пор, пока не выйдем на четкие общеприемлемые правила взаимодействия в международных делах. Опыт показывает, что без этого бессмысленно говорить о "совпадении стратегических целей" и "разногласиях тактического порядка".
Все это в полной мере относится к европейской безопасности. Политика России в отношении ОБСЕ, Совета Европы, таких многосторонних инструментов, как ДОВСЕ, как раз направлена на то, чтобы безопасность одних не укреплялась за счет безопасности других, чтобы обеспечить ясное и четкое понимание неделимости и всеобъемлющего характера этой европейской безопасности как нашего общего дела и достояния.
Уважаемые дамы и господа!
А краткий ответ на вопрос сегодняшнего обсуждения "Куда идет Россия?" я бы сформулировал так: Россия идет по пути создания социально ориентированной рыночной экономики, повышения уровня и качества жизни своих граждан, эволюционного развития страны в условиях тесного международного сотрудничества на основе принципов международного права.
Благодарю за внимание.


Unofficial translation

Address to the 44th Munich Conference on
Security Policy "Where is Russia heading?
New Vision of Pan-European Security"
February, 10 2008

Ladies and gentlemen,
Excellencies,
Yesterday, HT, opening the conference, said he would speak German, as there is German TV here. Being more liberal, I will speak English - despite the fact there is Russian TV crews here.
Hope you would agree that we have all reasons to call Mr. Teltschik a patriarch of this international forum (it is his 10th Conference) and if we speak about me, Im an old-timer since this is my 8th address to the esteemed auditorium from this podium.
For Gates, this is his last address as Defence Secretary. This is my first as not one. (laugh)
It gives me pleasure to note that the authority of the Munich Conference on Security Policy has increased considerably in recent years. It has gradually turned into a universal venue where leading politicians and experts can express their opinions on international developments, exchange views and jointly discuss solutions to various problems.
As President Putin has stated in Munich last year, we don't have to limit ourselves only to diplomatic courtesy, but can frankly address all issues. This is the attitude I will try to follow.
I am sure that everyone here clearly realizes that the process of Russia's revival objectively combines our ambition to occupy an appropriate place in the world politics and commitment to maintain our national interests.
Right away I would like to make a point: we do not intend to meet this challenge by establishing military blocs or engaging in open confrontation with our partners.
Russia's way is different: we are consistently developing multivector cooperation with various nations both on a bilateral level and in the framework of key international and regional organizations.
This strategic targeting is entirely consistent with the new perception of the world by the Russians who now are confident of their potential and, consequently, are capable of thinking globally.
We have abandoned ideological and other prejudices. We don't export ideology anymore, you will agree with that. We export only goods and capital. This is also a point of departure in our relations with international partners.
Russia is an open country undergoing unprecedented historic transformation, firmly intending to stay in the mainstream of the world politics and economics. We did everything to get rid of internal shocks and to take a secure path of evolutionary development with transparent goals.
I am confident that during the forthcoming Presidential elections to be held on March the 2nd in Russia, the people of our country will demonstrate their full support for this policy.
We respect the values cherished by America and Europe for centuries. Democracy is our main guideline, too. But we can hardly accept that there exists some universal experience or idea to serve as a "master standard" for all times and nations - a kind of a "Troy ounce" to measure political structures, national cultures, religions, convictions and mentality.
Therefore our perception is based on the notion of development models' diversity as well as variety of ways of understanding and attaining harmony in society.
At the same time Russia shares the opinion that democracy requires similar skills and institutions as those needed for the functioning of free markets. Therefore, market principles combined with social responsibility have already become a solid foundation for our economy.
As a result, during the last 9 years, the gross domestic product in Russia has increased by 80 per cent, which is nearly twice as much compared to the average world indicators staying at around 46 per cent. Continuity of this process is ensured by accelerated integration of our country into the world economic system.
Russia is becoming more attractive for foreign investors. Thus, over the past year, net capital inflow has almost doubled against the previous year to reach $82.3 billion. Foreign direct investments account now for more than 3 per cent of the GDP (gross domestic product).
Alongside, external assets of a number of major Russian companies increase, too, despite of the antagonism on the part of some European countries.
We do not aim to buy the entire Old World with our petrodollars. But welcoming foreign investors in Russia, we naturally expect this to be a two way traffic. Yet, for the moment, the ratio of accumulated mutual investments is one to ten in favor of the European Union. That means 10 dollars invested in the EU, and only one dollar in Russia.
Moreover, while talking about liberalization, these states close their own markets and often accompany this with criticism of the Russian leaders who allegedly "deviate from the classical principles of the market economy".
Some even try to stick the label of "state capitalism" to our economic model.
May I disagree.
The state-private partnership is the key mechanism ensuring the development in Russia. Our goal is not just the mixed economy, but ensuring of a close interaction between its two sectors - state and private, with eventual shift of balance towards the latter.
As a part of these practices large integrated structures are being established in Russia giving the investors an opportunity to participate in the privatization process.
I am convinced that at this stage the increased state involvement in economic life in Russia has no alternative.To say more, only state interference allows the national economy to make a shift from a one-sided raw material orientation towards the innovative development strategy.
We focus on those sectors of technology in which Russia has always had leading positions in the world and which can serve as a basis for our further development.
First of all, those include aircraft engineering and production, shipbuilding, atomic energy, missile and space technologies. Im also now chairman of the board of the Joint Aviation Corporation, and would like to inform you that our cooperation with Boeing is flourishing.
Significant efforts are being made in the key area of advanced knowledge-intensive branches capable of producing innovative, breakthrough technologies within the next 10-20 years.
Nano-technology is believed to be one of those and the newly established state-owned corporation will conduct its activity specifically on the basis of state-private partnership. The government will fund nanotechnologies only when the private sector is interested in investing in them too.
To encourage development in other areas, specialized institutions are being set up, including the Russian Venture Company, the Investment Fund and the Bank for Development.
Last year, the Government has allocated an equivalent of 21 billion US dollars to provide capital for these structures. The Federal budget for years 2008-2009 has a provision for 18 billion US dollars for these purposes.
But even such significant financial injections by the Government are in no way a "cure-all" since the need to repair infrastructure discrepancies, which accompany Russia's economic growth, would alone require funds amounting up to one thousand billion US dollars. We calculated, to modernise our whole Russian infrastructure - roads, etc. We have calculated the sum we need and we need to attract it from the markets.
Therefore, we rely mostly on private investments, while governmental support acts as a accelerator for innovations and a guarantee for financial involvement of the private sector, including foreign companies. It is self-explanatory that in the case of the latter we seek to ensure that the entire process does not negatively affect sensitive aspects of national security.
Thus, a new draft law is now being considered to adopt detailed regulations related to foreign investments in sectors of strategic importance. It should be emphasized that it is based on a "permissive" approach. This is yet another proof that we are not developing any kind of a closed and strictly regulated economy. On the contrary, we aim at establishing a normal and civilized market.
To tell you more, the current structural reforms are already yielding positive results. In 2007, about two thirds of the Russian GDP was generated in the real industrial, construction and trade sectors. Volume of production of mining industries has grown by two per cent only - and that includes oil and gas, by the way - during the same period, while manufacturing and machine building industries have shown a ten- and twenty per cent growth, accordingly. On the whole, the GDP last year grew 8.1 percent. That's not a bad figure.
We have good reasons to be satisfied with these figures.
At the same time, I would like to specifically note that the shift from the primary-sector-based economy does not imply any kind of deviation from the fuel and energy sector.
Partners can rest assured that Russia has been strictly fulfilling and will continue to fulfill all its commitments regarding energy supplies - I would like to stress that particularly.
Moreover, we do our best to develop our export potential and make it free from the political conditions in certain transit countries.
It is with this in mind that Russia and Germany have begun the construction of the North European Gas Pipeline. The "South Stream" project is also entering the implementation phase.
Furthermore, we have consistently advocated long-term contractual relations, improvement of the pricing system, as well as establishment of alternative trading platforms.
In anticipation of a possible question I would like to state straight away that we are not masterminding any kind of "energy expansion". We simply do our best to achieve maximum economic benefits in the existing situation.
High world prices on the exported oil and gas have resulted in the fact that by now, for the first time in the history of the Soviet Union and Russia, our gold and currency reserves have approached the level of 500 billion US dollars.
The aggregate assets of the Reserve Fund and the National Welfare Fund that accumulate the excessive gains from the sales of raw materials now exceed 150 billion US dollars.
This provides unprecedented opportunities for economic growth in Russia aiming at a higher standard of living for our people and developing modern social infrastructure.
The growing economy means additional jobs and decent wages, modern working and living conditions, new possibilities for professional growth, as well as better education, healthcare, housing, incentives for population growth, mass sports and culture.
As a matter of priority we have tuned home policy to focus on human investment.
The success of all efforts taken by the Russian authorities will ultimately be determined by the efficiency of social policy aimed at satisfying vital needs of rank and file Russians and improving the quality of their lives.
The "human capital" is becoming the main factor and basic indicator of development and growth. To the best of our understanding this constitutes the main idea of a socially responsible economy.
As President Putin has stressed the day before yesterday at the State Council meeting in Moscow, devoted to Russia's development trends for the period up to the year 2020, we intend to set up the society "of real and equal opportunities, the society without poverty, providing social security for each individual".
Therefore, in order to ensure a dynamic progress in Russia we are shifting to a principally new policy aiming at the social development and going far beyond mere payment of social benefits.
" The New social policy" is basically the policy of humanism with major goals widely supported by the Russian people.
Suggested priorities include rising of public sector salaries, allowance for servicemen, pensions, scholarships, unemployment benefits, maternity allowance.
This year in Russia has been declared the Year of the Family, which should result in new incentives and mechanisms to effectively implement our demographic strategy.
To sum it all, may I stress that we have set up a very special objective: by the year 2020 Russia should be among the world's five biggest economies with per capita GDP of over 30 000 US dollars. Right now, by the way it is around 12 000 USD.
Getting richer Russia will not pose a threat to the security of other countries. Yet our influence on global proceses will continue to grow.
Besides, historically, many present-day issues are still considered through the prism of relation between Moscow and Washington/
Indeed the two countries have long been sharing a special responsibility for the future of the world. Besides, this could continue to serve as a firm basis unifying our nations.
However, major trends of contemporary development, including emerging multipolarity, as well as diversified risks and threats suggest that tackling issues of strategic stability can no longer remain in the exclusive sphere of relations between our two powers.
Objectively time has come to open this framework for all leading states interested in cooperation in order to ensure the overall security.
This is the essence of our proposals related to the anti-missile defense and to the intermediate- and short- range missiles.
Today, there are several nuclear powers in the world and even more countries with a strong missile capability. All of them, and not Russia and the United States alone, should share the responsibility for maintaining strategic stability. As Mr El-Baradei stated yesterday, and I agree, proliferation is out of the tune. Rules of the games need to be much, much stricter, as they are broken all the way, hundreds of times.
This is entirely true for the states which have deliberately chosen not to possess the deadly potential and which have a high moral commitment for a nuclear free and secure world.
However, objectively, Russia-US ties will certainly retain their significance.
This primarily concerns control over strategic offensive arms.
The SALT I should be replaced by a regime capable to ensure the highest possible predictability in this area, which is vital for the whole mankind.
Here, I would like to stress that it is imperative to ensure that provisions of such a regime should be legally binding so that, in due course, it would really become possible to shift to the control over nuclear weapons and the process of their gradual reduction on a multilateral basis.
As I see it, this is precisely an area of international relations where Russia and the United States not merely could, but are directly obliged to show leadership.
Sooner or later, we will have to start working in a multilateral format since none of us here, I am sure, has any doubts about the importance of multilateral barriers to WMD proliferation.
In this connection, it is noteworthy that Russia and the United States have been seeking, and not without success, to compel all countries to join their Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism. At the same time, the two countries are advancing a new joint initiative in the field of nuclear energy and non-proliferation, approved at Kennebankport. By the way, yesterday, the idea of enrichment centres has been mentioned. A centre like this has already been opened in Siberia, under the IAEA's strict control, and 2 countries have already joined - Armenia and Kazakstan. So it already works.
I hope that we will also find common ground on the issue of non-militarization of space. In the coming days, Russia is going to table a relevant draft treaty at the Conference on Disarmament.
On the whole, I am firmly convinced that making use of Russian-American strategic heritage as a ground for creating of a modern open collective security system, also in Europe, represents a reasonable alternative to unilateral destruction of its potential.
Responsible politicians are bound to notice the unifying trends and to work for pooling efforts in resolving major crucial issues without holding them hostage to short-lived policy considerations.
And again about terrorism. It is a dreadful phenomenon and, evidently, the archenemy of the whole civilized world.
No doubt, fighting it gives an ample opportunity for the joint action. But how can we discuss effective interaction if, until present, we have failed to reach accord even on defining what "terrorism" is?
On the other hand some states strive to exploit antiterrorist activities as a pretext to achieving their own geopolitical and economic goals.
It is time we should decisively abandon all approaches that have long divided our world on ideological grounds.
Overcoming the past tendencies has become a protracted process with the double standard attitude towards Russia, which even includes attempts to return to the containment policy.
It is high time for us to finally develop a common vision of the world we live in.
We will make no progress until we elaborate clear and generally accepted rules of cooperation in international affairs. Otherwise, as experience shows, there is no sense to talk about "concurrence of strategic goals" and "certain tactical disagreements".
This is particularly true in the case of European security. Russian policy with regard to the OSCE, the Council of Europe and multilateral instruments such as the CFE Treaty is aimed precisely at ensuring that no one could strengthen its security at the expense of others, and making it crystal clear to everyone that European security as our common cause and achievement is indivisible and comprehensive.
Ladies and Gentlemen,
And, finally, to answer the question chosen as the topic of our discussion - "Where is Russia heading?" - I will formulate a short answer.
Russia is heading towards the creation of a socially-oriented market economy, improvement of living standards and quality of life of its people, as well as evolutionary development of the country in the context of close international cooperation based on the principles of international law.
Thank you.