Самое четкое впечатление, настоящий врезанный в память штамп - дождь.
Сильный ровный дождь в течение многих дней. Ощущение такое, будто дождит не только над десятком Богом забытых деревушек, но и над всем Пермским краем, над всем Уралом, над всей Россией.
В первый день сапоги уходили в грязь до половины, потом - почти целиком. Думали: еще сутки-другие дождей, и кто-нибудь утром с порога ухнет в грязь по пояс, по плечи, по грудь, а там и с макушкой.
Будет кричать, пока не захлебнется грязью.
Экспедиция поселилась в деревенской школе. Ехали семером со всей поклажей, раскладушками, экспедиционным имуществом в автобусе на четыре места - размещение не по площади, а по объему машины. Ходили по деревням, принимали гостей.
...Приносили нам зелень, молоко, творог, сметану. Особенно в постные дни — самим нельзя, вот и несли нам, кто в подарок, а кто на продажу. Им многого нельзя -этой тысяче или полутора тысячам человек, считанными горстями рассеянным по полутаежному углу. Почти все белобрысые - хороших, чистых тонов, голубоглазые - нация арийцев, да и только! Очень красивы. В том числе и мужики. Бороды почти у всех - кроме тех, кто осел в городе и только летом наезжает в родные места. Отыщете бороду на любой вкус: окладистым полукружием, прядками, вилами, лопатой... Пожалуй; только козлиной не видели. Старухи крепкие и благообразные до гробовой доски - с морщинистыми лицами, иногда с диковатым взглядом, ворчливые, языкатые - все, что угодно, но не дряхлые. Стариков меньше: колхозы, война, восстановление после войны. Лагерь по религиозным статьям выбивал, кстати говоря, тоже чаще мужиков. В сорок выглядят на двадцать пять, в шестьдесят - на тридцать пять. Умирают раньше женщин, редко унижаясь до тонкой старческой болезненности и слабости. Все - русские. По паспорту. Так и заявляют: «Раз в паспорте писано русский, значит- русский!» Говорят между собой на пермяцком наречии, природным русским непонятном совершенно и не совсем ясном для природных пермяков. Говорят и по-русски. Не хуже нас, а когда и побойчее. Одна: «Я перми-тинка». Все: «Мы русские». Натуральных, «этнических», русских - по одной-две семьи на деревню. Переселенцы. Или связаны с пришлым старообрядческим духовенством. О них: «поповские». «Поповские»-то во главе с местными «иерархами» и держат запреты для всех Подчеркиваю еще раз: «нельзя!» - очень многого.
Нельзя чеснок.
Нельзя помидоры.
Нельзя комбижир.
Нельзя телевизбр
- «икона дьявола». Радио рекомендуется во время молитвы выключать. Еще лучше - не иметь его вовсе.
Нельзя курить.
Нельзя таблетки - «невесть из какой дряни сделаны». Кости помять - ладно. Травы - уже сомнительно, но - ладно. К колдуну - боль «заговаривать» или «пьянку бесами лечить» - упаси Господь! Кашпировского смотреть - верный ад. Лечиться надо молитвой.
Нельзя к врачу. Нельзя в больницу.
Нельзя есть из одной посуды с чужаками по вере или с теми, кто плохо «держит закон». За нарушение - от двух лестовок и более. Лестовка - старообрядческие четки для отсчета молитв. 70 делений. На каждое деление - по молитве с поклоном. Два раза хозяйки выносили мне пить в майонезных банках - не поганить же посуду...
Нельзя предохраняться. Аборт - двести лестовок
Нельзя ходить без бороды.
Нельзя...
Нельзя...
Нельзя...
Нельзя дурных песен петь. Это тех, которые Есенин сочинил. И плясать бы не надо.
Нельзя брать пенсию — «нечистые деньги». Не за работу, а так - от лукавого. В 70 лет, при пяти медалях за трудовую доблесть - нельзя!
Нарушают, конечно. И таблетки пьют, и едят со своими «блудными» (т.е. невенчанными) детьми из одной посуды, и пенсии почти все берут. Кое-что на сомнении: фотографироваться вроде бы не надо, но и точно не ясно - грех или нет? Газ - уже понятно, не грех. А холодильник? Бог весть. Согрешил - покайся, отмоли. Батюшка строг, но справедлив. А утаить от него грех - значит закрепить за собой до Страшного суда. Все серьезно: взрослые не играют, как дети, взрослые живут, как взрослые. Когда возраст таков, что пора бросать все другие игры, кроме игры в подготовку к собственной смерти, вера становится всем или почти всем. Но для этого необходимо по-настоящему далеко уйти в суровое старообрядческое христианство, и ни одно правило не должно оказаться
забытым.
...На третий день работы мы зашли к некоей Евдокии Исаковне А, 83-х лет. Почти глухая, из дома не выходит. Лицо - один цельный кусок коры дуба. Недавно она умерла. Ее отпели, омыли тело. Всем знаком листок с прошением к Богу, который кладется в город каждому верующему. Так вот батюшка уже вписал ее имя в печатный
текст листка...
Воскресла. Чем вы лечитесь, бабушка? - А ничем,
сынки. Молитвою.
На тумбочке камфорный спирт, таблетки.
А может какими-нибудь травами? - Да нет же, не
знаю я никаких трав.
Под кроватью - таз с густым коричневым отваром
крапивы от боли в ногах.
Поговорили. Отмякла, отошла душой.
Так, может, вам каких-нибудь лекарств принести, бабушка? - По обычаю два раза отказалась, а на третий согласилась, попросила цитрамон.
А вам это не в грех считается, бабушка? - В грех, ясно, да отмолю. - Отмолит. На столе - открытая Псалтырь.
...На четвертый день работы зашли к паре стариков. Жена, Вера Львовна Г., лет 60-65, оказалась «разговорной», бойкой, знала церковную грамоту7. Согласилась показать, как прядут. Села за прялку. Наш фотограф потянулся было открыть футляр... Мгновенно закрыла руками лицо и сказала твердо:
- Не надо.
...Ближе к концу экспедиции зашли в «еретический» дом. Телевизор. Светская библиотека. Дочери хозяев, женщины лет 25, объяснялись с нами правильным городским языком. Сам хозяин даже и покурить не прочь. А в углу - киот со старинной иконой, отделанный очень душевно и с настоящим изяществом. Рядом висят четыре лестовки - хозяев и детей.
Двадцать, тридцать, сорок лет человеку, даже если он уехал в город и насквозь пропитался городским духом, обязательно скажет с некоторой запинкой: старообрядец я... хотя, может, и не строгий. Среди молодых мало строгих, «достойных», т.е. таких, кто соблюдает все запреты, посты и регулярно посещает церковь. В молодости это значительно труднее. Но вера не умирает. В церкви стоят на службах, поют на клиросах, да и вообще хорошо знают церковную грамоту 60-80-летние старухи. Им кажется: вот умрем, и вера вместе с нами сгинет, из молодых-то никто толком не верит. Да, но старых сменяют пожилые, 50-летние, А когда они стареют, молодые прошлых времен уже успевают стать пожилыми... смена есть всегда!
..День на пятый зашли к Кавронье (переделанная Феврония) Ефимовне А, 69 лет. Говорила очень настороженно, без особой любезности, даже с холодком. Лицо плоское, бесстрастное. Глаза с неожиданным явно монголоидным разрезом. На собеседника в упор не смотрят. Вбок. Вниз. С хитрецой. Ненароком в середине беседы речь зашла о детях Было их много, да все разъехались, все уехали в разные города. Венчаны все, конечно. Настояла. Да и только, что венчаны! Закона-то не блюдут...
В этом месте она заплакала. Сухими невидимыми старушечьими слезами, навзрыд, горько, громко. Неудобно было оставаться, неудобно было и уйти. А успокоилась она очень и очень нескоро. Почему? Батюшка говорил: Бог за детей ненаставленных покарает родителей на Страшном суде.
Так вот, о Страшном суде. Есть две вещи, которых старообрядцы опасаются всерьез. Во-первых, они всерьез опасались нас. То есть тех, кто приходит к ним извне. Приходит и всегда приходил, чтобы брать что-нибудь, иногда - чтобы брать людей: за веру страдало поколение за поколением, вплоть до совсем недавних времен, когда по старому обряду прошлась вдобавок изрядная колотушка коллективизации...
...На седьмой день работы случайная, заранее не подготовленная беседа с Анной Терентьевной А., лет 70-ти. Огромные, круглые, совиные глаза. Очень спокойный, тихий, но твердый голос уверенного в себе человека. Взгляд - внимательный, оценивающий. Смотрит в глаза, подходя к собеседнику, затем отводит взгляд в сторону. Однако из самых грамотных прихожанок в деревне. Прочитала множество церковных книг, ведет в церкви клирос.
- Что вы вот все выспрашиваете? Что выспрашиваете? Что мы вам расскажем - все из книг, а вы их читали, знаете сами. И давай через год ездить, и давай ездить... Верно, вы какую-то тайну хотите выспросить, но главное все не то...
Начинаю путано объяснять насчет устной народной традиции, истории старообрядчества и т.д. Качает головой и, будто не обратив внимания, продолжает оттуда, где закончила:
- Все то не главное. Вот вы пишете, пишете, а потом в ваши записки про нас посмотрят и будут знать, кого из нас забирать на муку...
Я: что вы, Анна Терентьевна, разве мы из таких людей и т.д.
- Вы, может, и не из таких, дак вы сами не знаете, куда ваша писанина пойдет. Шас вон послабей стало, да кто знат, что там еще будет.
Молчу. Прикидываю. Сменятся власти. Найдется причина вновь «погонять» старообрядцев. Соответствующие организации обратятся с запросом к АН или прямо по конторам, которые занимаются полевыми изысканиями. Так что если не впрямую, то косвенно... Терентьевна, не торопясь, развивает свою мысль:
- У нас при колхозах, до войны-от еще, там два, там три, там четыре мужика в деревне-от пропало. Побрали. Тех за добро, тех за веру. Пострадали они. Вера наша чис-товитая, за нее хорошо пострадать. Вы пишите, а я пострадаю несколько дней, а буду вечно со Христом.
Глаза ее на мгновение вспыхнули мечтой: обрести рай наверняка, в качестве мученицы.
- Нас побивает антихрист. А у него двенадцать апостолов, помощники, стало быть, как у Христа были.
Я не нашел ничего толковее, как попытаться разуверить ее в нашем происхождении от антихриста. Предложил ей перекрестить меня. Терентьевна глянула на меня с удивлением: говорила, вроде, с нормальным, с грамотным, а оказалось - недоумок.
- Нешто вы... Ну нет же! Антихристовы апостолы по столицам, в Москве, небось, сидят. Что им тут делать-от? Тут со своих, с соседей, антихристы найдутся. Продадут...
Да, конечно, ко всему примешивалось еще и то, что похаживали мы в штормовках, в сапогах, не очень-то и бритые, а рядом, под боком, был лагерь. Обычный скоп уголовников, к которым ранее примешивались политические, в том числе и старообрядцы. Словом, лагерный люд здесь был всякому знаком: бродили расконвоированные, бегали почасту, из самих местных многие в свое время отсидели, немало было и мужиков, работавших на зоне охранниками. Народец пошаливал, старухи открывали двери с разбором, а то и на порог не пускали: глухая я, мол, какая, мол, такая там экспедиция? Не знаю. Ничего я не знаю, ничего у меня нету, идите с Богом. Глухая. Не знаю.
Верное дело: три века гонений в кровь, в гены забили хитрую простоту. С простого человека нечего взять. Тем целее он и будет...
Но, во-вторых, куда больше нас и всего того, что извне, да не от Бога, боялись они Страшного суда. Боялись искренне и страшно.
На шестой день работы зашли к Анне Леонидовне А., 82-х лет. Глаза мутные, походка тяжкая, фигура сухенькая, но вся какая-то обмякшая. Однако речь внятная и вполне ясный ум, как это часто бывает у стариков незадолго до смерти.
День был неудачный, мы спутали дорогу, долго кружили и вышли к нужной деревне, потеряв полдня. Боялись: вдруг сорвется, не станут разговаривать - тогда и целый день, считай, пропадет пропадом. Стоило Леонидовне отворить дверь, как мы наперебой затараторили: не бойтесь, не лагерные, не пугайтесь - экспедиция. Она нам прямо в дверях:
- Чего бояться? Пророчество уже исполняется. И, далее, уже в доме: «Будет шибко плохо. Нигде ничего не возьмешь. Не виноваты Горбачев и Ельцын, а просто пришло такое время, и будет еще хуже. Бог не даст плодов. Земля посохнет. Будет война, будет голод, и из семи городов люди в один город придут. Придет антихрист, будет свои печати ставить. Бот все говорят: это талоны в магазин, а может, паспорт. Не верю я, нет еще таких печатей, только еще будут. Во всем признаки: все грешат, никто не верует, все поддались дьяволу. А как греша-ат! Даже в воскресенье работают. Вечный ад. Царству Христову нет конца, адскому мучению нет конца».
Думаете, старуха выжила из ума? Ан нет. В той же деревне зашли в дом к Анне Архиповне П., всего 53-х лет. Еще не так давно - десяток лет назад, ну полтора десятка, от силы, - она была, наверное, очень красивой женщиной. Еще руки ее, глаза и вся повадка - как двигается, поворачивается, отвечает - хранят память о былой красоте. Й только кожа на лице уже опустилась, от уголков губ потянулись печальные и усталые складки. Детей - полон двор. Детей и внуков. Недавно она полюбила Церковь, в первый раз исповедовалась, «отдавала грехи за всю жизнь». Получила, кстати, немного-немало 700 лестовок... Она верила чувственно, душевно:
- Антихристы - это те, кто живет без добра, без любви, не работает, старым не помогает. Вот дети мои - антихристы, да и сама я, верно, антихрист.
А с другой стороны, за краткий срок в представления ее о каре за грехи вошли вещи точные, рациональные-, по всему сходится, что скоро быть Второму Пришествию - и птицы железные летают, и еще напасть эта - колорадский жук. Картошка сохнет. «И вся она посохнет, и будет еще моль всякая. А воды совсем не будет. Мужикибудут по избам трупами лежать». И про семь городов -истинная правда. «Все погорит и погибнет, люди останутся только в одном городе. Евреи, стало быть. Их и будут судить жестоким судом». - Она явно волновалась и даже призналась, что как раз до нашего прихода думала об этом и плакала. Мужики изъяснялись проще, но думали о том же и ожидали того же. В соседней деревне нам повстречался Степан Евтифеевич А., на вид около 40 лет, жил там бобылем, со своей старухой матерью. Красавец: светловолосый, высокий, широкоплечий, с роскошной бородой. Жить ему здесь скучно - деревня эта совсем заброшенная, почти пустая - а податься некуда. Отвечал поначалу сторожко и поглядывал так: попробуйте только меня за мои слова ущучить - вмиг отопрусь! Потом успокоился, предложил почифирить. Почифирили, выпили, и он мне уже как бы по душам: верное дело-де. Будет антихрист. «Кто он будет - неведомо, а придет, как вы пришли. Число его
666. Печати свои поставит на лоб да на руку (и указал на ладонь). Откуда знаю? Дак эта... В газете читал. А газета где-нито потерялась».
В другой раз попался тоже не старый еще мужик, однорукий, но очень энергичный, быстрый в движениях и со звонким высоким голосом. Николай Галактионович П., 53 лет. Как раньше говорили - «подкованный». Самоуком осилил церковную грамоту. Библию читал. После проповеди задерживался у батюшки вместе с кружком таких же интересующихся углублением богословских знаний. Вначале долго и со вкусом ругал всяческое начальство и колхозы (о начальниках вплоть до высших рангов, кстати говоря, мы ни разу не слышали ни одного доброго слова - все в узлы, да через третий пень, да по родственничкам). Потом изложил свою точку зрения: «Бог уже хотел всех людей побить, да Богородица отмолила ненадолго. А насчет печатей - точно так Всем будут ставить на лоб и на левую руку. А без печати в магазине ничего не дадут». С ним вместе жила скрюченная в три погибели старушка со слабым дребезжащим голосом -Устинья Аввакумовна П., лет 80-ти. Ей он приходится приемным сыном. По слабости и болезненности своей рассказать она могла немного. Интересно вот что: не в пример Анне Леонидовне, прихода нашего она испугалась. Потом честно объяснила, что подумала: «Пришли писать нас в антихристову веру. Антихрист-то как перемогает». Ждут скоро. Думают - уже начинается. Но чаще всего говорят: все произойдет до 2000 года, лет через шесть-семь. Николай Галактионович - тот «по-научному»: «Свершится скоро, через пять минут, если за день целый взять всю цивилизацию». (Выговорил абсолютно правильно.) Другие: «Последние времена настают. Антихрист уже на пороге»; «Антихрист, может, сейчас по земле ходит»; «Выходит, видно, время миру»; «Но, может, если все к Богу обратятся, еще поживут лет 400-500. Суд-то отсрочится»; «А время последнее близко...» Наш отряд обошел всего полтора десятка домов. Вся экспедиция - домов сорок Из наших собеседников только двое усомнились в скором Страшном суде.
Матрена Ивановна П., 67 лет. Всем видом и ухватками старуха - тертый калач. «Поповских» она слушает, да обо всем имеет свое мнение: «Пенсию брать грех, но мы же ее заработали». Или: «Бог один, а 77 вер. И Богу надо об этом подумать и осознать». Так и о Страшном суде -свое, рассудительное: «Я думаю, что конца света не будет. Вот бабушки говорили - земля вся полопат, плодов не будет, ничего не будет расти. А все ж растет. Да вот, недород, хлеба нет. Может, это и к концу света. А он если и будет, то не нам, а кто совсем в Бога не верует».
Другой раз попался худой, жилистый и ершистый мужик, на вид лет 55-ти. Митрофан Варфоломеевич. Говорил, ждет, когда ж «поповщина вся эта кончится». О молитвах в рабочее время отзывался крайне неодобрительно. Начальство материл жестоко и оригинально. Про Страшный суд тоже имел свой резон: все-де о нем говорят, но ничего такого не будет. А насчет разных «изменений климата, то он за всю свою жизнь навидался всяких изменений климата, даже рожь выкапывал из-под снега, ну и что? Никто с голода не умер, и причем тут Страшный суд?»
Подобные высказывания мы считали за редкость необычайную. Чаще, как раз наоборот, приходилось сталкиваться с массивными наслоениями, целыми системами представлений о Страшном суде, в коих Апокалипсис («Калипсис», как его называли) смешивался со старинными старообрядческими сочинениями, сдабривался измышлениями «бабушек» - довоенного поколения - и украшался новинками НТР.
На девятый день работы зашли к некоей Екатерине Викторовне П., лет 65-ти. Через нее до нас докатились громовые раскаты коллективизации: «Бабушка говорила-, будут железные птицы. Это, верно, самолеты. Будут поле пахать железные кони - тракторы, стало быть. Колхозы межи перепашут на полях - это все от дьявола. Говорили еще: нам-то все это не достанется, а достанется все вам. А еще люди будут плохо работать, работать один на другого, да и перерабатывать».
«Антихрист будет по обличью человек, а ничем от других не отличишь, ничем. А в писании сказано: антихрист будет ходить незаметным образом. Вот уж я и не ведаю, али спасется кто? Мы неграмотные, не знаем, может, и священник - бес».
И от тех же старух слышишь: «Компьютеры - от Бога» (они же от беса); «Тарелки летают - верный признак, скоро начнется»; «А сам антихрист будет летать, как ангел, и всех поражать гипнозом...». Новые времена - новые декорации.
О Страшном суде в проповедях упоминается часто.
Батюшка умеет доходчиво растолковать, поясняя церковную витиеватость речи мирским комментарием: «Решение этого суда будет окончательным и пересмотру не подлежит». Батюшка умен, энергичен, понимает толк в светском образовании, объездил полстраны. Прихожан держит в ежовых рукавицах, за малые грехи дает лестовки, за грехи побольше - не разрешает молиться в церкви, за великие грехи отказывается крестить детей, венчать и даже отпевать умерших. Властью и авторитетом он обладает немалыми - над ним в этой маленькой, но самостоятельной старообрядческой иерархии один лишь престарелый епископ, да и тот едва ходит...
В этих местах нам повстречалось немало стариков, а больше старух, которым не в диковинку встать в три ночи и молиться до шести, выстоять четыре-пять часов на службе, пойти в церковь за 5-7 километров в свои семьдесят лет. Церковь-то в этих местах всего одна. Но зато какая! Большая изба с барабаном и главкой на крыше. Главка - точь-в-точь уменьшенная копия витого купола Василия Блаженного в Москве - из крашеного кирпича и стеклопластика. Внутри - изукрашенное дерево, десятки икон старого письма, пол устлан нарядными домоткаными половиками, низко-низко висит большая хрустальная люстра со свечками, привезенная из Москвы. Здесь истово молятся и бьют поклоны, здесь слушают проповедь, затаив дыхание, здесь в церковь ходят в праздничном наряде, здесь всякая служба с духовным пением и поклонами - истинное театральное действо, в котором актеры - все.
Четвертый Рим. Деревня Ванькова - Четвертый Рим, пятому не быти. Чисто технически они вполне могли бы обойтись безо всего остального мира: хлеб пекут сами, вяжут, прядут, ткут - во многих домах дедовскими ткацкими станками пользуются ежегодно, гнут сани, делают решета из бересты, деревянная посуда - почти повсеместно, буквально несколько лет назад по деревням работали местные кузнецы. В случае чего - горючее и запчасти в обмен на продукты... И даже в идейном смысле: местное старообрядческое сообщество - в расколе с иными согласиями, полностью самостоятельно и представляет собою с точки зрения догматических представлений и канонов единственный, неповторимый вариант христианства... на основе епархии, состоящей из десятка уральских деревень.
В качестве объекта изучения это очень и очень интересно. Во многом - XVII век вживе. Причем с сознательной тягой к консервации всего допетровского, что осталось в жизненном укладе. Но в сколько-нибудь больших масштабах это было бы ужасно. Я не хотел бы
такой России.
А под этим есть реальная почва. Сейчас сама жизнь опробывает одну за другой различные версии общественного устройства на социальном полигоне под названием «российский народ». Есть все предпосылки к тому, чтобы выдвинулось течение или хотя бы группа интеллектуалов-энтузиастов с лозунгами типа: «Господа интеллигенты, а давайте-ка - к сохе. К Толстому. К есенинской Руси. К основам, к святой почве, к заветам предков, к вере. Будем жить духовной жизнью. Простотою смоем грехи наши. Отринем искус измельчавшей городской цивилизации. Пойдем к народу, поклонимся народу, хранителю традиций. Будем жить в деревне, в гармонии с природой, будем пахать. Ибо сначала нравственность, а потом уже наука, техника, материальное благополучие» и т.д. В отдельности все это очень красиво и во многом правильно. Все вместе - цельная программа регресса и полной деградации общественного устройства. В XX з. Россия неоднократно испытывала масштабный голод. Не дай Бог - еще раз, как пророчат экономические аналитики на ближайшие годы. Тогда город ринется в деревни: сначала продотрядами, а потом просто - с протянутой рукой, в батраки, чтобы только жить, выжить. Чуть только подвести под это философское оправдание, чуть только добавить сюда молодого чистого правдоискательства, чуть только закрепить это продолжительностью голодовки, и из деревни перестанут возвращаться. Вся Россия начнет превращаться в один громадный старообразный «Четвертый Рим».
...На одиннадцатый день работы мы вышли к самой дальней деревне, за взгорком - тайга. На отшибе, у реки, живет со своей семьей 57-летний Павел-«богомолец», строгий чашечник, т.е. ест из отдельной посуды. Черные, как смоль, волосы и борода. Взгляд имеет силу опрокидывающего навзничь кулачного удара. Вождь, учитель. Речь - бурный поток обличений, как у Аввакума. Он ругал не что-либо отдельное - правительство, колхозы, неверие, а все сразу: и то, и другое, и третье, и еще коммунистов, городских бездельников, кооператоров... Иными словами, все, что имело источником город. Он наизусть цитировал Апокалипсис и был вполне готов к Страшному суду. Он его ждал, его бы воля - и приблизил бы. Ушел из колхоза, имеет отдельный покос, пасеку, одет только в свое, домотканое, вязаное, на ногах - самодельные кожаные «обутки», или, как их здесь иначе называют, «коты».
Представьте себе-, полтораста миллионов таких Павлов с семьями. Средняя продолжительность жизни - 50 лет. Занятие основной массы населения - хлебопашество. Агрономы и пилоты кукурузников - из Литвы. Инженеры и врачи - из Германии. Хозяева... Откуда будут хозяева, ответьте?..
А теперь следует посмотреть на дело с другой стороны. Я горожанин, выросший в абсолютно безбожной среде, путь мой к Богу и христианству непрям и непрост - он начался, когда мне было 17 лет, а по-настоящему - в 25. Поэтому я испытываю странное удовольствие, зная, что где-то далеко в России сохранились колоссальные залежи подлинной христианской религиозности, настоящие ее бастионы. Пусть эта религиозность странна, диковинна, даже диковата; хорошо, что она сурова, строга к «новинам», недоверчива к суетному городскому мифотворчеству. Этой полнотой религиозного чувства восхищался Константин Леонтьев: он приводил пример старовера, зарезавшего сына, убоясь не уберечь его от соблазнов и грехов мира, а затем уморившего себя голодом. Жутко? Да, жутко. Но логика сильной веры, на которую столь скудна мелко душная и комфортная городская цивилизация, ведет к подвигу благочестия. Этот подвиг очень далек от представлений о «гуманности», но обладает морозной, прозрачной красотой цельного духа... Подобная полнота в «движении веры» могла восхитить крепкого духом Леонтьева, пугала, но и завораживала, завораживала более мягкого и не менее гениального Розанова («Купол храма»). Есть именно подвижническая и никак не слепо-фанатическая красота в том, что бедные старухи отказываются от пенсии. В подобных поступках и в самом убеждении, что так поступать - правильно, содержится неразмытый еще оплот веры. Интеллектуал с большим трудом может приблизиться к пониманию этой красоты и с еще большим трудом - погрузиться в ее среду, погрузиться в воцерковление. Тот же Розанов, духом прикоснувшись к полноте старообрядческого христианства, писал: «Может быть, еще они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной; и тем лучше, что они - «неотесаны»: остальные так усердно тесали себя в истории, что уже ничего не осталось, стесали самую сердцевину себя».
Не знаю, будет ли когда-нибудь спасительной прививка таежной религиозности розовому христианству городов. Важно, чтобы сама возможность подобной прививки сохранялась. И ведь не пусто и не просто ее содержание. Выше не было и строчки о богатой книжной или музыкальной культуре старообрядчества, о внутренней полемике по каноническим вопросам, показывающей духовное развитие старообрядческих общин. Меня интересовали люди, та сторона веры, которая видна при общении лицом к лицу с верующим. Но и здесь простоты нет, а есть цветущая сложность и жизнь прошлого в настоящем. Древняя традиция, представляемая «книжными» людьми старообрядчества, способна к воспроизводству: предания прошедших веков сохраняются, и число их пополняется новыми; еще не остыл порыв к полемической борьбе и способность к ней сильна; еще разлиты в самом воздухе староверческих общин те общехристианские мотивы, которые трогают и простую душу, и какой-нибудь элитарный интеллект. Здесь это в россыпи, а сколь редко и даже раритетно в более «многолюдных» современных христианских конфессиях католичестве, православии и протестантизме?!
Как просто и естественно рассказывал нам древний, больной старик (Федор М.) о прежней скитской жизни старообрядцев: «...Старцам-монахам искушение беса было, дьявола значит. У нас был отец Макарий, двадцати пяти лет ушел в келью. Дело было зимой. Он встал в четыре часа утра, умылся, собрался на моление. Вдруг слышит, открываются двери в сени с улицы, и начинается хор девушек, и баян играет. Концерт, значит. Девушки пляшут, поют песни, руками щелкают и хохочут, а мужчина на баяне играет. Продолжалось это минут 15-20. А он один в келье. Что такое? Я ему говорил: отче, так ты бы взял крест и вышел, беси-то креста боятся. А он говорит, я окаменел. Вот все утихло. Двери все закрыты на палки и задвижки. Говрит. выхожу, никакого следа нет, открываю дверь на улицу, а там сантиметров шестьдесят снегу, выпалка снега ночная. Нигде ничего нет, никаких не было артистов, а вот этот самый окаянный дьявол подшутить хотел, разыграть старца...». Слушая это, я думал: может быть, аромат Божественного присутствия и зловоние дьявольских козней не ушли из мира, но приближены только к тем, кто верит сильно и способен бороться. Бороться, как инок Епифаний, страдавший более трех столетий назад от бесов и людей, и видевший Богородицу.
Черту под моим чувствованием старообрядчества подвел один нестарый еще человек, Ефим Г. - 50-ти или около того лет, истинный богослов, знаток канонического права. В нем была сила духа, помноженная на твердость и какую-то врожденную способность ритора: убеждая побеждать. Он сидел за простым деревенским столом в простой деревенской одежде и растолковывал нам вселенские смыслы: «Как вы смотрите на саму веру? Что она из себя представляет, вера? Это ведь не самодеятельность. В ней есть закономерность, строгость, какие-то пределы, чтобы не уклоняться. Но сегодня эти рамки, я так понимаю, поколеблены. И в первую очередь - каноническая часть. Внешний вид нормальный, но в жизни - уклонения от канонов. А из-за этого... Простите, у нас есть такое выражение: «Будете просить, и не дастся вам, и ваша молитва будет во грех». То есть желаемое не будет получено. Не знаю, как вы понимаете, многие говорят так, Бог один, какая разница, какая вера. Ну, нет. Это неправильно... Я беру от источников Христа, как он заповедал, как прошли вселенские соборы с первых веков: как они определили, так и должно быть. И никто не имеет права ничего изменять. Писано: «В правилах будем до конца тверды». Это же не драмтеатр сегодня спектакль поставили так, а завтра кто-то решил чуть-чуть добавить и прибавить. Здесь кто убавит и добавит - да проклят есть! Достаточно нарушить одну малую заповедь, и будет нарушено все Евангелие. А сегодня вера шатнулась...»
Его ли вере шататься? Он столп для всякой шатос-ти, несокрушимый оплот.
1992-1994
Другой раз попался худой, жилистый и ершистый мужик, на вид лет 55-ти. Митрофан Варфоломеевич. Говорил, ждет, когда ж «поповщина вся эта кончится». О молитвах в рабочее время отзывался крайне неодобрительно. Начальство материл жестоко и оригинально. Про Страшный суд тоже имел свой резон: все-де о нем говорят, но ничего такого не будет. А насчет разных «изменений климата, то он за всю свою жизнь навидался всяких изменений климата, даже рожь выкапывал из-под снега, ну и что? Никто с голода не умер, и причем тут Страшный суд?»
Подобные высказывания мы считали за редкость необычайную. Чаще, как раз наоборот, приходилось сталкиваться с массивными наслоениями, целыми системами представлений о Страшном суде, в коих Апокалипсис («Калипсис», как его называли) смешивался со старинными старообрядческими сочинениями, сдабривался измышлениями «бабушек» - довоенного поколения - и украшался новинками НТР.
На девятый день работы зашли к некоей Екатерине Викторовне П., лет 65-ти. Через нее до нас докатились громовые раскаты коллективизации: «Бабушка говорила-, будут железные птицы. Это, верно, самолеты. Будут поле пахать железные кони - тракторы, стало быть. Колхозы межи перепашут на полях - это все от дьявола. Говорили еще: нам-то все это не достанется, а достанется все вам. А еще люди будут плохо работать, работать один на другого, да и перерабатывать».
«Антихрист будет по обличью человек, а ничем от других не отличишь, ничем. А в писании сказано: антихрист будет ходить незаметным образом. Вот уж я и не ведаю, али спасется кто? Мы неграмотные, не знаем, может, и священник - бес».
И от тех же старух слышишь: «Компьютеры - от Бога» (они же от беса); «Тарелки летают - верный признак, скоро начнется»; «А сам антихрист будет летать, как ангел, и всех поражать гипнозом...». Новые времена - новые декорации.
О Страшном суде в проповедях упоминается часто.
Батюшка умеет доходчиво растолковать, поясняя церковную витиеватость речи мирским комментарием: «Решение этого суда будет окончательным и пересмотру не подлежит». Батюшка умен, энергичен, понимает толк в светском образовании, объездил полстраны. Прихожан держит в ежовых рукавицах, за малые грехи дает лестовки, за грехи побольше - не разрешает молиться в церкви, за великие грехи отказывается крестить детей, венчать и даже отпевать умерших. Властью и авторитетом он обладает немалыми - над ним в этой маленькой, но самостоятельной старообрядческой иерархии один лишь престарелый епископ, да и тот едва ходит...
В этих местах нам повстречалось немало стариков, а больше старух, которым не в диковинку встать в три ночи и молиться до шести, выстоять четыре-пять часов на службе, пойти в церковь за 5-7 километров в свои семьдесят лет. Церковь-то в этих местах всего одна. Но зато какая! Большая изба с барабаном и главкой на крыше. Главка - точь-в-точь уменьшенная копия витого купола Василия Блаженного в Москве - из крашеного кирпича и стеклопластика. Внутри - изукрашенное дерево, десятки икон старого письма, пол устлан нарядными домоткаными половиками, низко-низко висит большая хрустальная люстра со свечками, привезенная из Москвы. Здесь истово молятся и бьют поклоны, здесь слушают проповедь, затаив дыхание, здесь в церковь ходят в праздничном наряде, здесь всякая служба с духовным пением и поклонами - истинное театральное действо, в котором актеры - все.
Четвертый Рим. Деревня Ванькова - Четвертый Рим, пятому не быти. Чисто технически они вполне могли бы обойтись безо всего остального мира: хлеб пекут сами, вяжут, прядут, ткут - во многих домах дедовскими ткацкими станками пользуются ежегодно, гнут сани, делают решета из бересты, деревянная посуда - почти повсеместно, буквально несколько лет назад по деревням работали местные кузнецы. В случае чего - горючее и запчасти в обмен на продукты... И даже в идейном смысле: местное старообрядческое сообщество - в расколе с иными согласиями, полностью самостоятельно и представляет собою с точки зрения догматических представлений и канонов единственный, неповторимый вариант христианства... на основе епархии, состоящей из десятка уральских деревень.
В качестве объекта изучения это очень и очень интересно. Во многом - XVII век вживе. Причем с сознательной тягой к консервации всего допетровского, что осталось в жизненном укладе. Но в сколько-нибудь больших масштабах это было бы ужасно. Я не хотел бы
такой России.
А под этим есть реальная почва. Сейчас сама жизнь опробывает одну за другой различные версии общественного устройства на социальном полигоне под названием «российский народ». Есть все предпосылки к тому, чтобы выдвинулось течение или хотя бы группа интеллектуалов-энтузиастов с лозунгами типа: «Господа интеллигенты, а давайте-ка - к сохе. К Толстому. К есенинской Руси. К основам, к святой почве, к заветам предков, к вере. Будем жить духовной жизнью. Простотою смоем грехи наши. Отринем искус измельчавшей городской цивилизации. Пойдем к народу, поклонимся народу, хранителю традиций. Будем жить в деревне, в гармонии с природой, будем пахать. Ибо сначала нравственность, а потом уже наука, техника, материальное благополучие» и т.д. В отдельности все это очень красиво и во многом правильно. Все вместе - цельная программа регресса и полной деградации общественного устройства. В XX з. Россия неоднократно испытывала масштабный голод. Не дай Бог - еще раз, как пророчат экономические аналитики на ближайшие годы. Тогда город ринется в деревни: сначала продотрядами, а потом просто - с протянутой рукой, в батраки, чтобы только жить, выжить. Чуть только подвести под это философское оправдание, чуть только добавить сюда молодого чистого правдоискательства, чуть только закрепить это продолжительностью голодовки, и из деревни перестанут возвращаться. Вся Россия начнет превращаться в один громадный старообразный «Четвертый Рим».
...На одиннадцатый день работы мы вышли к самой дальней деревне, за взгорком - тайга. На отшибе, у реки, живет со своей семьей 57-летний Павел-«богомолец», строгий чашечник, т.е. ест из отдельной посуды. Черные, как смоль, волосы и борода. Взгляд имеет силу опрокидывающего навзничь кулачного удара. Вождь, учитель. Речь - бурный поток обличений, как у Аввакума. Он ругал не что-либо отдельное - правительство, колхозы, неверие, а все сразу: и то, и другое, и третье, и еще коммунистов, городских бездельников, кооператоров... Иными словами, все, что имело источником город. Он наизусть цитировал Апокалипсис и был вполне готов к Страшному суду. Он его ждал, его бы воля - и приблизил бы. Ушел из колхоза, имеет отдельный покос, пасеку, одет только в свое, домотканое, вязаное, на ногах - самодельные кожаные «обутки», или, как их здесь иначе называют, «коты».
Представьте себе-, полтораста миллионов таких Павлов с семьями. Средняя продолжительность жизни - 50 лет. Занятие основной массы населения - хлебопашество. Агрономы и пилоты кукурузников - из Литвы. Инженеры и врачи - из Германии. Хозяева... Откуда будут хозяева, ответьте?..
А теперь следует посмотреть на дело с другой стороны. Я горожанин, выросший в абсолютно безбожной среде, путь мой к Богу и христианству непрям и непрост - он начался, когда мне было 17 лет, а по-настоящему - в 25. Поэтому я испытываю странное удовольствие, зная, что где-то далеко в России сохранились колоссальные залежи подлинной христианской религиозности, настоящие ее бастионы. Пусть эта религиозность странна, диковинна, даже диковата; хорошо, что она сурова, строга к «новинам», недоверчива к суетному городскому мифотворчеству. Этой полнотой религиозного чувства восхищался Константин Леонтьев: он приводил пример старовера, зарезавшего сына, убоясь не уберечь его от соблазнов и грехов мира, а затем уморившего себя голодом. Жутко? Да, жутко. Но логика сильной веры, на которую столь скудна мелко душная и комфортная городская цивилизация, ведет к подвигу благочестия. Этот подвиг очень далек от представлений о «гуманности», но обладает морозной, прозрачной красотой цельного духа... Подобная полнота в «движении веры» могла восхитить крепкого духом Леонтьева, пугала, но и завораживала, завораживала более мягкого и не менее гениального Розанова («Купол храма»). Есть именно подвижническая и никак не слепо-фанатическая красота в том, что бедные старухи отказываются от пенсии. В подобных поступках и в самом убеждении, что так поступать - правильно, содержится неразмытый еще оплот веры. Интеллектуал с большим трудом может приблизиться к пониманию этой красоты и с еще большим трудом - погрузиться в ее среду, погрузиться в воцерковление. Тот же Розанов, духом прикоснувшись к полноте старообрядческого христианства, писал: «Может быть, еще они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной; и тем лучше, что они - «неотесаны»: остальные так усердно тесали себя в истории, что уже ничего не осталось, стесали самую сердцевину себя».
Не знаю, будет ли когда-нибудь спасительной прививка таежной религиозности розовому христианству городов. Важно, чтобы сама возможность подобной прививки сохранялась. И ведь не пусто и не просто ее содержание. Выше не было и строчки о богатой книжной или музыкальной культуре старообрядчества, о внутренней полемике по каноническим вопросам, показывающей духовное развитие старообрядческих общин. Меня интересовали люди, та сторона веры, которая видна при общении лицом к лицу с верующим. Но и здесь простоты нет, а есть цветущая сложность и жизнь прошлого в настоящем. Древняя традиция, представляемая «книжными» людьми старообрядчества, способна к воспроизводству: предания прошедших веков сохраняются, и число их пополняется новыми; еще не остыл порыв к полемической борьбе и способность к ней сильна; еще разлиты в самом воздухе староверческих общин те общехристианские мотивы, которые трогают и простую душу, и какой-нибудь элитарный интеллект. Здесь это в россыпи, а сколь редко и даже раритетно в более «многолюдных» современных христианских конфессиях католичестве, православии и протестантизме?!
Как просто и естественно рассказывал нам древний, больной старик (Федор М.) о прежней скитской жизни старообрядцев: «...Старцам-монахам искушение беса было, дьявола значит. У нас был отец Макарий, двадцати пяти лет ушел в келью. Дело было зимой. Он встал в четыре часа утра, умылся, собрался на моление. Вдруг слышит, открываются двери в сени с улицы, и начинается хор девушек, и баян играет. Концерт, значит. Девушки пляшут, поют песни, руками щелкают и хохочут, а мужчина на баяне играет. Продолжалось это минут 15-20. А он один в келье. Что такое? Я ему говорил: отче, так ты бы взял крест и вышел, беси-то креста боятся. А он говорит, я окаменел. Вот все утихло. Двери все закрыты на палки и задвижки. Говрит. выхожу, никакого следа нет, открываю дверь на улицу, а там сантиметров шестьдесят снегу, выпалка снега ночная. Нигде ничего нет, никаких не было артистов, а вот этот самый окаянный дьявол подшутить хотел, разыграть старца...». Слушая это, я думал: может быть, аромат Божественного присутствия и зловоние дьявольских козней не ушли из мира, но приближены только к тем, кто верит сильно и способен бороться. Бороться, как инок Епифаний, страдавший более трех столетий назад от бесов и людей, и видевший Богородицу.
Черту под моим чувствованием старообрядчества подвел один нестарый еще человек, Ефим Г. - 50-ти или около того лет, истинный богослов, знаток канонического права. В нем была сила духа, помноженная на твердость и какую-то врожденную способность ритора: убеждая побеждать. Он сидел за простым деревенским столом в простой деревенской одежде и растолковывал нам вселенские смыслы: «Как вы смотрите на саму веру? Что она из себя представляет, вера? Это ведь не самодеятельность. В ней есть закономерность, строгость, какие-то пределы, чтобы не уклоняться. Но сегодня эти рамки, я так понимаю, поколеблены. И в первую очередь - каноническая часть. Внешний вид нормальный, но в жизни - уклонения от канонов. А из-за этого... Простите, у нас есть такое выражение: «Будете просить, и не дастся вам, и ваша молитва будет во грех». То есть желаемое не будет получено. Не знаю, как вы понимаете, многие говорят так, Бог один, какая разница, какая вера. Ну, нет. Это неправильно... Я беру от источников Христа, как он заповедал, как прошли вселенские соборы с первых веков: как они определили, так и должно быть. И никто не имеет права ничего изменять. Писано: «В правилах будем до конца тверды». Это же не драмтеатр сегодня спектакль поставили так, а завтра кто-то решил чуть-чуть добавить и прибавить. Здесь кто убавит и добавит - да проклят есть! Достаточно нарушить одну малую заповедь, и будет нарушено все Евангелие. А сегодня вера шатнулась...»
Его ли вере шататься? Он столп для всякой шатос-ти, несокрушимый оплот.
1992-1994