Имя:
Пароль:

На печать

Сергей Чесноков. Ключ к пониманию. (Анонимность «Эсхатологической фантазии» Л.А.Тихомирова «В последние дни» и апокалипсический сюжет первомартовского цареубийства 1881 г.)

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит двух столетий позвонки.

Осип Мандельштам

Посвящается всем Георгиям

Наследие Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), теоретика террористической партии «Народная Воля», затем покаявшегося перед царем и ставшего крупнейшим и по сей день идеологом самодержавия, оригинальным толкователем Апокалипсиса, в последнее время все более привлекает внимание отечественных исследователей.

В чем причина такого бурного интереса к личности покаявшегося цареубийцы именно в наше время?

Дело в том, что ряду крупнейших творцов дореволюционной русской культуры, имена которых долгое время находились в забвении, наследие Тихомирова возвращается, пожалуй, самым последним. Соответственно запаздывает и анализ пути этой гигантской фигуры, в своей духовных исканиях как бы предвосхитившей ту идейно-политическую эволюцию, которое прошло в своем развитии советское общество в ХХ столетии.

Однако не только эволюция мыслителя в целом, но и некоторые произведения в частности, еще не получили даже предварительного анализа, как это имеет место, например, с таким важнейшим для Тихомирова произведением как «Эсхатологическая фантазия» «В последние дни»1, написанная в 1920 г. уже при Советской власти, в подмосковном Сергиевом Посаде.

О том, какое значение эта фантазия имеет для самого автора свидетельствует эпиграф к ней – «Еще одно последнее сказанье» – строка из монолога Пимена пушкинской трагедии «Борис Годунов».

О том, какое значение этот эпиграф, и сама анонимность «фантазии» имеет для понимания эсхатологического сюжета той эпохи – данная статья.

На наш взгляд, именно «Эсхатологическая фантазия», если она будет показана в сравнительном ряду с другими эсхатологическими сюжетами той же эпохи, способна не только бросить новый свет на эти произведение, но, возможно, и явится своеобразным ключом для понимания такого пласта мировой культуры, как апокалиптические построения русской интеллигенции конца XIX – начала ХХ вв.

Есть некая закономерность в том, что время от времени народы испытывают эсхатологическое беспокойство. Иногда эти тектонические толчки достигают запредельной силы и, будучи вовремя неосознанными, приносят гигантские разрушения, заканчиваются революциями, реформациями или, если говорить о России, то русским бунтом, бессмысленным и беспощадным. Иногда эти позывы получают разрешение в виде кардинального изменения русла народной реки, которая спустя какое-то время вновь обретает спокойное течение.

До христианства функции осознания эсхатологического беспокойства выполняло родовое жречество. Светлых высот достигла апокалипсическая идея в эпоху старца Филофея, осознавшего миссию русского народа как хранителя Православия при конце времен. В XIX в. на право быть идейным руководителем народа стала претендовать интеллигенция, вот уже два века подряд пытающаяся растолковать приходящееся на рубеж веков апокалипсическое беспокойство.

И здесь фигура Тихомирова особенно интересна тем, что он, как интеллигент, быть может, эту волну наиболее последовательно выражает, и при этом он как никто иной попытался преодолеть эту волну, встать над ней. Попытался вывести чисто интеллигентские построения конца XIX начала ХХ веков на просторы отечественной и мировой истории. Быть может, ближе всех, причем, методом от противного, подошел к необходимости святоотеческого толкования Апокалипсиса.

1) Цареубийство 1 марта 1881 г. и воскресение апокалиптического сюжета

Отмена крепостного права и ломка традиционного уклада народной жизни привели к очередной актуализации апокалиптического сюжета. Наиболее радикальная часть общества была недовольна реформами. Причем одновременно и их недостаточностью, и их буржуазным характером. Как писал современный публицист Б.Парамонов:

«История царствования Александра Второго горько поучительна. Самодержец, произведший самые либеральные и далеко идущие реформы русской жизни в сторону ее вестернизации, пал жертвой революционеров-террористов, почему и отбилась у русской власти охота к реформам. Более шокирующего урока власть получить не могла».2

Именно первого марта 1881 г., т.е. в день наступления старокалендарного нового года, совершается убийство. Для эсхатологического мировоззрения русского человека убийство Александра II воспринималось как ритуальное жертвоприношение. Как заметил современный исследователь В.М.Лурье:

«Одним из первых, кто вспомнил, в связи с переживавшимися Россией событиями, о традиционных историко-эсхатологических концепциях, был епископ Феофан Затворник (1815-1894). Он впервые изложил свои эсхатологические идеи в форме семинарского учебного пособия, вышедшего в 1873 г., - по жанру это было нечто среднее между ученым богословским трудом и назидательной проповедью.

Цареубийство 1 марта 1881 г. дало новый повод к ним обратиться. В этом году сам епископ Феофан, отбросив всю «ученость» (ссылки на святых отцов и т.п.), издает свое эсхатологическое толкование в виде отдельных листков – в составе серии кратких поучений для народа, выпускавшейся Афонским русским Пантелеимоновым монастырем. В новой исторической ситуации; в новом литературно-издательском оформлении мысли епископа Феофана прозвучали на всю Россию».3

В тех же листках еп. Феофана мы найдем и объяснения этого феномена – православный Царь традиционно воспринимался церковным сознанием как «удерживающий» – препятствующий воцарению антихриста. Поэтому епископ Феофан всего лишь напомнил столь известное на Руси в былые времена толкование св. Иоанна Златоуста на 2 послание Солунянам гл. 2, ст. 7, и лишь толкует его в связи с современностью. «Отчасти епископ Феофан – в контексте 1881, хотя и не 1873 г. – отвечает на милленаристские иллюзии Достоевского, ставшие очень популярными после его Пушкинской речи. (1880)»4.

Прошедшее под знаменем национального возрождения Царствование Александра III на какое-то время отодвинуло эти тревожные настроения на второй план, однако вслед за начавшимся после восшествия на престол Николая II возрождением революции апокалипсические настроения вспыхнули с новой силой. К этому, конечно же, присоединилось и напряженное ожидание нового ХХ века, на рубеже которого толкование апокалипсиса получает распространение в самых широких кругах отечественной интеллигенции.

Как об этом со справедливой иронией писал в своих воспоминаниях «Начало века» поэт-символист Андрей Белый:

«[…В.С.Соловьев отразил «Апокалипсис» в чувстве конца, охватившем интеллигенцию: без почвы; «Апокалипсис»] культивировал Розанов, но разбазаривал чувство конца, «катастрофу», в раскрыванье по новому «тайн» половых, сочетая с ним «ветхий завет»; в «Апокалипсисе» толкователи видели: и бытие и его антитезу: конец бытия; для одних «Апокалипсис» стал символом краха культуры; в Д.С.Мережковском – двоился он: но раздвоением этим пропитан анализ Толстого, не говоря уже о Достоевском и Ницше, который ведь всей ситуацией образов – апокалиптик; и шлиссельбуржец Морозов в то именно время в застенке измеривал астрономический смысл «Апокалипсиса»; им же забредила Шмидт: соблазнился им Блок, стали модны воззрения Бухарева».5

Тихомиров в это время пишет «Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира» (1907) и именно от этого времени сохранилось воспоминание Белого о нем как об апокалиптике.

Вновь обостряются апокалипсические ожидания перед I Мировой войной и на последней стадии войны. В эти годы Лев Александрович пишет второй капитальный труд «Религиозно-философские основы истории» (1913-1918), 1920 годом помечена хранящаяся в его архиве рукопись «Эсхатологической фантазии» «В последние дни».

Параллельно у Тихомирова шла работа над воспоминаниями. Это позволяет говорить о том, что эсхатологические представления имели непосредственную связь с революционным периодом его биографии. Именно цареубийство и последовавшие за тем казни народовольцев стояли перед глазами Тихомирова всю жизнь, подобно тому как у фронтовиков воспоминания военных лет зачастую вытесняют из памяти все остальные воспоминания.

Нам же это поможет благодаря преувеличенной яркости выражения этого сюжета у Тихомирова, увидеть его же и у других деятелей той же эпохи.

Яркий пример – дебют молодых художников В.М.Васнецова и В.И.Сурикова совпавший с днем первомартовского цареубийства.

А именно, в самый день 1 марта 1881 г. в Петербурге открылась IX Передвижная выставка, на которой в центре внимания критики оказались две картины: «Утро стрелецкой казни» Сурикова и «Аленушка» Васнецова.

Как замечал в 1925 г. советский публицист Яков Телин:

«...Современные Сурикову газетные отзывы о его картинах поражают нас враждебностью, причина которой не в качествах живописи, которыми тогда не интересовались (не совсем точное выражение мысли автора - С.Ч.), а в идеологии. Наряду с приятно прилизанными "Боярскими свадьбами" и "Поцелуйными обрядами" наших академиков возбужденная живописная речь Сурикова звучала зловещим диссонансом, особенно "Стрелецкая казнь", выставленная 1 марта 1881 года в день казни Александра II. Стрелец волчьим взором скрестился со взглядом Петра, пронзая его точно кинжалом. Поднимался даже вопрос о снятии этой картины с выставки, до того казалась страшной связь ее с произошедшим на Екатерининском канале".6

В отличие от «Стрельцов» на появление именно 1 марта картины «Аленушка» никем особого внимания не обращалось. Хотя, на наш взгляд, размышления на эту тему имеют не меньшее право на существования, хотя и не совсем уместны в данном разговоре.

Другую связку «Васнецов-Суриков» мы находим при рассмотрении юбилейного 1899 г. издания сочинений А.С.Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» в этом издании имело только две иллюстрации – Васнецова и Сурикова. Иллюстрация Сурикова называлась «Наставление Бориса Годунова сыну», иллюстрация Васнецова – «Пимен-летописец».7

Мы позволяем себе обратить внимание читателя на это совпадение потому лишь, что именно слова летописца Пимена выбраны были Тихомировым в качестве эпиграфа к «Эсхатологической фантазии».

Приведем размышления Максимилиана Волошина про другое совпадение с ходом времени, которое подобно первомартовскому было у Сурикова с картиной «Переход Суворова через Альпы» написанной в 1899 г., то есть к 100-летию со времени похода 1799 г. Как замечал Волошин:

«Невольно нарождались предположения, что она была либо заказана, либо нарочно написана к столетию. Но Суриков никогда не принимал заказов ни от людей, ни от событий. Но он часто совпадал с ритмом времени, что характерно для его, главным образом, инстинктивного таланта».8

Эти два совпадения с ритмом времени для нашей темы имеют самое непосредственное значение. Они оказываются теми двумя узлами, которыми связана биография Л.А.Тихомирова, покаяние которого было «заложено» на том же месте, что и Церковь Воскресения Христова – на набережной Екатерининского канала…

2) Предваряющая аналогия – два архитектурных сюжета церкви Спаса-на-Крови

Возведение церкви, в народе получившей название Спас на Крови, ныне устойчиво ассоциируется с именем академика живописи Альфреда (Эдварда-Альфреда) Александровича Парланда (1842 – 1919/1920?). О том, что так было не всегда в своей обстоятельной статье пишет петербургский историк архитектуры Б.М.Кириков.9

Во-первых, оказывается, что первоначально на первом месте стояло имя игумена Игнатия из Троице-Сергиевой Пустыни, которое, между прочим, стоит и на закладном камне: «В основание храма положили гравировальную доску с надписью, свидетельствовавшей об авторстве архимандрита Игнатия».10 Принимая во внимание, что непосредственным исполнителем цареубийства был Игнатий Гриневицкий, следует особенно подчеркнуть мимоходом брошенное замечание Кирикова о том, что тем самым «Само имя архитектора как бы включалось в идейную структуру замысла».11

Во-вторых, и об этом Кириков пишет уже вовсе невнятно, за спиной и А.Парланда и игумена Игнатия стояла фигура самого императора Александра III, о чем очень важные данные собраны американским исследователем храма-памятника Майклом Флайером:

«Царь самолично просмотрел в мае тридцать один новый проект, но только в октябре 1882 г. утвердил один из них, автором которого был Игнатий Малышев, архимандрит находящейся неподалеку от Петербурга Троице-Сергиевой пустыни.12 Окончательный план строительства тем не менее Александр одобрил лишь в мае 1887 г., почти четыре года спустя. Парланд особо отметил самое непосредственное участие царя в планировании церкви».13

Неослабевающий интерес, который Александр III проявлял к строительству нового храма, указывает на то, что замысел императора далеко превосходил простое увековечение памяти отца – Александра II. Это предположение выглядит особенно убедительным в свете длившихся годами натянутых отношений между критически настроенным отцом и послушным сыном (будущим императором Александром III).

Будущий царь взял сторону матери в конфликте, вызванном нескрываемой связью отца с Екатериной Долгорукой. Напряженные отношения между ними еще более обострились со смертью императрицы в 1880 г., когда Александр II всего через сорок дней после кончины жены женился на Екатерине. На этом историко-биографическом фоне настойчивое участие Александра III в разработке проектов церкви Спаса на Крови свидетельствует об интересе к символике, далеко выходящем за рамки простой сыновней преданности.14

Какая же «идеологическая направленность» была одобрена императором в лице проекта игумена Игнатия?

«По его предложению в апреле 1883 г. церковь была посвящена Воскресению Христову (как и построенная под его руководством церковь в [Троице-Сергиевой – С.Ч.] пустыни). Это название носит глубокий и многомерный смысл. В нем звучала идея преодоления смерти, утверждалась ассоциативная связь между мученической кончиной «доброго пастыря» Александра II и искупительной жертвой Иисуса Христа. Такая интерпретация первомартовского события стихийно сложилась в общественном сознании. И.В.Штром писал: «Как Спаситель умер за все человечество, так… Александр II умер за свой народ». Эта параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: царь родился 17 апреля 1818 г. на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого Поста (т.е. на Малую Пасху. – С.Ч.)».15

Стиль церкви был рассчитан на резонанс с эсхатологической моделью московской культуры времен Ивана Грозного: Москва – Третий Рим в рамках темпоральной человеческой истории и Москва – Новый Иерусалим в конце времен, в момент прекращения человеческой истории. Если нельзя превратить Петербург-Вавилон в Москву – Новый Иерусалим, то можно перенести в Петербург это свое видение Москвы, трактуя такое перенесение как сознательное вторжение «настоящей» России на петербургскую сцену, как яркое напоминание о тождественности Государя и государства и о божественной миссии обоих. Поэтому-то несовместимость церкви и ее окружения нельзя считать ошибкой архитектора. Спас на Крови – это старая Московия, внедренная в самое сердце европейского Петербурга.

Однако, как замечает Б.Кириков:

«Изображая Александра II невинным мучеником и воскрешая в мозаиках и цветных эмалях экстерьера мемориальной церкви память о древнем верховенстве Ярославля, Парланд и Александр III неизбежно подводили к сравнению с другим царственным мучеником – на этот раз из ярославских земель, из города Углича, – убийство которого послужило сигналом к беспорядкам, концу династии и началу Смутного времени».16

Последнему, по мнению Михаила Флайера, особенно содействовало то обстоятельство, что торжествам освящения храма-памятника в 1907 г. предшествовало шумное празднование трехсотлетия перенесения мощей царевича Димитрия из Углича в Москву в 1606 г., о котором на все лады писали газеты и журналы обеих столиц. Нередко упоминалось и сооружение, поставленное на месте этого, пожалуй, наиболее известного в России убийства: церковь царевича Димитрия, что на крови.

Кроме того, храм воскресения Христова интересен еще и тем, что, будучи посвящен памяти Александра II, он первоначально нес в себе идеологию царствования Александра III, но был построен уже при Николае II. А в результате, первоначально заданный Царем-Миротворцем замысел претерпел существенное изменение, и можно даже сказать, что на новом витке вернулся к эпохе своего патрона Царя-Освободителя, судьбу которого он отразил.

«Связь между царевичем Димитрием и царем Александром II, которой официальные власти старались избежать, в конце концов оказалась сильнее возвышенных ассоциаций между царем и апокалиптической идеей Москвы как Нового Иерусалима. – Как подчеркивает Михаил Флайер, – народная точка зрения оказалась провидческой...»,17 и церковь Воскресения получила название, под которым известна до сих пор – Спаса на Крови.

Особенный интерес представляет 32-е примечание к статье, в котором говорится о том, что столь любимую в советские времена оперу М.П.Мусоргского «Борис Годунов» до революции оказывается «не показывали на сцене в Петербурге больше одного раза в год. В конце XIX в. двор и высшее общество старались не ходить на эти спектакли, и опера считалась непопулярной в театральном репертуаре»18.

Действие оперы начинается с монолога Пимена. Как написано в либретто:

«Ночь. Келия Чудова монастыря. Пимен сидящий, Григорий спящий».19

Не в этой ли келье в 1818 г. родился (и крестился) первенец Царской четы Николая и Александры – речь идет об императоре Николае I его супруге Александре Федоровне – родителях будущего императора Александра II?20

Итак, пименовский сюжет уже изначально содержался в «игнатьевском» замысле церкви Воскресения Христова. Однако на первый план тема мученичества, а вместе с ней и тема самозванчества, вышла уже в связи с воплощением замысла архимандрита Игнатия в жизнь – в архитектуру Санкт-Петербурга, в реальности Петровской Руси. Воплощение замысла – дело рук Парланда, с именем которого ныне и ассоциируется церковь Спаса на Крови.

«Эсхатологическая фантазия» была написана Тихомировым в 1920 году, когда до него безусловно должно было дойти в той или иной степени достоверности известие о цареубийстве 17 июля 1918 г.

По этой причине «пименовский сюжет» фантазии ни коим образом не ограничивается одной лишь затронутой в данной статье темой мученической кончины Александра II. Но тема Цесаревича-Мученика Алексия – это уже тема отдельного самостоятельного исследования, поэтому в данной статье нам хотелось бы лишь наметить подобную перспективу, лишь указать на то, что тихомировская «фантазия» «В последние дни» имеет жгучую актуальность и современность.

3) К вопросу об эпиграфе «Эсхатологической фантазии»

…Ох, помню!

Привел меня Бог видеть злое дело,

Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич

На некое был услан послушанье.

Пришел я в ночь. На утро в час обедни

Вдруг слышу звон, – ударили в набат, –

Крик, шум. Бегут на двор Царицы. Я

Спешу туда ж – а там уже весь город –

Гляжу – лежит зарезанный Царевич…

Пимен – Григорию.

Сцена из трагедии «Борис Годунов»21

В распоряжении тихомироведа не так-то много источников, касающихся столь интересующей нас темы цареубийства Александра II. Прав один из рецензентов на «Воспоминания Л.Тихомирова» 1927 г., заметивший, что Тихомиров уходит от разговора на самые важные темы и прежде всего на тему цареубийства. Действительно во всех трех пластах воспоминаний этот период пропущен. У нас есть только «Эсхатологическая фантазия», которая сама нуждается в объяснении.

Среди этих немногочисленных обращений к интересующей на теме следует выделить небольшую статью «Смерть Александра II».

Статья написана Тихомировым в 1922 г., т.е. уже после появления в фантазии пименского эпиграфа. Она и написана, как будто в ответ на давно мучивший его хрестоматийный вопрос Григория: «…Давно, честный Отец, / Хотелось мне тебя спросить о смерти / Димитрия Царевича. В то время / Ты, говорят, был в Угличе?».22

А вот текст Тихомирова:

«Я тоже не был непосредственным наблюдателем этого факта, так как находился в отсутствии из Петербурга и возвратился как раз 1 марта, рано утром. Подъезжая к своей квартире (не то на Вознесенском, не то на Гороховой) я встретился с Грачевским, шедшим мрачно и задумчиво, и зазвал его к себе. Он рассказал мне тяжелые происшествия последних дней — об аресте Желябова, об осмотре полицией Кобозевской лавки, и сообщил, что Перовская рвется на части, чтобы произвести покушение непременно сегодня. В успех его он совсем не верил. Пробеседовавши несколько времени, мы решили пойти на предположенные места действия и посмотреть, что там творится. Но не успели мы пройти сотни две шагов, как услышали сильный грохот взрыва, и решили — идти, так сказать, на выстрел, но для безопасности порознь. Таким образом, я прошлялся около Невского, Екатерининского канала, Малой Садовой, несколько часов, слушая толки народа».23

Известно, что первый вариант трагедии «Борис Годунов» был закончен Пушкиным буквально к декабристскому заговору 1825 г.

Известно, что только благодаря товарищам-декабристам, которые ценили поэта и не посвящали его в оперативные детали заговора, и благодаря личному суеверию, Пушкину, уже собравшемуся было в Петербург, удалось избежать участи декабристов.

На материале биографии Л.А.Тихомирова дотошный пушкинист имеет счастливую возможность воспостроить, что же могло грозить Александру Сергеевичу в декабрьское междуцарствие 1825 года, будь он не столь суеверен и окажись подобно Льву Александровичу в Петербурге.

Уже к вечеру 1 марта Тихомировым была написана дерзкая прокламация, в которой партия брала ответственность за содеянное на себя. Через пару дней – знаменитое письмо «Исполнительного Комитета «Народной воли» Императору Александру III», прогремевшее уже не только в России, но и по всему свету. В этом письме новому императору ставился ультиматум и в пропагандистских целях излагалась программа революционной партии.

После 1 марта долг памяти погибшим товарищам требует от оставшегося в живых Тихомирова совершенно неисполнимого – удержать на том же высоком уровне престиж «Народной воли», а самому соответствовать своей новой роли последней твердыни не умирающей организации. Уже находясь в эмиграции, он пишет анонимные «жития»... повешенных: Желябова, Перовской, Кибальчича, собственно, становясь у истока сотворения народовольческой легенды. На него же всей тяжестью ляжет и бремя размышления о содеянном, и через семь лет в 1888 г. Тихомиров напишет второе, но теперь уже покаянное письмо Александру III, в котором попросит для себя и своей семьи разрешения вернуться в Россию, где дважды будет приниматься за написание воспоминаний о своей революционной молодости. Первый раз до революции, второй раз уже после 1918 г., параллельно с написанием «Эсхатологической фантазии».

Пименовский эпиграф к фантазии Тихомирова задает очень важную систему координат, причем не только к эсхатологической фантазии, но и к другим эсхатологическим памятникам той эпохи. Эсхатологическая тематика этих произведений имеет непосредственное отношение к царской теме. На языке Смутного времени, прочитанного еще А.С.Пушкиным, она читается как тема отсутствия этой единственно сакральной и легитимной власти, как тема узурпации.

Поставив эпиграфом «эсхатологической фантазии» слова летописца-Пимена, Лев Александрович выразил осознание своего истинного призвания, созревшего к концу жизни: не правый, не левый, а повествователь и о правых, и о левых: «…точно / Дьяк, в приказах поседелый,/ Спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно».24

Так обратимся же к этому образу пушкинской трагедии и проанализиуем, насколько Тихомиров был прав в своих претензиях, и какое отношение имеет «эсхатологическая фантазия» к ее первому протографу – трагедии «Борис Годунов».

4) Пушкинское и гоголевское

В очерке «Лев Тихомиров» из литературных воспоминаний А.Белого «Начало века» 1933 г.25 Тихомиров показан на грани нового, религиозно-философского периода творчества, наступившего в результате, с одной стороны, разочарования в том, что его государственные идеи и проекты будут востребованы, а, с другой стороны, в результате все более крепнувшего убеждения Тихомирова в неотвратимости падения монархии.

Вместе с тем, данный очерк не достаточно оценен в тихомироведении, причины чего прекрасно сформулированы С.М.Сергеевым, который назвал главку так: «…любопытная, хотя и в изображении Тихомирова до предела карикатурная».26 Последнее вполне справедливо, поскольку в своих мемуарах А.Белый сознательно ориентировался на сатиру Н.В.Гоголя.

Лейтмотивом его очерка «Лев Тихомиров» являются слова, которые при первом же знакомстве он услышал от Тихомирова: «Вам угрожают соблазны – “талантами”».27 Совсем по Пушкину, ведь молодой Белый как раз и пришел к «Пимену» со своими «грешными снами», как к толкователю Апокалипсиса, но получил известный ему с детства ответ: «Младая кровь играет. / Смиряй себя молитвой и постом».28

О том, что слова эти больно задели «Григория» (Белого) свидетельствует сам Белый, заканчивая свой очерк колким «возвращением» уже покойному Тихомирову этой фразы в том смысле, что Тихомиров сам – бездарность.

Больше у Пушкина они не встречаются. Однако в предреволюционной русской действительности подобная встреча вполне могла иметь место еще и не один раз. Свидетельство тому – портрет Тихомирова 1911 года, появившийся в результате встречи, произошедшей по чистой случайности: «Гришка» (и уже с «Маринкой») оказывается у стен Троице-Сергиевой Лавры и ищет себе пристанище. Но еще ближе к тексту:

«Едва я узнал его: высох он, напоминая мне мумию – худообразием, сухостью донельзя; ставшая узеньким клинушком белая вовсе бородка напомнила лик старовера перед самосожжением в изображении Нестерова; не хватало лишь куколя на голове, потому что сюртук длинный и черный – как мантия; жердеобразная палка, колом, – мне напомнила жезл; точно инок он шел на меня, сухо переступая и сухо втыкая “жезл” в землю средь грядок капустных (развел огород); вздернул клин бороды, поджав губы, сверкая очками, без нервности, – замер и руку к очкам, защищаясь от солнца, поднес.

Эта черная тень, свою черную тень резко бросившая на капусту в октябрьском сияющем небе, на фоне кровавой листвы поразила меня своей стильностью: “Добротолюбием” веяло; он стал редактором, превосходительством даже (при ленте должно быть)…».29

То композиционное построение, которое создала русская жизнь, тем более удивительно, что воспоминания Белого вышли в свет после смерти Тихомирова (кстати, в 1933 г. – незадолго до 100-летия со дня кончины А.С.Пушкина), да и сам эпиграф появился только в 1919 г. (дата окончания повести «В последние дни»).

О чем это свидетельствует? О том, что Белый увидел действительный миф, который создавал вокруг себя Тихомиров.

Подтверждением тому, что ни Белый, ни Тихомиров не ошиблись – еще более раннее свидетельство, принадлежавшее народнику Н.С.Русанову в своих воспоминаниях «В эмиграции», вышедших в свет в 1929 г., так описывавшему свои впечатления от Тихомирова-эмигранта 1880-х гг. (в бытность его еще революционером):

«В то время Тихомиров, остававшийся с Ошаниной почти единственным членом грозного Исполнительного комитета первого состава, был окружен ореолом не только теоретика Народной Воли, но и одного из самых энергичных руководителей знаменитой революционной организации. Я смотрел на него, как на воплощение мужественного политического деятеля. Часто, когда у нас заходила речь о славной деятельности народовольцев, мне так и хотелось воскликнуть прямо в лицо героя:

Ты воевал под башнями Казани,

Ты рать Литвы при Шуйском отражал!..»30

(Русанов цитирует слова Григория, обращенные Пимену. – С.Ч.)31

Но как и у Русанова, у Белого имеется некое разочарование в Л.А.Тихомирове.

Говорят: от великого до смешного один шаг. Об этой страшной истине знали древние лицедеи. О ней и сегодня сохранились реликтовые вывески над большинством классических театров – всего две маски: улыбкой губы вверх и в плаче губы вниз.

Какую же карикатуру в результате написал А.Белый?

Думается, что ту, которую не написал автор «Бориса Годунова». Соблазн комедийной трактовки повести о самозванце всерьез стоял и перед А.С.Пушкиным, будущую трагедию начинавшим как «Комедию о настоящей беде Московскому государству: о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве».

Можно также вспомнить, что именно комедианту Гоголю трагик Пушкин отдавал не дававшиеся ему самому сюжеты, которые тот блестяще воплощал – «Мертвые души», «Ревизор».

Для того, чтобы убедиться в подлинности предложенных аналогий, достаточно сравнить гоголевский стиль описания «апокалиптика» Тихомирова с полным неподдельного «пушкинского» восхищения описанием тем же Белым чтения Владимиром Соловьевым «Краткой повести об антихристе» из знаменитых «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории». На этом чтении Белому довелось присутствовать в доме М.С.Соловьева, младшего брата философа, незадолго до его смерти. Вот здесь мы видим все пушкинские черты «Пимена» – величественность, спокойный пафос.

Но это год 1900-й. Для Белого же судьбоносным был год 1901-й. Как пишет исследователь его творчества Л.Сугай: «Символичен сам акт принятия им нового имени, сопряженный в его сознании с вступлением в новый год, в новый век, в новую эпоху. “...И самое крещение меня моим псевдонимом “Андрей Белый” происходит в этом году; отсюда, из этого года, протягиваются нити, складывающие мое будущее” — так оценивал впоследствии поэт 1901 год — “единственный год в своем роде”»32.

В этом смысле главка «Лев Тихомиров» для всей мемуарной трилогии Белого имеет то же ключевое значение, что и монолог Пимена для произведения Пушкина. Показательно, что именно с него Александр Сергеевич начал публикацию «Годунова», причем уже как трагедии33.

Действительно, не этот ли извечный шекспировский сюжет разрыва связи времен и лежал в основе воспоминаний Белого – летописца московской интеллигенции начала ХХ века. В свете сказанного «легитимным», а отнюдь не «самозванническим» предстает тихомировский эпиграф, выбранный для «фантазии» «В последние дни» по аналогии с соловьевским иноком Пансофием, от лица которого ведется повествование в «Краткой повести об антихристе» из третьего разговора «Трех разговоров» Владимира Соловьева.

Дело в том, что память преподобномученика Пансофия (III в.) празднуется Православной Церковью 28(15) января, т.е. как раз накануне дня рождения Вл.С.Соловьева.

Тихомирова же в детстве собирались крестить в честь святителя Митрофания Воронежского и именинами будущего автора «Эсхатологической фантазии» должен был стать день 20(7 августа), когда, кроме свт.Митрофания церковь вспоминает также киево-печерских преподобных Пимена Многоболезненного (1110 г.) и Пимена Постника… (XIII-XIV вв.)34.

5) «Три разговора» Вл.С.Соловьева как второй и основной протограф «фантазии» «В последние дин»

Как было выяснено на материале истории строительства Храма Воскресения Христова, возрождение апокалиптического сюжета прошло в два этапа. На первом – на поверхность выходят темы воскресения, Нового Иерусалима (то, что можно назвать утопией). На втором этапе – тема мученичества и оборотная ее сторона – самозванчество.

То же самое можно проследить и в истории написания «эсхатологической фантазии», которую мы назвали единым коллективным произведением с «Тремя разговорами о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Вл.С.Соловьева, а точнее с «краткой повестью об антихристе» из третьего разговора.

Как замечал в примечаниях к первому изданию «фантазии» С.М.Сергеев:

«…В «эсхатологической фантазии» мыслитель продолжает (точнее — завершает) столь важную для него тему «конца времен», но на сей раз он облекает свои размышления в форму философско-художественного произведения. Тихомиров в «Последних днях» вполне сознательно ориентируется на знаменитую «Краткую повесть об антихристе» из «Трех разговоров…» В.С.Соловьева, даже верховный маг в «Последних днях» носит такое же имя, как и в «Повести…», Аполлоний; в обоих произведениях антихрист — «великий человек». Но в то же время «эсхатологическая фантазия» имеет существенные отличия от «Повести…» — и формальные, и идейные. «В последние дни», во-первых, значительно превосходит «Повесть…» по объему, а по жанру ближе к авантюрному роману, чем к лапидарному соловьевскому тексту. В отличие от Соловьева, Тихомиров развертывает действие «фантазии» в строгом соответствии с Откровением, которое щедро цитируется автором»35.

Что касается строгого соответствия тихомировского толкования святоотеческому, то этим не следует наспех соглашаться, поскольку Как заметил В.Карпец: «…в «Религиозно-философских основах истории» поразительно отсутствуют главы о Воскресении, о природе Церкви, о Таинствах, о сверхразумности и сверхъестественности жизни во Христе»36.

У Соловьева же на первом плане напротив – воскресенская тема. Это особенно видно в оформлении первого, прижизненного издания, снабженного четырьмя статьями, посвященными проблеме воскресения, и семью пасхальными письмами.37 В последующих переизданиях «Трех разговоров…» это сопровождение, к сожалению, обычно опускалось. К сожалению, потому что форма в данном случае очевидно диктуется внутренним содержанием. Главная тема – полемическая, со Львом Толстым, с которым в 1881 г. Владимир Соловьев оказался в одной кампании, призывая нового императора простить цареубийц. Повод полемики – отрицаемый Толстым догмат о воскресении. Однако Страшного Суда, этого, казалось бы, неотъемлемого спутника всеобщего воскресения, у Соловьева нет, и повесть монаха Пансофия оканчивается так до конца и не преодоленным хилиазмом.

То есть, всего на всего, по отношению к Соловьеву справедливы противоположные упреки, а значит необходимо прислушаться к их взаимной критике и полемике.

Подтверждение справедливости этого тезиса находим в дневниках самого Тихомирова, из которых мы видим его мотивы работы над апокалипсисом. Запись от 27 сентября 1900 г.:

«…Сегодня получил от Ник. Петров. Каменева книгу Оберлена в собственность... Вот уж спасибо так спасибо! Редкость – и прелюбопытная книга. Весь хилиазм Влад. Серг. Соловьева основан на ней. Он очевидно был под огромным влиянием Оберлена, хотя никогда этого, кажется, не заявлял.

Вообще должно сказать, что я всегда видел, многоученость покойного была не глубока, он почти ни одного вопроса самостоятельно глубоко не разрабатывал. У него была страшная размашистость, много чутья, много таланта, но не было большой силы, и он любил все вопросы брать штурмом пророческого вдохновения»38.

Одной из движущих сил в работе Тихомирова над толкованием Апокалипсиса была критика Соловьева, с которым еще при жизни философа ему довелось участвовать в полемике, развернувшейся на страницах журналов «Вестник Европы» и «Русское обозрение»39. Но всякая критика, когда речь идет о такой колоссальной фигуре, как Соловьев, это неизбежно и оттолкновение от Соловьева, подражание Соловьеву, невозможность выйти за пределы смыслового поля, очерченного уже в «Трех разговорах» Соловьева.

Кстати, лжепророк Аполлоний из тихомировской «фантазии» имеет несомненные черты портретного сходства с Вл.С.Соловьевым, из тихомировского очерка воспоминаний «Тени прошлого»40. Не ему ли и возражал своей «фантазией» Тихомиров?

6) Третий протограф

Для того, чтобы лучше понять отношение «фантазии» к ее второму протографу («Краткой повести…»), было бы целесообразным показать ее отношение к другому протографу, который можно условно назвать третьим. Это позволяет увидеть общность авантюрного жанра «фантазии» с жанром написанной Тихомировым-революционером книгой «Заговорщики и полиция» (впервые опубликованной за границей на французском языке в 1887 г. в Париже под названием «Сonspirateurs et policiers»).

Как писал М.Горбунов, автор рецензии на ее переиздание:

«“Заговорщики” Тихомирова принадлежат по своим задачам к такого же рода литературе, как напр., “Подпольная Россия” Степняка, и появились они первоначально тоже на иностранном языке. Степняк писал свои очерки по-итальянски, а Тихомиров – по-французски. Совпадают они и по содержанию».

«Все это доказывает, что Тихомиров находился под несомненным влиянием Степняка и даже – сознательно или бессознательно – копировал его. Но при всем сходстве есть между ними и разница, притом большая, прежде всего литературная. “Подпольная Россия” Степняка – классическое произведение, яркое, талантливое, насквозь пропитанное революционным энтузиазмом и заражающее им читателя. Таких произведений, как эти очерки Степняка, немного во всей мировой литературе. Эта книга бессмертна, как бессмертна сама революция»41.

Подставив на место Степняка фамилию Соловьева, те же слова можно повторить и по отношению к «фантазии» и «Краткой повести». Как на «Заговорщиках…» уже лежала «печать заметного утомления» от революционной деятельности, так и «фантазия» явилась изживанием тихомировских религиозных соблазнов. Объяснение находим у того же рецензента на «Заговорщиков»:

«Это снимало с него необходимость тщательно продумывать как детали, так и общее построение своей книжки, снова переживать то, что потухало в его груди. К чему и как это было делать в его тогдашнем настроении, зачем все это подымать со дна души, не проще ли пойти прямо по уже проторенному пути и механически скомпоновать нужную для пропаганды книжку, не вкладывая в нее заветных дум. Таким рисуется Тихомиров в своих “Заговорщиках”. И в этом, несомненно, крупный биографический интерес его книжки».42

Но это в художественном произведении. В теоретических же пафос Тихомирова никогда не ослабевал. Конгениальным «Трем разговорам…», написанным в форме платоновского диалога, мы считаем теоретическую, в духе Аристотеля, статью «Апокалиптическое учение» о судьбах и конце мира», вышедшую в свет в 1907 г. – в год освящения Храма Воскресения Христова что в Петербурге.

Слова о биографическом интересе особенно справедливы. Например, можно с уверенностью утверждать, чье имя дано было Тихомировым главной героине Лидии Лучицкой. В «Вестнике “Народной воли”» (№ 1-4. 1885), в разделе «Хроника арестов», который вел Л.А.Тихомиров, находим: «В Болхове (Орловск. Губ.) осенью 1881 Лидия Луцкая»43.

Легко напрашивается вывод, что и другими христианами-филадельфийцами последних времен у Тихомирова оказываются народовольцы его молодости. Безусловно, что в этом было отражение реакции на события Гражданской войны, цареубийство, борьбу с Интервенцией. Реакцией на Красную армию, о которой можно судить по реакции на революционеров 1905 г.: «вот как борются – истинно герои, совсем не так как наше правительство – а потому что нет убежденных монархистов – одна продажная сволочь»44.

Тихомиров к тому времени конечно же уже понял, что Ленин не Антихрист. Как писал А.В.Ремнев: «Социализм и связанный с ним материализм были, как соглашался Тихомиров с Соловьевым, “пассивным” отступлением от Бога, а для перехода к активному отступлению нужно, чтобы материализм сменился какой-либо формой нового мистицизма, при котором только и возможно появление “нового бога”, “иного бога”»45. Т.е. по-сути, Тихомиров пришел к сказанным в его адрес словам из «Эпиграммы» Вл.С.Соловьева, что «теория не так важна как жизнь людей»46.

Но если Ленин – не антихрист, тогда понятно становится, почему, начав писать фантазию серьезно, Тихомиров в конце концов все-таки сбился на пародию.

Как фигура равновеликая Соловьеву Тихомиров не просто признал «правоту покойного», но и действительно вышел на новую дорогу в толковании Апокалипсиса. Вышел «от противного». Отказавшись, по сути, от прежней.

Что касается прямого обращения к святоотеческой традиции и, в частности, к эсхатологическим пророчествам греческих и русских святых, то его мы находим у учеников Тихомирова – П.А.Флоренского, С.И.Фуделя и др., у которых и следует искать продолжение традиции, для лучшего уяснения оной. В этом смысле, путь возвращения к святоотеческому пониманию апокалипсиса Тихомиров «расчистил» не столько стройной теорией 1907 г. («Апокалипсическое учение…»), сколько пародией 1920 г. («фантазия»).

Вместо заключения

Современная кризисная ситуация ставит ребром такие вопросы как вопрос о самозванчестве и традиции, продажности и профессионализме, интеллигентности и культуре.

От того выбора, который сделает современный интеллектуальный слой нашего общества зависит, сможет ли он окончательно изжить свои родовые соблазны, соблазны интеллигенции и вернуться к традиционной отечественной культуре.

В этой ситуации обращение к такой фигуре как Л.А.Тихомиров, до самоотречения, до конца изживавшего соблазны русской интеллигенции имеет значение решительной воды, которую испокон веку русские люди брали у слияния больших рек и давали ее тяжело больным. Чтобы болезнь разрешилась – либо к жизни, либо к скорейшей смерти.

Тихомиров участвовал в революции и прошел этот путь до конца, до участия в кровавом цареубийстве, затем каялся. Путь покаяния он также прошел до конца, и за это к концу жизни получил дар слова – на старости я сызнова живу… Он растворился в своем времени. Умер для него. А в результате, уже под другим именем, стал голосом своего времени, стал ключом, благодаря которому открывается прошлое, а расколовшиеся части некогда единого целого – архитектура и живопись, литература и философия – вновь собирается воедино.

Показанные нами сюжетные пары, представленные именами: игумен Игнатий – А.А.Парланд, В.М.Васнецов – В.И.Суриков, А.С.Пушкин – Н.В.Гоголь, Вл.С.Соловьев – Л.А.Тихомиров, С.М.Кравчинский – Л.А.Тихомиров, взаимообогащают и дополняют друг друга и возводят к единому метаисторическому сюжету.

На предельном, богословском уровне указанную двойственность эсхатологического сюжета можно развивать, например, как учение о двух пришествиях в мир Спасителя. Первого (в последние времена), евангельского, в уничижении, вплоть до поносной крестной смерти и Второго Славного Его Пришествия, после которого будет Страшный Суд.

Что же касается современной литературы, то некие прямые аналогии описанному выше двухчастному апокалиптическому сюжету можно найти в художественных произведениях публициста и писателя В.И.Карпеца. Его «Повесть о повести» и «Ромео и Гамалея, или Повесть и про войну и про партизан», на наш взгляд, являются не только единым произведением, но и ярчайшим примером возрождения тех же эсхатологических сюжетов, что и описанные в данной статье.

Эти и подобные им апокалиптические изыскания современных интеллектуалов самим фактом своего существования ставят все те же болезненные вопросы. Не сбудутся ли, как и столетие назад, над русской интеллигенцией слова – живущие в комнаты ужасов, боятся из нее выйти?

Сумеет ли современный интеллектуальный слой России найти в себе силы вернуться к народному пониманию Апокалипсиса как очистительной бури, всегда заканчивающейся словами – се творю все новое? Сумеем ли мы вернуться к подлинно церковному смыслу покаяния и Великого Поста, за которым органически следует праздник Святого Причастия и Светлого Христова Воскресения? Не забудем ли, что Апокалипсис начинается, когда заканчивается Евангелие, когда охладевает любовь…

13 мая 2005 г., память свт. Игнатия Брянчанинова,

епископа Кавказского и Черноморского

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Издавалась дважды: 1) в сб.: Тихомиров Л.А. Христианство и политика / Сост., пред., коммент., прилож. С.М.Сергеев, им. ук. А.В.Ефремов. – М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 1999. – Сс. 393-538; и 2) отдельным изданием: ТИХОМИРОВ Л.А. В последние дни (эсхатологическая фантазия) // Предисл. С.Чеснокова, коммент. С.Сергеева. – М.: Изд- во «Артос-Медиа», изд-е православного братства во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 2004. – 288 с.

2 Парамонов Б. Два цареубийства // Радио Свободы. Культура. Русские вопросы. Автор и ведущий Б.Парамонов. – 2001. http://www.svoboda.org/programs/RQ/2001/RQ.55.asp

3 Лурье В.М. Историческое назначение особого характера: из истории эсхатологических представлений в новейший период российской истории // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. Сер. 6, вып. 4 (№ 30). – С. 31.

4 Там же.

5 Белый А. «Начало века». Воспоминания: Московская редакция 1 и 2 главы с предисловием и оглавлением к книге. Авторский оригинал (автограф, машинопись с авторской правкой и рукой К.К.Бугаевой. 1930, 1932 г. (часть первая). // Российский государственный архив литературы и искусства, ф. 53: Белого Андрея (Бугаева, Бориса Николаевича), оп. 1. – Д. 30. – Л. 226.

6 Телин Я. Художник В.И.Суриков. Очерк // Красная Нива. – 1925. № 4. – Сс. 89-90.

7 ВАСНЕЦОВ В.М. Пимен-летописец. Бум. на к., уголь, белила. 75х55,5. Слева вверху подпись: В.Васнецовъ Москва 1891. Справа внизу: В. Васнецовъ. Музей «Абрамцево». Помещено как иллюстрация к Соч. А.С.Пушкина Т. III. 1899. Ред. П.Кончаловского, изд. в тип. А.И.Мамонтова, с. 264.

8 Волошин М.А. В.И.Суриков \ Публ., вст. ст. и прим. В.Н.Петрова, послесл. Г.Арбузов – Л.: «Художник РСФСР», 1985. – С. 161.

9 Кириков Б.М. Храм Воскресения Христова (К истории «русского стиля в Петербурге) // Невский архив. – 1994. – Сс. 204-245.

10 Там же… – С. 223.

11 Там же... – С. 220.

12 «Игнатий (И.В.Малышев, 1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 г. стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом – преемником знаменитого Игнатия Брянчанинова. Автор трудов по истории религии, он не был чужд искусству – в молодости занимался живописью в Академии Художеств, посещал классы К.П.Брюллова и А.Е.Егорова, изучал древнерусское зодчество Игнатий развернул в Троице-Сергиевой Пустыни большое строительство с участием видных архитекторов. В 1881 г. его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Во время проведения второго конкурса по храму в память Александра II «вдруг его осенила мысль начертить проект», и следом явилась уверенность, «залог внутренний», что именно его предложение будет принято. Разработать самостоятельно проект столь крупного и сложного сооружения Игнатий, естественно, не мог и поэтому обратился к А.А.Парланду, которого близко знал по совместным работам в Троице-Сергиевой пустыни, где вскоре после окончания Академии художеств Парландом были созданы его первые сооружения: храм Воскресения Христова в «византийском стиле» (1872-1876) и мраморные часовни». Кириков Б.М. Указ. соч. – Сс. 218-219.

13 Флайер М.С. Церковь Спаса на Крови: Замысел – Воплощение – Осмысление // Иерусалим в русской культуре / Сост.: А.Л.Баталов и А.М.Лидов. – М.: Наука. Изд-кая фирма «Восточная литература», Центр восточно-христианской культуры, 1994. – С. 183.

14 Там же… - Сс. 183-184.

15 Кириков Б.М. Указ. соч. – С. 222

16 Там же. – С. 191.

17 Флайер М.С. Указ. соч. – С. 192.

18 Там же… - С. 194. Сам Мусоргский скончался буквально через несколько дней после убийства Александра II, в результате чего за общим трауром смерть композитора прошла совершенно незамеченной. В последние дни перед смертью его портрет успел написать И.Е.Репин. Подобный же случай имел место в 1953 г., когда в один день со Сталиным умер известный композитор С.С.Прокофьев.

19 См.: «Борис Годунов» М.П.Мусорогского. 5-е изд-е. – М.: Музыка, 1990. – 64 с. (Оперные либретто).

20 Мы намеренно подчеркиваем сходство Августейших имен с ситуацией на российском престоле 1904 года, поскольку об этом имеются любопытные пророчества преподобного Серафима о том, что его прославит царь по имени Николай, в связи с тем интересно проанализировать кажущиеся при ином подходе не уместными обращения Николая Мотовилова, служки преподобного Серафима, к императору Николаю I с требованием немедленного прославления угодника Божия. Следует отметить, что крещен в 1818 г. наследник был в честь св. благоверного князя Александра (в схиме Алексия) и после крещения был положен на раку с мощами святителя Алексия, митрополита Московского.

21 Пушкин А.С. Сцена из Трагедии «Борис Годунов». 1603 г. Ночь Келья в Чудове Монастыре. // Московский вестник. – 1827. № 1. – Сс. 8-9.

22 Там же… – С. 8.

23 Тихомиров Л.А. Смерть Александра II // Красный архив. – 1924. № 6. – С. 170.

24 Пушкин А.С. Указ. соч. – С. 4.

25 Белый А. Лев Тихомиров // Белый А. Начало века / Предисл. Л.Каменев. – М.-Л.: Гос-е изд-во художественной литературы, 1933. – Сс. 138-145.

26 Тихомиров Л.А. Христианство и политика.... – С. 568.

27 БЕЛЫЙ А. Указ. соч. // РГАЛИ. – Л. 228.

28 Пушкин А.С. Указ. соч. – С. 5.

29 БЕЛЫЙ А. Указ. соч. // РГАЛИ. – Л. 230.

30 Русанов Н.С. В эмиграции / Под ред., с пред. и прим. Теодоровича. – М. 1929. – С. 111.

31 См.: Пушкин А.С. Указ. соч. – С. 6.

32 Белый А. Символизм как миропонимание [Сб. / Вст. ст.: Сугай Л.А. «…и блещущие чертит арабески»]. – М.: Республика, 1994. – С. 5.

33 Пушкин А.С. Указ. соч.

34 См.: Чесноков С.В. Святитель Митрофан Воронежский и тайна материнского благословения Л.А.Тихомирова (К 150-летию со дня рождения мыслителя) // Трибуна русской мысли. – М.-Paris., 2002. № 2. – Сс. 94-102.

35 Тихомиров Л.А. Христианство и политика / Сост., пред., коммент., прилож. С.М.Сергеев, им. ук. А.В.Ефремов. – М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 1999. – Сс. 570-571.

36 Карпец В.И. Эсхатологический выбор Льва Тихомирова // http://www.archipelag.ru/text/325.htm

37 Соловьев Вл.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением Краткой повести об антихристе и с приложениями. – СПб., 1900. – 279 с.

38 Государственный архив Российской Федерации. – Ф. 634. Тихомиров .Л.А. Оп. 1. Д. 7. Л. 37 об. Благодарим Г.Б.Кремнева, любезно предоставившего данную выписку из дневников Л.А.Тихомирова.

39 Полемика В.В.Розанова, Н.Н.Страхова, Ю.Н.Говорухи-Отрока (псевд. Ю.Николаев) и Тихомирова с Вл.С.Соловьевым была ответом на соловьевскую критику идей к тому времени уже покойного Н.Я.Данилевского – основоположника позднего славянофильства. С несколькими письмами против Соловьева выступил К.Н.Леонтьев. После смерти Говорухи-Отрока полемику с Соловьевым продолжал один Тихомиров. С Тихомировым у Соловьева шла полемика о понятии гражданской свободы и об авторитете в церкви. Перед смертью в «Трех разговорах» Соловьев, по-сути, признал свою неправоту, и, высмеяв в себе веру в прогресс, авторскую речь вложил в уста г-на Z, в котором легко узнается Леонтьев. Это не могло не произвести впечатления на Тихомирова, понимавшего свой спор с Соловьевым как исполнение завещания Леонтьева.

40 Ср. описание внешности мага Аполлония из «Эсхатологической фантазии» с описанием внешности В.С.Соловьева из воспоминаний «Тени прошлого». Аполлоний: «Густая борода окутывала лицо. Глаза светились кошачьим блеском из глубоких впадин, прикрытых густыми занавесками бровей» (Тихомиров Л.А. Христианство и политика… – С. 394.). Соловьев: “они [глаза Вл.Соловьева – С.А.] были глубоко запрятаны во впадинах, занавешенных густыми, длинными бровями” и выглядывали оттуда как будто со дна каких-то норок” (Тихомиров Л.А. Встреча с Вл.С.Соловьевым // Тихомиров Л.А. Тени прошлого. Воспоминания / Сост., вступ. статья и примеч. М.Б.Смолин. – М.: Изд-во журнала «Москва», 2000. – Сс. 599-600.). При совпадении сравнений и эпитетов «занавески», «занавешенных», следует особо отметить, что и «эсхатологическая фантазия» и данный очерк из воспоминаний «Тени прошлого» писались Тихомировым практически в одно время.

41 Горбунов М. Лев Тихомиров. Заговорщики и полиция. С пред. В.И.Невского. Изд. «Молодая гвардия». Стр. 229. Ц. 1 р. 25 коп. // Каторга и ссылка. – 1928. № 12 . – С. 184.

42 Там же… - С. 186.

43 Вестник «Народной воли». 1885. № 1-4. – С. 116.

44 25 лет назад. Из дневников Л.Тихомирова [8.9.1905 – 5.11.1905] // Красный архив. – 1930. Кн. 3(40). – Cc. 59-96.

45 Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории / Вст. статья М.Смолина. – М.: Москва, 1997. – С. 573.

46 Соловьев Вл.С. Эпиграмма // В.С.Соловьев. Pro et contra. – М.: 2000.