Имя:
Пароль:

Илья Калинин
ПРИЕМ ОСТРАНЕНИЯ КАК ОПЫТ ВОЗВЫШЕННОГО (ОТ ПОЭТИКИ ПАМЯТИ К ПОЭТИКЕ ЛИТЕРАТУРЫ)

Пожалуй, главной чертой, делающей русский формализм уникальным явлением в истории гуманитарной мысли, была внутренняя потребность его представителей, преодолевая границы теоретических спекуляций и исторических исследований, превращать литературу из объекта описания в предмет собственного творчества. Здесь необходимо подчеркнуть, что эта уникальность состоит не в самом факте раскрепощения свободного творческого начала, порой присущего ученому (примеры такого рода широко известны и не обязательно связаны с гуманитарной специализацией исследователя), и даже не в том, что в случае русского формализма этому литературному соблазну отдала дань вся троица его лидеров (Виктор Шкловский, Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум), а в том, что связь между их теоретическими конструкциями, историческими штудиями и прозаическими текстами носила системный, я бы даже сказал — неизбежный, характер. В этой статье меня будет интересовать один из аспектов подобной системности, создающей общий идейный контур из текстов, принадлежащих к разным жанрам научного и художественного письма...

Илья Касавин
Истина: вечная тема и современные вызовы

Последнее время тема истины, уходящая корнями в самую глубину истории философии и культуры и казалось бы подзабытая современными эпистемологами, вновь стала привлекать внимание. Она внезапно, синхронно и независимо друг от друга стала предметом систематического рассмотрения сотрудников сразу двух секторов Института философии РАН, темой обсуждения на семинаре «Проблемы рациональной философии» , а еще раньше – оказалась в фокусе «Панельной дискуссии» нашего журнала , которая, возможно, сыграла в ее актуализации свою роль. Нам хотелось бы если и не подвести итоги данному процессу, то хотя бы попытаться понять его как симптом новых сдвигов в эпистемологическом дискурсе наших дней...

Илья Касавин
Человек — существо недостаточное

...Начиная говорить на эту тему, философ всегда вспоминает об истоках, о том, что было очень давно, в частности об Аристотеле. Ведь именно Аристотель выделил пять видов знания и среди них такой, который мы сегодня называем научным, или знание о началах. Он его называл эпистеме, отсюда эпистемология, теория познания, — то, чем мы занимаемся. Докса — это знание-мнение, то есть то, во что люди верят, думая, что они это знают. Технэ — это знание, присущее ремесленнику, умение что-то сделать, сконструировать. Пистис, или вера, и, наконец, фронезис — то, что мы называем правдой, то есть знание о правильном действии...

Вадим Розин
Природа и изучение сновидений

Часто мы слышим: «сегодня не в себе, совершенно не выспался, не отдохнул». При этом большинство людей считают, что можно лучше отдохнуть, если спишь без сновидений, как "мертвый". Но ведь известно, каждую ночь мы примерно половину времени (в период так называемого "быстрого сна") видим сны, хотя не всегда помним об этом. Забегая вперед, скажу, сновидения не только дают нам отдохнуть, но и охраняют наше психическое здоровье...

Вадим Розин
Смерть культуры. Да здравствует культура!

К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени. Сегодня ощущается потребность в таком очередном переосмыслении культурологического знания (во всяком случае, я ощущаю). Не в последнюю очередь, потому, что накопленные знания позволяют выйти на новое понимание культуры, но и потому, что приходится обсуждать парадоксальное заявление о смерти культуры...

Вадим Розин
Российская власть, общество и право в контексте исторических изменений и реформ

На взаимосвязь рассматриваемых подсистем стоит обратить внимание, поскольку власть, гражданское общество и право чаще всего осознаются и обсуждаются отдельно друг от друга и понимаются, прежде всего, под углом соответствующих цеховых интересов. Сегодня одним из главных факторов, обусловливающих становление подсистем власти, гражданского общества и права являются реформы...

Александр Агеев
Глобальное будущее и способности к преображению

...Если «гений – парадоксов друг», то сомнений нет – парадоксальная страна. Еще Черчилль заметил, что страна наша – «тайна, упакованная в секреты». Да, Россия - страна неожиданностей, сюрпризов, страна невероятных, часто – вопиющих - разрывов по всем параметрам. Но «аршином общим», прав Тютчев, ее «не измерить». С одной стороны колоссальные национальные богатства, уникальные возможности, невероятный опыт созидания государственности и межнационального векового общения, выжившие в войнах святыни и память о подвигах известных и неизвестных героев, а с другой — в прошлом – трагедии, утраты, отступления от идеалов, «слезы несбывшихся надежд», в настоящем - позорные пропорции распределения этого богатства, очаги немыслимой нищеты и предельно заниженные ожидания...

Александр Агеев
Больше света

...Люди задумываются о будущем издавна. Весь Ветхий Завет полон пророчеств и откровений. Но первая причина предреканий будущего - желание человека преодолеть страх перед стихиями природы. Вторая - надежда избавиться от посюстороннего страха перед потусторонним Страшным судом... Футурология сегодняшнего дня принципиально другая - даже по сравнению с тем, что было в XX веке...

Андрей Фурсов
Холодная война, системный антикапитализм и Пересдача Карт Истории

Начало очевидного взлёта карьеры Андрея Андреевича Громыко приходится на 1944–1945 гг. – конференции в Думбартон-Оксе (1944 г.), Ялте и Потсдаме (1945 г.). Затем – с 1957 по 1985 г. – должность министра иностранных дел СССР, заслужив на Западе прозвище «господин нет» (что может быть почётнее в устах врага?!). По иронии и логике истории в 1985 г. – году избрания М.С. Горбачёва генсеком КПСС, А.А. Громыко оставил пост министра иностранных дел (его занял Э.А. Шеварднадзе), а сам переместился на должность председателя Президиума Верховного Совета СССР. В 1988 г. – опять еж по иронии и логике истории – А.А. Громыко уходит на пенсию...

Андрей Фурсов
Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем, и мир между ними

События одной из самых важных книг ХХ в. – «Властелина колец» – Джона Роналда Ройла Толкина происходят в конце Третьей Эпохи Среднеземья. Эта метафора как нельзя лучше подходит к нашей нынешней ситуации, представляется её символом. Мы оказались у конца Третьей Эпохи не в одном отношении, а сразу в нескольких, концы нескольких эпох наложились друг на друга...