Имя:
Пароль:

о. Александр Борисов
Слово на вечере памяти о. Александра Меня (25 анваря 2011 г., Библиотека иностранной литературы)

Недавно один священник спросил меня: «Почему у вас в храме так много народа, несмотря на то, что храм ваш в центре Москвы?» Неподалеку от нас есть храм, там на Крещенский Сочельник, даже на Великом освящении воды, там было шесть человек. И он меня спросил: «Что это: удобное месторасположение или личная харизма?» А я отвечаю: «Главная причина в том, что у нас продаются книги о. Александра Меня, что мы стараемся следовать тому, что от него узнали и получили. Вот этот дух открытости, по-видимому, привлекает людей».

Лицом к лицу. Настоятель Храмы святых Космы и Дамиана в Москве, протоиерей Александр Борисов

Протоиерей, настоятель Храмы святых Космы и Дамиана в Москве Александр Борисов родился 13 октября 1939 года в Москве. Окончил биологический факультет Педагогического института. Работал в Институте общей генетики Академии наук СССР и в Институте биологии развития Академии наук СССР. Научная специальность отца Александра – генетика. Кандидат биологических наук. В 1972 году Александр Борисов оставил научную работу и поступил в четвертый класс Московской духовной семинарии. По окончании, в 1973 году, был рукоположен в сан дьякона, а затем был направлен на служение в церковь Знамения Божьей Матери около метро "Речной вокзал". В 1989 году рукоположен в сан священника, а в 1991-м указом патриарха Алексия Второго был назначен настоятелем вновь открывшегося Храма святых Космы и Дамиана в Столешниковом переулке города Москвы, где и продолжает служение по настоящее время. Отец Александр женат, имеет двух дочерей и двух внучек.

о. Александр Борисов
Слово по окончании Божественной Литургии в храме преп. Сергия Радонежского, пос. Семхоз, Моск. обл. (22 января 2011 г., в день рождения о. Александра Меня)

День рожденья о. Александра совпал с памятью митрополита Филиппа, с днем его насильственной смерти от рук Малюты Скуратова, кровавого опричника Ивана Грозного. Память святых, как вы знаете, всегда празднуется именно в день их кончины – в тот день, когда человек закончил свой земной путь, когда была поставлена точка во всех его делах жизни. Именно это окончательное событие Церковь рассматривает как рождение в вечную жизнь. И конечно, перед нами всегда неизбежно встает вопрос: почему Господь не сохранил бы таких Своих замечательных служителей, каким был и митрополит Филипп, и многие другие, и среди них, конечно, и наш дорогой, возлюбленный о. Александр Мень. Казалось бы, он всегда молился о христианской кончине жизни, он творил такие замечательные дела, так много – тысячи! – людей приходили и приходят к Богу, ко Христу благодаря его жизни, его книгам, его трудам.

Андрей Смирнов
Архитектоника мусульманской этики

То характерное содержание, которое вкладывается в понятие «мусульманская этика», определено не только конкретным наполнением этой этической системы, почерпнутым из авторитетных текстов ислама и развитым в работах мусульманских ученых. Оно определено также архитектоникой его выстраивания, представленной принципом захир-батин-противоположения (противоположения «явное-скрытое») и процессуального перехода между противоположностями. Этот принцип лежит в основании не только мусульманской этики, но и прочих сегментов классической арабо-мусульманской культуры. Именно этот факт делает мусульманскую этику столь хорошо «пригнанной» к другим областям этой культуры...

Андрей Смирнов
Как различаются культуры?

Культуры могут совпадать как один и тот же вариант реализации механизма смыслополагания, а могут различаться как разные варианты реализации универсального механизма смыслополагания. В первом случае различия между культурами могут быть сведены к различиям в содержательном наполнении одного и того же набора универсалий (категорий) культуры. Такое различие я называю содержательным. Во втором случае различия между культурами вызваны вариативностью механизма смыслополагания, т.е. различием в его функционировании. Это — более глубокий и интересный тип различия. Я называю его логико-смысловым. Это различие является более глубоким потому, что логико-смысловые механизмы «отвечают» за целостное функционирование смыслового тела культуры, они завязывают набор категорий культуры в особый «узел» и заставляют его работать как смыслопорождающую «машину»...

Андрей Смирнов
Смыслополагание и инаковость культур

Целостность арабо-мусульманской культуры и одновременно ее инаковость в отношении культуры, родной для нас как исследователей, определена тем фактом, что ее «смысловое тело» выстроено в соответствии с процессуальным, а не субстанциальным вариантом процедуры смыслополагания. Мы говорили о том, как может быть концептуализирована процедура смыслополагания и как можно и нужно говорить о ее вариативности. Процедура смыслополагания была прослежена в ее основных моментах, определяющих архитектонику самосознания и сознания. Мы видели, как «выбранный» культурой вариант процедуры смыслополагания определяет трактовку двух фундаментальных отношений, ответственных за контуры выстраиваемой картины мира: отношения противоположения-и-объединения и отношения целое-часть. Осмысленность не сводится целиком к этим двум отношениям; однако именно с них следует начинать любое исследование осмысленности...

Владимир Лепский
Рефлексивно-активные среды инновационного развития

Сегодня Россия пытается выйти из глубокого кризиса, охватившего политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Это проявляется с 2002 года в призывах ее руководства к обществу, бизнесу и государству перейти на инновационный путь развития. Однако инновационное развитие топчется на месте, причем дело не в деньгах, которые могут его обеспечить, а в чем-то другом...