Имя:
Пароль:

Интерос представляет в рубрике «Портреты» работы Шарифа Шукурова

Шариф Шукуров

• Друг и дружба
Обращение к миру неизменно должно быть дружеским, в этом состоит одна из наиболее существенных парадигм отношения иранцев и к другому, и Другому другого, да к самому себе. Другой и друг нежданно предельно сближаются только потому, что все мироздание является иранцам дружественным. Я иранца становится другом и Другим самого себя…

• Введение в историю искусства восточного Ирана. Эпоха Саманидов: рыцарский дискурс
Все подчинено единому эпическому стилю, пронизывающему поэзию, музыку, архитектуру и изобразительное искусство этого порождающего и переходного времени. Этот стиль органично вписывается в отвлеченный дискурс Иконосферы, буквально захвативший иранцев самого начала их творческой деятельности в мусульманский период…

• Сила памяти и феноменология восприятия в архитектуре Великого Хорасана и Ирана
В ткань отдельных сфер культуры прошлое не вторгается спонтанным, не контролируемым образом. Напротив, поэты, архитекторы, художники вводят некий образ в сферу своих художественных интересов в силу его пластической яркости, мощности смыслового заряда. Все они цитируют не все прошлое и не отдельные его отрезки, а некий образ. Судьба этого образа может оказаться совершенно в другой культурно-идеологической среде, когда прошлое становится анахронизмом, но образ продолжает успешно жить…

• Визуальная антропология: пространственное видение и методы изображения человека
Что может лежать на краю культуры ислама, что может существовать на краю проблемы понимания человека в исламе и в искусстве ислама? Например, христианство. Увидеть, что есть человек ислама, что есть образ человека в искусстве ислама, возможно и следующим образом: надо только сместиться от центра к краю и оттуда, с этой позиции, глазами мусульманина увидеть христианскую доктрину человека, усвоить правила и закономерности изображения человека здесь…

• Теория видения. От восприятия к представлению
…Мы будем говорить о негативной непохожести, тормозящей восприятие образа, и позитивной непохожести, так или иначе прокладывающей себе путь к узнаваемости…

• Гештальт и теория видения
Наше молчание ближе всего к вещи, заставляющей ее вовсе не говорить, а репрезентировать свою имманентную иконичность. Ибо и само молчание является личностным, глубинным фактором трансмутирующей иконичности, которая столь же далека от «частного чувства», сколь поверхность отстоит от сути. Именно молчание, до поры остающееся outsideof, позволяет вывести наружу глубинные фигуры силы, сполна характеризующие вещь…

• Фрэнк Ллойд Райт. Проблема архитектурного цитирования
Персидская архитектура была предназначена для сада, который всегда оставался не просто ее ближайшим сопровождением, но в первую очередь тактильным аккомпанементом. Непосредственная и дистантная тактильность абстрактного орнамента-сада и архитектура иранцев связаны непрерывным соприсутствием. Это прекрасно знал Ф.Л. Райт, не скрывая иранских истоков органической архитектуры…

• Архитектурная ткань и архитектура современной мечети
…Традиция и есть форма и концепт, вносящие различие и прерывистость в современную архитектурную ткань. Различие, внедренное в виде незначительного традиционного мотива, привносит динамику в целостность всей постройки. Современная архитектурная ткань остро нуждается в нарушении ее непрерывности…

• Луис Кан. Метафизика сходства
…Сакральное пространство является пространством экзистенциального молчания и покоя, каждый человек предан Всевышнему и самому себе. Но этого недостаточно для архитектора, в это пространство вторгается свет, пронизывающий архитектурное пространство и оставляющий свои следы на стенах, на полу, на верующих…

• Антропологическое cобытие Энди Уорхола: «I want to be a machine»
Художник пренебрегал Логосферой, много дороже для него оставалась пластика Иконосферы. Антропологическое Событие американского художника было иконичным…

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Бориса Родомана

Борис Родоман

• Морфология и динамика российского пространства
Как и подавляющее большинство стран, не расположенных в ядре современного мира, Россия по-видимому не имеет собственного вектора исторического развития, а изменяется под воздействием внешних импульсов, сопротивляясь им со всей инерцией, присущей огромной массе, отчего и происходят периодические откаты, когда за каждыми двумя шагами вперёд следует минимум один шаг назад, а нередко и все три…

• Великое приземление (парадоксы российской субурбанизации)
Россия – страна экстенсивного развития, изначально запрограммированная на безудержное расширение; главным итогом каждого царствования историки считают территориальные приобретения. Но что делать, если расширяться больше некуда? Отразившись от внешнего барьера, волна привычной экспансии направляется обратно, и в глубине страны многократно захватывается одна и та же земля, отчасти теми же методами, что и при колонизации «диких» окраин...

• Экологическая специализация России
...главным богатством нашей страны являются не отдельные полезные ископаемые или какие-то виды растительного и животного сырья, а весь природный ландшафт, или, если хотите, вся совокупность природных компонентов нашего культурного ландшафта. Сохранение и поддержание природного ландшафта как важнейшего фрагмента биосферы, его материально-вещественное и духовно-информационное потребление без разрушения и истощения должно стать приоритетной отраслью российского народного хозяйства...

• Досуг вне государства: туристские походы как школа позитивной самоорганизации
В бывшем СССР, в самодеятельных туристских походах по безлюдному природному ландшафту, без радиотелефонной связи и без возможности прервать маршрут,  рождалась своеобразная  туристская этика и вырастали особые формы самоорганизации, которые в наши дни можно использовать для формирования необходимых элементов «гражданского общества»…

• Из столицы в провинцию: крутой склон
Если даже вся федеральная власть переедет в далекую Тмутаракань, то на Старой площади, в Кремле и в Белом доме, а также в новых, построенных по такому важному случаях огромных зданиях, разместятся московские представительства (постпредства) этой самой власти с не меньшим количеством чиновников; они не упустят возможности размножиться и нажиться на новых стройках. Исторически сложившаяся гегемония Москвы закреплена в ландшафте, подкреплена мощной инфраструктурой. Фактическая столичность обладает колоссальной инерцией…

• Мы уже не обезьяны, но ещё не люди
История ускоряется, не оставляя времени на долгую раскачку. Если мы, недочеловеки, не выполним эти задачи в ближайшее время и не войдём в стадию зрелого умственного, морального и экологического возраста, то гибель нашего вида будет закономерной и заслуженной…

• Глумление над Байкалом продолжается
Прогресс, развитие – это «езда в незнаемое», но без исправных тормозов далеко не уедешь. На необходимом и желательном воздержании людей от тех или иных действий основаны и все природоохранные, экологические программы…

• Сохраним русскую деревню! (хотя бы в качестве музея-заповедника)
Одним из важнейших и самых ценных компонентов культурного наследия любой страны является её традиционный сельский ландшафт, в наши дни быстро исчезающий под напором урбанизации и глобализации. Типичные фрагменты такого ландшафта заслуживают сохранения и восстановления в виде разного рода музейно-заповедных территориальных комплексов…

• Автомобиль в тупике
Если какие-то инопланетяне откроют для себя нашу Землю, то наверняка подумают, что главные живые существа на ней – автомобили, а люди это их внутренности и средства размножения…

• Отклик на расширение Москвы
Россия существует для того, чтобы кормить и тешить своих правителей. Недавние высочайшие затеи, умопомрачительные и ошарашивающие, от погружения народа в утреннюю темноту при помощи часовой стрелки до мгновенного удвухсполовинивания площади Москвы – яркое тому подтверждение. Для получения какой-то выгоды и для удовлетворения своих амбиций одно лицо или узкая группа лиц, в тайне от общества и не посоветовавшись со специалистами, принимает решение, затрагивающее миллионы людей…


РОДОМАН Борис Борисович — доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных исследований пространства Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Рубена Апресяна

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Рубена АпресянаРубен Апресян

• Нравоперемена Ахилла: к первичному генезису морали
Нравоперемена Ахилла происходит в перипетиях его отношений с соратником – с царем ахейцев Агамемноном и с соперниками – военным предводителем троянцев Гектором и царем троянцев Приамом и заключена в переходе от вражды к примиренности и от ненависти к великодушной снисходительности. Анализ сюжетных перипетий гомеровского эпоса позволяет с помощью метода концептуальной экспликации их рудиментарного нормативного содержания проследить основные тенденции формирования и развития морали на исторически ранних этапах.

• Случай Ахикара (К происхождению морали)
Случай Ахикара реконструирован на основании одного из эпизодов «Повести об Ахикаре» (VII в. до н.э.). Его анализ позволяет показать тенденции в историческом становлении морали. Моральное сознание формируется в процессе трансформации прагматических и пруденциальных максим в моральные принципы, и сначала обнаруживается не в требованиях, тем более универсальных и рационализированных требованиях, а в ситуативных ожиданиях, высказываемых участниками ситуации и мотивирующих таким образом необходимые действия. Коммуникативный подход к морали и к анализу происхождения морали подсказывает, что мораль (моральное мышление) формируется не только в утверждении соединенности в противовес разъединенности, но и в процессе переосмысления качества соединенности. Движение от пруденциализма и прагматизма к моральности происходит в процессе смены смыслов известных и понятных по обычному опыту действий.

• Этика силы – в противостоянии насилию и агрессии
Насилие есть зло, и ему надо противостоять всеми возможными средствами, включая силовые. Если и можно говорить о некоем абсолютном требовании морали, то это – требование противостояния злу. Как таковое оно приоритетно по отношению к требованию неприменения силы, ненасилия. Сила не должна применяться инициативно, но в действиях, направленных против насилия и агрессии, при неэффективности силовых методов допустимо и необходимо ее применение. Однако последнее требует своей этики, своих правил, во-первых, направленных на ограничение тех, кто решается на применение силы, во вторых, используемых для оценки примененных силовых средств, в том числе и для определения степени ответственности тех, кто превысил допустимый в данных обстоятельствах масштаб силы.

• «Мне отмщение, Аз воздам»: О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому»
Заповедь «Не противься злому» требует переосмысления и недоктринального уразумения. Для этого, во-первых, реконструируется ее содержание на основе выявления ее ближайших нормативных контекстов и канонизированных отсылок к параллельным местам в самой Библии, а также прояснения ее метанормативной основы, т.е. нормативного содержания христианской этики во всей ее полноте; во-вторых, социально-этический и морально-философский смыслы заповеди раскрывается в более широком, трансхристианском контексте, опосредованном правовым, а не сентиментально-волюнтаристским (в духе Л.Н. Толстого) пониманием природы насилия. Благодаря этому оказывается возможным сделать вывод об условном характере императивности непротивления злу силой.

• Коммуникативный источник морального долженствования
Конкретные нравственные решения и действия предопределяются не общими принципами, а реальной практикой человеческих отношений; моральная императивность действует как в нормативной форме, посредством извне данных, надперсональных и универсальных норм, так и через реакции на другого человека; принимаемые решения, планируемые и совершенные действия оцениваются человеком, другими людьми, сообществом в соответствии с существующими в данной культуре ценностями и принципами.

• О [не]допустимости лжи. Один случай Канта
В эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» Иммануил Кант утверждает, что лгать абсолютно недопустимо даже в ситуациях, когда правдивость может угрожать чьему-то благополучию. В данной статье основной тезис и аргументация Канта по этому вопросу признаются безосновательнымипоскольку а) принцип «не лги» не является доминирующим моральным принципом, в особенности в сравнении с принципами «не вреди», «будь справедлив», «заботься о благе другого», б) моральные обязанности человека перед злоумышленником слабее обязанностей по отношению к другу и гостю, в) этическая проблема разбираемой Кантом ситуации заключается в выборе не между человеколюбием и правдивостью, а между правдивостью в отношении злоумышленника и верностью прежде взятым на себя обязательствам перед другом и гостем. Предлагаемый подход предполагает актуализацию другого в моральном отношении к миру; в то время как в практической философии Канта другой – не актуален.

• Перфекционистская этика Джордано Бруно
Джордано Бруно задает особую перспективу концепции совершенствования, объединяющую этический перфекционизм, философию любви и социальную этику. Эта перспектива обеспечивается подходом, основанном на выявлении ценностных дихотомий, внутри которых ценности сопоставляются посредством указания на должное и недопустимое, прекрасное и безобразное и т.д. Дополненное императивно определенными акцентами это сопоставление обеспечивает последовательность перфекционистского рассуждения, в случае Бруно – целостного, принимающего во внимание единство внутреннего и внешнего опыта человека.


Рубен Грантович Апресян — доктор философских наук, профессор, заведующий сектором этики Института философии РАН

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Александра Неклессы

Александр Неклесса

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Александра Неклессы• Dies Irae. В ожидании следующего удара
«Что будет завтра, бойся разгадывать», предостерегал Гораций... Но если все-таки заглянуть за горизонт, прочерченный в согласии с основным качеством живого существа – инстинктом бытия, тесно связанным с конструктивными формами существования? Происходящие на планете события заставляют задуматься о чувствах гнева, боли, незащищенности, испытываемых слишком многими. И отвращения к образовавшейся конструкции мира. Чувствах, способных активировать темную сторону человеческой природы в полном согласии со свободой выбирать между добром и злом

• Пришествие постсекулярного мира
История обретает смысл. Прежний ее модус хроникера-регистратора событий радикально меняется, с этого момента диахронный маршрут определяется последовательным миростроительством: целенаправленным со-творчеством людей.
Так у истории появляется будущее…

• Великая серость и музыка революции
…проблема может быть конъюнктурно переформулирована, а ответы на вызов – упрощены. Что за «прелестная утопия» получает в таком случае шанс пленить населяющие страну народы? Насколько эффективным окажется «постиндустриальное изделие»? Будет ли оно долговечным? Либо мы узрим очередное издание прагматично скроенных лозунгов, лицемерных пафосных плакатов, прочих демагогических симулякров, что в какой-то момент сделает неизбежным форсаж центробежной энергетики со всеми вытекающими следствиями…

• Будущее как предчувствие
Сегодня человечество шаг за шагом приближается к «центру циклона» – крупномасштабному социальному транзиту, который изменит не только политические, экономические и правовые основания практики, но само восприятие человеком базовых ценностей и природы бытия, регламент межличностных и групповых отношений...

• Русский мир: цивилизация многих народов
…разноцветная сложность («Цветная  Русь») могла выстроить совершенно иной  каркас удержания  полифоничного Русского мiра  на гребне исторической волны (или цунами) в формате новой русской интегрии или Сообщества русских стран…

• Мир индиго
Прелесть постсовременности — культура инициативного тотального соперничества, арена профессиональных метаморфоз и ристалищ видовой сегрегации.
Это борьба, ведущаяся по изменчивым и не слишком известным правилам, вне прежней стилистики властных отношений…

• Люди воздуха
В социальной реальности наших дней присутствует некий влиятельный фактор, сопряженный с идеей развития. В мире, наряду с процессом глобализации, о котором так много говорится и пишется, протекает другой, не менее основательный процесс, который, однако, привлекает к себе меньше внимания. Это процесс индивидуации

• Несрочные сообщения
Кто управляет течением событий в стране? Внешний, безблагодатный катехон? Бюрократический консенсус? Лукавый олигархат? С чем вступает Россия в новую эру, на пороге которой стоит человечество? Станет ли российский «новый класс» амбициозной корпорацией и субъектом социокультурной революции?

• Глобальный град: творение и разрушение
Привычный мир расползается по швам. Политические и культурные процессы образуют новые смысловые цепочки, структура звеньев которых в каждом отдельном случае вроде бы ясна, но общий смысл — темен, а плоды происходящего нередко обескураживают. Полифония множащихся изменений смущает разум, понуждая размышлять над глубинной логикой смены эпох. И заодно — оглянуться на уже пройденный путь…

• Лекция «Новый интеллектуальный класс»
Именно об этой интригующей социальной категории и хотелось бы сегодня вести речь в единой связке с не слишком обязывающими размышлениями о странной породе людей «четвертого сословия»... Поговорить о новых «гражданах неба», о когорте энергичной, амбициозной, претендующей в этом мире на многое и уже обладающей здесь немалым. И создающей параллельно прежним земле и небу собственный медийный космос, предназначенный отнюдь не только для передачи информации…


 

• «Россия ХХI век. Проект «Время-Вперед-Центр».
Создание эталонного пространства будущего  (научный руководитель проекта — Александр Неклесса)

• Национальный центр философии и искусства «Большая Волхонка».
Концепция гуманитарного насыщениялокального городского пространства (научный руководитель проекта — Александр Неклесса)

Интерос представляет в рубрике «Портреты» работы Елены Петровской — лауреата премии Андрея Белого 2011 года

Елена Петровская

Интерос представляет в рубрике «Портреты» работы Елены Петровской — лауреата премии Андрея Белого 2011 года

• Словарь раскрепощенных ритмов
Новая литература исключает «вчувствование» или «вживание» — с тем, что происходит в ней, невозможно никак отождествиться. Это, если угодно, литература поверхности, языка в качестве поверхности, поэтому все «события» отныне сосредоточены только в его имманентной игре…

• Фото(био)графия
Сохранять через стирание — вот тот биографический урок, который преподносит фотография… Сохранять через стирание не значит надеяться «вновь обрести», испытав предварительно опыт разочарования при разглядывании множества «недостоверных» снимков (как это описано Бартом). Это значит удерживать саму невозможность встречи как то, что является ее непременным, ближайшим условием. Утрата, не предполагающая обретения, как обещание обретения. Короче, самое фотография…

• Фотография на память
Фотография — это непременное «тогда», другое время ей неизвестно, это прошлое, которое может восстановить в памяти фотограф, а также участник заснятой сцены или же такое, которое зрителю сразу дано в своей непреложности. Как зритель я ничего не знаю об этом, но знаю, что это было — тогда…

• Слепая биография
…как можно показать биографию, не привлекая к этому ни фотографий, ни иных предварительных (бывших) свидетельств? Как можно показать биографию того, кто мыслит биографию, оставаясь в личном плане закрытым? Преодолеть блокаду неожиданной атакой? В одном месте это и впрямь приводит к замечательному результату. Вопрос Кирби Дика «Кто из философов мог бы быть Вашей матерью?» вызывает у Деррида сначала затруднение, а потом растущий интерес…

• Предисловие к книге Розалинды Краусс «Холостяки»
Отдавая приоритет синхронии, структурализм индифферентен к историческим контекстам — он фиксирует лишь инвариантность структур. И даже при переносе акцента на желание мы сталкиваемся с ситуацией, когда, казалось бы, все паттерны уже на месте. Означает ли это, что история (пост)современного искусства завершена? Что анализ, предпринятый Розалиндой Краусс, анализ самого предела представления, исчерпывает все, что ни выскажут художники своими средствами в дальнейшем?..

• Иван Чуйков: трактаты о зрении
…Фрагмент и есть тот инструмент – концептуальный, изобразительный, – с помощью которого выразительное средство подводится к самой своей границе, и одновременно это способ выявления и даже своеобразного проектирования новых, не оформленных еще конвенционально средств…

• «Будущее уже наступило». Мыслительные практики утопии
…следы утопии можно обнаружить повсюду — совсем не обязательно обращаться к литературному жанру. Нужно уметь внимательно прочитывать «тексты культуры», а они образуют невиданный по широте диапазон – от различных артефактов массовой культуры до явлений, которые мы привыкли причислять к политэкономическим…

• Этика закона (М.К. Мамардашвили – Ж. Деррида)
Там, где приостанавливается знание, а вместе с ним и язык, там, где рациональное мышление спотыкается о противоречие, апорию, double bind, замирая в очередной неразрешимости, там начинается опыт…

• Социальные иероглифы Владимира Мартынова
Если где и продолжается борьба визуального и вербального, то скорее в области интерпретации новых образных систем, чей анализ требует последовательной десемиотизации. В противном случае та же виртуальная реальность, организованная по своим законам, превращается в очередной культурный код или язык. Вот тут нам и должна помочь иероглифема, позволяющая миру напрямую высказаться в нас…

• Мера человеческого
…экран погружен в темноту, остается закадровый голос, голос главного героя. Он восстанавливает пробелы, «дорисовывает» до конца то, что только подразумевается «технической запиской»: груды сваленных, слипшихся тел, запачканных, обезображенных, неразличимая нагота… У этих мертвецов были имена. А теперь это части, Stücke. И все-таки эти имена должны быть названы. Они звучат – тихо, но отчетливо...


Петровская Елена Владимировна — канд. филос. наук, и.о. заведующего сектором эстетики Института философии РАН, доцент Российского государственного гуманитарного университета. Лауреат премии Андрея Белого 2011 года в номинации «Исследования» за книгу «Теория образа» (М.: Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 2010)

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Дмитрия Замятина — лауреата Премии Андрея Белого 2011 года

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Дмитрия Замятина — лауреата Премии Андрея Белого 2011 года Среди представленных работ Дмитрия Замятина публикуется эссе «Геокаллиграфия» из книги «В сердце воздуха», за которую автору была присуждена премия Андрея Белого в номинации «Исследования».

Россия и нигде: географические образы и становление российской цивилизационной идентичности
…Пространство и цивилизация оказываются как бы нераздельным, целостным ментальным и, что важно, пространственным образованием… Понятая и воспринятая таким «пространственным» способом российская цивилизационная идентичность начинает свой постепенный, очень медленный и болезненный дрейф в сторону автономизации, самоосмысления себя как явления, находящегося уже вне «тёплой» и родной европейской идентичности, но многим обязанной именно ей.

Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города
Столкновение и взаимодействие двух разных систем географических координат, разных систем географических представлений об окружающем мире позволяет уловить скрытый, малодоступный «нерв» — модель перехода, смещения традиционных географических образов и понятий в новые географические пространства, «работающие» уже по другим законам…

Геокаллиграфия
Они вторгаются упорно и беспощадно; их почёрк угрюм, настойчив, самоуверен. Земли их вычерчены и нарисованы где-то там, далеко, а здесь они ходят по кругу однообразно – их почерк не летящий, но топорный, приземлённый, неуклюжий. Желаешь увидеть варвара в этом письме – смотри: оно слишком изощренно и искусственно, язык варварский ложится вязью рваной, неровной, дерюжной. За тканью письма – пустота заёмная, ненастоящая, ватная… Почерк иностранных варваров

Геономика: пространство как образ и трансакция
…какие-либо представления земного, географического пространства фактически не возможны без учёта пространственного характера самих этих представлений; это своего рода «сделка» человеческого сознания с пространством, «требующим» предварительной ментальной фиксации в виде специфических продуктов и результатов познания – образов, являющихся в содержательном смысле трансакциями геосоциокультурного мышления…

Круглая вечность. Образная геоморфология романа Андрея Платонова «Чевенгур»
…немыслимая овражная теснота, ведущая к аннигиляции любой возможной близи и сопровождаемая разрастанием угрожающей всему и вся дали .., взрывается новым потоком — потоком, разрушающим образный «беспредел» Земли. По сути дела, гибель Чевенгура можно трактовать в образно-символическом смысле как своего рода «обрушение» нависающей дали, ставшей слишком ненадежной кровлей пространства абсолютного коммунизма вместо традиционного и привычного в своей природно-равнодушной космологической роли Неба…

Локальные мифы: модерн и географическое воображение
Локальные мифы, будучи одним из устойчивых типов пространственных представлений, претерпевают в эпоху модерна столь существенные системно-структурные изменения, что оказываются … принципиально, жизненно, экзистенциально важными компонентами вúдения не только прошлого и настоящего, а также и будущего…

Стрела и шар: введение в метагеографию Зауралья
…метагеографический образ Зауралья можно рассматривать как стрелу, пронизывающую, протыкающую «дымящийся шар» Сибири и как бы заставляющую его превращаться, трансформироваться в ряд самовоспроизводящихся спиралей, создающих одновременно пространственный эффект ретроспективы и перспективы, «геограмму» всех возможных локальных мифов и текстов, культурных ландшафтов, становящихся уже уникальными представлениями закрепляющихся тем самым мест…

Метагеографические оси Евразии
Онтологические и метагеографические достижения русского авангарда … стали именно той «точкой схода», в которой можно говорить об очевидном становлении и оформлении российско-китайской метагеографической оси.
…китайский каллиграф, художник, поэт лишь приобщается к Небу посредством своих творческих опытов, сосредотачивая небесную энергию в конкретных, точно обозначенных и выверенных местах – тогда как русский авангардный художник, писатель, архитектор, скульптор, творя собственное произведение, всякий раз пытается оказаться «по ту сторону пространства», где энергетика Неба растворяется тотальной безместностью Земли...

Неуверенность бытия: образы дома и дороги в фильме Андрея Тарковского «Зеркало»
Удивительное место памяти детства слагается не просто из преображенных, наполовину забытых и вновь воображенных воспоминаний; гений воссоздает своё место как ментальное пространство мнемонических и одновременно географических образов, направленных ретроспективно в будущее как идеальный, утопический ландшафт…

На краю вечности. Образ наследия в культуре
…всякие культуры нуждаются в некоем образном «зеркале», в котором они смогут зафиксировать и закрепить свою столь необходимую уникальность. В качестве такого «зеркала» иногда выступает образ природы, но этого фундаментального образа становится мало, недостаточно, когда культуры сосуществуют, зная или предполагая друг о друге; тогда образуется, создается своего рода феноменологический «промежуток», «пустота», требующая либо когнитивного/образного заполнения, либо «сильного» в онтологическом плане операционального ответа – будь то построение огромной пирамиды или создание всеобъемлющей теории Вселенной…


Замятин Дмитрий Николаевич – доктор культурологии, кандидат географических наук, руководитель Центра гуманитарных исследований пространства Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, ведущий научный сотрудник Центра глобалистики и компаративистики РГГУ

Интелрос представляет в рублике «Портреты» работы Александра Тарасова

Александр Тарасов

• «Второе издание капитализма» в России
Современный российский капитализм — феномен уникальный, не имеющий аналогов в истории. Его изучение невозможно заменить ни заучиванием и воспроизведением готовых схем (неважно каких – социалистических, либеральных или консервативных), ни механическим переносом на Россию выводов, полученных в результате анализа иного исторического и экономико-социального опыта, ни тем более бездумным повторением политических лозунгов прошлого…

• Мировая революция-2
…необходимо развести понятия революции антибуржуазной и революции социалистической – чтобы не обманываться самим и не обманывать других. Грядущие антибуржуазные революции будут вынужденно суперэтатистскими, и общества, порожденные этими революциями, будут обществами крайне несовершенными, суперэтатистскими, все оправдание существования которых будет в том, что они станут зонами социально-экономических и культурных антикапиталистических экспериментов…

• Суперэтатизм и социализм. К постановке проблемы
Если левые силы не смогут пресечь стихийно формирующийся сегодня сценарий мирового развития – земную цивилизацию ожидает катастрофа. Неизбежное истощение планетарных ресурсов побудит эту мировую империю в целях самовыживания перейти к таким совершенным и всепроникающим методам контроля и унификации мышления своих подданных, по сравнению с которыми орвелианские и замятинские антиутопии покажутся милыми детскими «страшилками»…

• Национальный революционный процесс: внутренние закономерности и этапы
Социальная революция  как природное объективно существующее явление представляет собой исторический ПРОЦЕСС,  проходящий несколько ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ стадий.  Стадии эти присущи революции органично,  имманентны ей и неизбежно сменяет одна  другую по мере развития революции — независимо от воли людей,  участвующих в революции на какой бы то ни  было  стороне…

• Бюрократия как социальный паразит
…отечественная коррупция – естественное явление. И она неустранима, поскольку напрямую связана с тем, из какого социального слоя и каким путем сформировался существующий правящий класс. Вернее, она устранима только вместе с этим правящим классом…

• Анти-«Матрица», или «Борьба» бабла с ослом
…существуют лишь законы эволюции, смысл и цель жизни человек выбирает сам, при этом он должен отдавать себе отчет в ограниченности своих возможностей и конечности своего существования (смертности). Правда – вещь неприятная, знание правды – тяжелое бремя…

• 1968 год в свете нашего опыта
«Дух 68-го» – это дух революции, родившейся не в 68-м, а в конце 50-х на Кубе, и победившей в конце 70-х в Никарагуа. Говорить «от лица 68-го» имеют право активные участники и теоретики, духовные и политические вожди движения независимо от возраста. Покойные Сартр, Дубчек или Воннегут могут с куда бóльшим основанием считаться «глашатаями 68-го», чем многие из тех, кому в 68-м было 20 лет и кто жив и поныне…

• Г-н Фергюсон, пламенный фальсификатор
«Имперская школа» весьма преуспела в навязывании такого взгляда на Британскую империю, который был выгоден правящей верхушке этой империи. Достаточно сказать, что усилиями «имперской школы» Великое индийское народное восстание 1857–1859 гг. стало известно всему миру как «восстание сипаев» и долго выдавалось британскими историками за «военный мятеж»... Школа развалилась в 60-70-е гг. XX в. в результате распада самой империи и под тяжестью горы разоблачающих британский колониализм фактов. Найл Фергюсон пытается эту школу реанимировать…

• Десятилетие позора. Тезисы обвинительной речи
Будущие историки станут писать о 90-х годах XX века как о 90-х годах XIX-го в России или 80-х годах XVIII века во Франции. «Загнивание сытого паразитического общества», «fin du siècle», «нарастание мистицизма и имморализма», «наркотизация», «усиление интереса к болезни и смерти и эстетизация их», «декаданс», «уход в мир иллюзий» и т.п. Развитие культуры, как и в предыдущих случаях в истории человечества, будет происходить из источников за пределами мейнстрима паразитического общества…