Имя:
Пароль:

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Владимира Малявина

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Владимира Малявина

Владимир Малявин

• Дао с компьютером
Игра бытия всегда может быть прервана апокалиптическим мгновением, внезапным «снятием печати», громовым возгласом с небес: «Я дал вам все, и что вы сделали с этим даром?». И откроется вдруг ценность  без-ценного…

• О вечном в «Вехах»
История движется вперед «иронией истории». Вы хотите безупречно действовать? Научитесь быть в покое. Вы хотите осмысленно говорить? Научитесь молчать. Вы хотите вести других? Дайте им свободу. Хотите возвыситься? Умалите себя. Хотите добиться успеха? Постигните ценность несвершения. В этом пункте «Вехи» оказываются произведением очень русским и притом практически ценным…

• Фантомы истории, история фантомов
Язык традиции – всегда криптограмма, выписываемая к тому же быстро испаряющимися чернилами. Но что такое эта самоскрывающаяся явленность или непреходящая прерывность? — Не что иное, как срединность-средоточие бытийного круговорота, нераздельность виртуальных и актуальных качеств бытия, дифференциал соотношения сил. Работа духовного пробуждения возвращает нас к этому мареву «семян вещей» и делает возможным появление памяти, образы которой по мере ослабления способности к восприятию тонких различий все больше соотносятся с внешним миром. Фантомность посредует между обеими тенденциями, будучи признаком обостренной духовной чувствительности…

• Русская историософия
Что есть Россия? Существует ли Россия? Вот коренные вопросы русской жизни и притом вопросы чисто русские, острота которых ничуть не рассеялась с тех пор, как русские впервые задали их себе. Ни европейцу, ни американцу, ни даже жителю Азии и в голову не придет спрашивать что-либо подобное о своей стране. А в России можно. И даже нельзя иначе…

• Сторонясь серединой
Антропология само- и/или Бого-оставленности менее всего располагает к жанру отвлеченного морализирования. Ее стихия — имманентность самой жизни, конкретность опыта, фактичность факта. Оставление/oставленность можно только непосредственно переживать и испытывать, за ним нужно спускаться в глубины своего существования согласно завету: «Царство Божие – внутри вас».  Что не означает, что оно находится внутри некоего субъекта. Речь идет о пути расчеловечивания ради вочеловечивания, пути никем не хоженом, ибо он короче самой короткой длительности…

• Исповедь сталкера
…Существуют ли общий знаменатель, какая-то общая мера аскезы и комфорта? Означает ли рост комфортности жизни в современном «обществе потребления»  неотвратимую смерть аскетического начала? Вопрос не праздный, а очень практический и жгучий, ибо речь идет о сохранении самих условий и средств духовного совершенствования человека…

• Природа китайской цивилизации. Беседа с В.Г. Хоросом
…Китайская цивилизации довела до необыкновенной утонченности саму способность человека к коммуникации. Это ее, как я выразился однажды, «стратегическое подполье». Сегодня Китай — мировой лидер в области не только производства продукции коммуникационных технологий, но и в духовной оснастке этих технологий…

• Для чего Тибет?  
В наши дни он выплеснулся за свои границы и одновременно, свернулся, скрылся в них. Он — вне себя и в глубине своего видимого образ. Он все больше теряет себя и в этом смысле принадлежит постглобальной эпохе открытости инобытию...

• Частокол Калачакры. Прогулки по Тайбэю
Рефлексировать над жизнью и впрямь дело пустое. Но, гуляя по Тайбэю, невольно ловишь блики-тени этого небывалого, никогда не бывшего, столь же ископаемого, сколь и воображаемого противопорядка хаоса, обратного движения жизни, возвращающего к истоку времен, к бездне не-схождения Неба и Земли…

 


Владимир Вячеславович Малявин — доктор исторических наук, профессор факультета русского языка и литературы, директор Института России Тамкангского университета (Тайвань)

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Ильи Касавина

Касавин Илья Теодорович

Илья  Касавин

• Изобретение веры. Авраам и Иов
Мы проанализируем один из  случаев, связанный с библейской историей, но имеющий значительно более широкое значение. В нем разум и вера словно меняются местами; вера парадоксальна и проблемна, а разум компромиссен и смиренен. Всмотримся же еще раз в известную историю Иова, чтобы увидеть в ней архетипы человеческого сознания вообще...

• Познание как иносказание. Человек после крушения Вавилонской башни
Представим, что мы у колодца, переправы, священного дуба и потому делаем привал, совершаем неизбежную и в то же время совершенно произвольную остановку. Фраза, завершаемая в нужном месте, обрывается посередине.
Деяние, проступок, событие подменяют, обозначают собой другие деяния, события, поступки. Слово рождается как иносказание внутри самого бытия

• Язык повседневности: между логикой и феноменологией
Наша гипотеза состоит в том, что ошибки, связанные с нарушением логической правильности рассуждений, нарушение законов, правил и схем логики и составляют, в сущности, логику повседневного мышления. Мы дополним логико-лингвистический анализ тем, что может быть названо «феноменологическим подходом» — описанием ситуаций использования повседневного языка, которые принципиально отличают его от всякого другого языка и производны от реальности за пределами языка вообще…

• Контекстуализм как методологическая программа
Опыт классической теории познания неожиданно оказывается значимым и востребованным на этапе современной – постклассической – эпистемологии, пересматривающей ряд положений как классического, так и неклассического подхода к познанию… Блеск контекстуализма нуждается в философском контексте, последний же представляет собой обращение к абсолютному…  Внимание к контексту, в свою очередь, позволяет показать, что абсолют не просто витает в «умном месте», но наполнен человеческим, культурным, историческим содержанием, которое всегда стремится выйти за свои собственные пределы…

• Дискурс-анализ и его применение в психологии
Демонстративная нечеткость используемых понятий и терминов, недостаточная отрефлексированность мыслительных и практических процедур, свойственные дискурс-анализу, воспринимаются учеными как его естественные качества. Что это — банальная методологическая неряшливость или в самом деле росток нового методологического сознания? Каковы границы использования дискурс-анализа за пределами собственно лингвистики и литературоведения?

• Замечания по поводу примечания к комментарию: контексты одного эссе Иосифа Бродского
…философия, избирающая литературу в качестве предмета своих case studies, вынуждена на время дистанцироваться от своих традиционных проблем и входить в фактуру текста. Однако такое углубление в детали — не самоцель, а средство анализа, призванное поставить под вопрос наличную концептуальную ситуацию, принятые в теории и философии языка методы и подходы. У философии есть своя собственная задача. Реализуя ее, историческая и культурная реконструкция текста придает новый оттенок вопросу о смысле человеческого бытия…

• Дискурс: специальные теории и философские проблемы
Цель современного дискурс-анализа в широком смысле — распутать или хотя бы отчасти прояснить тайну «игры» коммуникации, то есть описать игру, уточнить ее часто неясные правила, очертить ее границы и выявить ее участников, тренеров и судей. Цель философской рефлексии по поводу понятия «дискурс» несколько иная. Философия не создает научной теории дискурса, но проблематизирует саму эту возможность…

• Космологический и эпистемологический дискурс в театре Уильяма Шекспира
Предметом нашего исследования, по форме направленного на анализ текстов Шекспира в контексте эпохи, будет, вместе с тем, нечто иное, достаточно эфемерное  — зафиксированные в этих текстах речевые практики… Однако они могут быть восстановлены лишь отчасти, именно потому что принадлежат к неформальным дискуссиям,..  к тому, что в определенный момент времени является соединительной тканью между текстом и контекстом и затем превращается в нечто невыразимое, утраченное…

• Истина: вечная тема и современные вызовы
Истина, как и другие категории философской эпистемологии, не утрачивает смысла в культурном универсуме наших дней. Но это не весы, не линейка, и даже не электронный томограф. Истина не служит установлению фактов. Она призывает человека к критической рефлексии, творческому воображению, побуждает его к восхождению на верхние этажи сознания, в конечном счете, к мудрости…

• Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии
Исследование междисциплинарных взаимодействий представляет собой в сущности анализ нестандартных познавательных ситуаций в контексте коммуникации субъектов, производящих и потребляющих знания.

 


Касавин Илья Теодорович — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН, главный редактор журнала «Эпистемология & философия науки»

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Михаила Эпштейна

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Михаила Эпштейна

Михаил ЭПШТЕЙН

• ПОСТАТЕИЗМ, ИЛИ БЕДНАЯ РЕЛИГИЯ
Может ли религия, прошедшая через долгую полосу гоненья и отрицанья, возродиться в прежних своих, традиционных формах? Или, если атеизм был нов, то еще более нова должна быть пост-атеистическая вера, котораяприходит ему на смену?

• РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА РАСПУТЬЕ. Секуляризация и переход от двоичной модели к троичной
То, что русская культура никак не может выбрать своего пути и стоит на распутье, свидетельствует о том, что эта мучительная точка распутья находится в ней самой, что стоять на распутье — ее глубинное свойство и свободная воля. Сама русская культура может быть определена как культура распутья.

• ХРОНОЦИД. Пролог к воскрешению времени
Освободить будущее от прошлого... Освободить прошлое от будущего... Для этих, казалось бы, противоположных понятий есть одно слово: революция… Первой жертвой революции оказывается время. Современная история превратила суффикс «цид» — «убийство»  —  в один из самых продуктивных способов словообразования… На исходе столетия, обобщая его богатый криминальный опыт, хотелось бы предложить еще один неологизм: «хроноцид» — убийство времени...

• ЭДИПОВ КОМПЛЕКС СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Эта статья рассматривает тайный, оккультный смысл некоторых практик и интуиций, которые пользовались наибольшим авторитетом в советской идеологии: строительство метро, героизация шахтерского труда, любовь к земле и подземным недрам,  поэзия «рабочего удара»...

• КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: Могут ли они изменять то, что изучают?
Я полагаю, что каждая гуманитарная наука должна стать еще и искусством изменения того, что она изучает.  По-английски  я обозначаю эту область "techno-humanities",  техногуманистика, в первичном смысле "техне" как искусства, умения...  Естественные науки в свое время позаимствовали понятие «техно» у сферы искусств… Пришла пора гуманитариям  возвратить себе это «техне»…

• ТЕХНИКА – РЕЛИГИЯ – ГУМАНИСТИКА. Два размышления о духовном смысле  научно-технического прогресса
Техника была утилитарной, а философия - абстрактной. Теперь наступает пора их сближения: мощь техники распространяется на фундаментальные свойства мироздания, а философия получает возможность не умозрительно, но действенно определять и менять эти свойства.

• ЛИЧНЫЙ КОД. Индивиды и универсалии в гуманитарных науках
Личный код — это явление не индивидуальной речи, а индивидуального языка, т.е. той системы знаков (концептов, категорий, универсалий), которая производит всю совокупность индивидуальных сообщений, но остается скрытой в них. Личные коды играют огромную роль в культуре. По сути, в литературе и нет ничего, кроме шекспировского, дантовского, толстовского..., ничего другого, чем созданное всеми писателями, от А до Я, от великих до самых маленьких. 

• ОТ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА – К АЛМАЗНОМУ: Об этике дара и различия
Перед нами вырастает такая странная, двусмысленная категория, как отсроченное мужество. Может ли момент мужества быть перенесен на потом?..
Итак: Делай то, что каждый должен был бы сделать на твоем месте, но чего никто не может сделать вместо тебя...

• МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И СЕКСУАЛЬНОСТЬЮ. Введение в эротологию
Желание есть некая кривая, по которой природа посылает импульс размножения самой себе, – а человек по этой кривой убегает из природы. Цивилизацию можно рассматривать как грандиозную игру либидо с самим собой, систему его возрастания через самоподавление.

• РУССКИЙ ЯЗЫК: проективный подход
Хотелось бы подчеркнуть отставание русского языка не столько от других языков, сколько от самого себя, т.е. резкое замедление темпов его лексического развития, а порой и отрицательную динамику.  Удивительно, как мало новых слов прибавилось в русском языке за последние полтора столетия, в результате всех революций и реакций, войн и кризисов,  научного прогресса и социальных катастроф,-- меньше 10 тысяч.

• ОТ ПОСТ- К ПРОТО-: манифест протеизма
 Прото- —  это смиренное осознание того, что мы живем в самом начале неизвестной цивилизации; что мы притронулись к каким-то неведомым источникам силы, энергии, знания, которые могут в конечном счете нас уничтожить; что все наши славные достижения — это только слабые прообразы, робкие начала того, чем чреваты инфо- и биотехнологии будущего.

Заза Пиралишвили
Проводник и скиталец (Эссе о Мерабе Мамардашвили)

90-е годы все мы встретили со странным грузом сознания. Свобода настигла нас так, что в душе нашлось место только для ее спонтанных и бессистемных фрагментов, а пространство жизни стремительно заполнялось уродливыми двойниками свободного духа. И это скорее подтверждало наше рабство, чем то, что, наконец, мы обрели спонтанность воли. Наша свобода дышала созданными в рабстве химерами, и если раньше внешне не позволяли нам вернуться в свободное историческое пространство, то теперь дорогу преграждали химеры. Преодолеть их оказалось еще труднее, так как враг невидим, вернее, его единственный видимый образ – ты сам, уродливые формы твоей же души, и свобода для тебя как бы окажется равна самоубийству. Мераб Мамардашвили часто повторял, что наша духовная жизнь полна мертвых остатков и часто невозможно отличить их от живых. Для каждого нашего состояния существует мертвый дубль. Поэтому мертвый не существует после нас, а как-бы участвует в нашем существовании, участвует, как наш же уродливый двойник.

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Татьяны Черниговской

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Татьяны Черниговской

Татьяна Черниговская
Что делает нас людьми...

...Наша видовая особенность как Homo Loquens — не рекурсивные правила в узком (синтаксическом) смысле, а открытость системы в целом, не пропасть между человеком и другими видами, а почему-то (не обязательно зачем-то) возникшая сложность системы иного порядка, обеспечивающая не только язык и семиозис, но рефлексию, феноменологическое сознание, вторичные моделирующие системы и, соответственно, культуру, обеспечивающую нам дальнейшую эволюцию...




Татьяна Владимировна Черниговскаядоктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

о. Александр Борисов
Добро и зло в нашей жизни

В предлагаемый читателю сборник вошли проповеди, интервью и беседы, датированные последним десятилетием ушедшего века. Часть из них прозвучала в радиоэфире или публиковалась ранее. Собранные вместе, они отражают точку зрения христианина и православного пастыря на различные события нашего времени. Внимательное ознакомление с текстами, включенными в настоящий сборник, поможет каждому человеку, который серьезно относится к своей жизни и озабочен поиском «твердой почвы под ногами» в окружающем нас мире, найти дорогу, ведущую в Храм, и обрести спасение в Иисусе Христе.

о. Александр Борисов
Начало пути христианина

Каждый человек, даже если он считает себя неве¬рующим, в глубине своей души тянется к чему-то возвышенному, прекрасному, чему-то такому, что стоит над всем миром, что достойно поклонения.