Имя:
Пароль:

На печать

Human Rights Watch представила доклад о событиях в Южной Осетии

№ 19 документ СНБ Грузии (17 апреля 2009)
Кластерные бомбы и мины.
Операции грузинских войск и меры предосторожности.
ВВС Грузии не использовали кластерные бомбы.
На земле ВС Грузии использовали ракетные системы залпового огня GRADLAR 160 MLRS и MK4 LAR160 с ракетами M85.
Во время конфликта с Россией эти ракеты никогда не использовались против гражданского населения, гражданских целей и районов проживания граждан и близлежайших районов в регионе Цхинвали/Южная Осетия или за его пределами. РСЗО ГРАДЛАР испрользовались исключительно против российских вооруженных сил и техники, двигавшихся от Рокского тоннеля по Зарской дороге.
Грузия не применяет мины.

Использование мин российской стороной.
Мы задокументировали использование российской стороной противопехотных и противотанковых мин, в основном рядом с нелегальными постами, но также около грузинских военных позиций, а также мостов и дорог. Эта информация подтверждена специалистами Инженерной бригады ВС Грузии, HALO Trust и NPA (Norwegian People’s Aid). Мы отмечаем, что использование российской стороной мин было направлено против военных и гражданских объектов. Более того, по нашим данным, российская сторона не проводила оценок, маркировки, тренировок [в связи с минированием. – А.И.], а также препятствовала проведению работ по осуществлению таких оценок международными организациями на территориях под ее контролем. Грузия предоставила всю имеющуюся у нее информацию о применении российской стороной кластерных бомб и мин организациям HALO Trust и NPA.

Заключение
Г-жа Денбер, предоставленная выше информация представляется исчерпывающей и отвечающей на Ваши вопросы. Тем не менее, возможно, что мы что-то упустили или в чем-то мы не смогли выразиться достаточно ясно. В этих случаях прошу Вас немедленно обращаться ко мне, и я организую усилия Правительства Грузии для того, чтобы ответить на Ваши вопросы.
Более того, по мере того, как продвигаются различные расследования, несомненно появится новая информация. Если Вы не возражаете, я попрошу сотрудников Совета безопасности Грузии своевременно информировать HRW о новых данных.
Я признателен Вам за Ваш интерес к правам человека в Грузии и во всем мире и я был бы рад приветствовать Вас в Грузии.

Засим остаюсь, Искренне Ваш, Александр Ломая

№ 18 документ СНБ Грузии (16 апреля 2009)
Минимизация гражданских потерь.
Процедуры проведения боевых операций изложены в законодательстве Грузии, в соответствии с которым военные операции проводятся Объединенным Штабом Вооруженных Сил Грузии. Правительство поручило ВС Грузии защитить страну в соответствии с правилами и обучением и в соответствии с национальным и международным законодательством. У нас нет информации, согласно которой были отклонения от этих инструкций.
На практическом уровне ВС Грузии руководствовались Правилами ведения операций в населенных пунктах. Подразделения военной полиции участвовали в операции для того, чтобы гарантировать соответствие их Правилам ведения операций. Более того, у некоторых подразделений, действовавших в Цхинвали, был опыт проведения подобных операций по стабилизации ситуации в Ираке.
Цхинвали – небольшой районный город, расположенный в речной долине, примерно в 75 км от Тбилиси. Непосредственно перед конфликтом его население составляло 7 тыс.чел. по оценкам разведки и сообщениям с мест. После массовой эвакуации населения 3-5 августа численность наличного населения существенно сократилась.
При рассмотрении последствий для гражданского населения ВС Грузии исходили из того, что к 7 августа большинство гражданского населения из Цхинвальского региона было эвакуировано. Когда государственный министр по делам реинтеграции оказался в этот день в городе в надежде провести переговоры с российскими политическими представителями, он обнаружил практически пустой город.
8 августа в 15.00 для выхода гражданского населения из города был открыт гуманитарный коридор.
Более того, наши военные операции в Цхинвали были ограничены легитимными военными целями. Огонь со стороны ВС Грузии велся исключительно против трех типов целей:
1) мест открытия артиллерийского огня против грузинских миротворцев и сел вокруг Цхинвали до начала основных боев;
2) военных целей, определенных на основе разведывательной информации; и
3) мест открытия артиллерийского огня во время основных боев и других военных целей, определенных в ходе операции.

Зарская дорога и цели для воздушных ударов.
ВС Грузии открыли огонь по российской бронетехнике и другой военной технике, которая двигалась от Рокского тоннеля по Зарской дороге, но не по гражданским автомобилям. На самом деле во время движения военных колонн, в особенности во время боев, все движение гражданских автомашин было остановлено. Следовательно, во время обстрела Вооруженными Силами Грузии входа в Рокский тоннель и Зарской дороги там не было гражданских автомобилей. Эта информация была подтверждена нашими передовыми наблюдателями. Эта оценка равным образом применима и к авиационным ударам ВС Грузии, проводившимся 8 августа, которые были направлены исключительно против российской бронетехники и другой военной техники, которые двигались от Рокского тоннеля по Зарской дороге.

№ 17 документ СНБ Грузии (15 апреля 2009)
ВС Грузии и МВД Грузии.
• Военнослужащие ВС Грузии, взятые в плен российскими войсками: 39 чел. (следует заметить, что из 39 чел. 22 чел. были взяты в плен после объявления перемирия). Все 39 человек к настоящему времени освобождены.
• Сотрудники МВД, задержанные российскими властями: 10 чел. (эти офицеры были захвачены юго-осетинскими нелегальными вооруженными формированиями в Ахалгорском районе региона Мцхета-Мтианети 15 августа, они были освобождены 16 августа).

Гражданские лица.
• Грузинские гражданские лица, захваченные российскими властями: 159 чел. (следует отметить, что в большинстве своем это пожилые люди, неспособные оставить свои дома в деревнях). Все 159 чел., насколько мы знаем, были освобождены.

Лица, задержанные грузинскими властями.
• Российские военнослужащие, взятые в плен: 5 чел.
• Члены сепартистских незаконных вооруженных формирований: 27 чел. (следует заметить,что все пригодные к воинской службе граждане Грузии призывного возраста во время военной операции были задержаны [сепаратистскими властями. – А.И.].
• Очевидный наемник: 1 (российский гражданин).
• Все пленные, захваченные Грузией, были обменены на 159 грузинских гражданских лиц и 39 пленных, удерживавшихся Россией:
o 5 пленных,
o 27 членов сепаратистских незаконных вооруженных формирований,
o 1 очевидный наемник,
o 9 осужденных преступников, затребованных российскими властями (следует заметить, что эти люди отбывали сроки заключения в грузинских тюрьмах за уголовные преступления уже в течение известного времени, которые не имели отношения к войне).

Использование силы.
Прокуратура Грузии не получала каких-либо особых обращений в виде формальных жалоб относительно недискриминационного использования силы ВС Грузии. Однако Прокуратура Грузии совместно с министерством обороны расследует любую критическую информацию, которую она получит через публичные каналы, включая информацию от международных организаций.

№ 16 документ СНБ Грузии (14 апреля 2009)
Уважаемая г-жа Денбер,

Я имею честь в качестве секретаря Совета национальной безопасности Грузии ответить на Ваши письма от 12 ноября, адресованные нашим министрам обороны, внутренних дел и юстиции. От имени Правительства Грузии я благодарю Хьюман Райтс Вотч за Ваш интерес к состоянию прав человека в нашем регионе. Конечно, мы в курсе Вашей деятельности в Грузии во время и после конфликта, и мы особенно признательны Вам за целостность, смелость и честность, с какими Ваши сотрудники проводят свою работу. Мы признательны за Ваши продолжающиеся усилия найти истину и точность в докладе, который Вы сейчас готовите. Благодарю Вас за обращение за информацией и позицией к Правительству Грузии. Ниже мы отвечаем на вопросы, поднятые в Ваших письмах.

...

Г-жа Денбер, это письмо представляет наши наилучшие усилия ответить на Ваши вопросы наиболее быстрым образом. Однако, если у Вас появятся дополнительные вопросы, пожалуйста, не сочтите за труд обратиться сразу же ко мне.

Потери, раненные и пропавшие без вести.
• Военнослужащие ВС Грузии убито: 169 чел.
• Военнослужащие ВС Грузии ранено: 1198 чел.
• Военнослужащие ВС Грузии пропало без вести: 9 чел.
• Сотрудники МВД Грузии убито: 16 чел. (8 чел. – во время активной фазы конфликта; 8 чел. – после активной фазы – от подрывов мин, обстрелов во время патрулирования территории, прилегающей к зонам конфликта).
• Сотрудники МВД Грузии ранено: 11 чел. (после активной фазы конфликта – от подрывов мин, обстрелов во время патрулирования территории, прилегающей к зонам конфликта).
• Сотрудники МВД Грузии пропало без вести: 6 чел.

Участие сотрудников МВД.
В конфликте участвовало около 5000 сотрудников МВД, представляющих следующие подразделения:
• Главный департамент специального назначения.
• Региональные полицейские подразделения в регионах, прилегающих к зонам конфликта.
• Департамент специальных операций.
• Департамент конституционной безопасности.
• Центр по специальным операциям.

Лица, задержанные российскими войсками.
Все грузинские военные, захваченные в плен во время и после конфликта, подтвердили, что всегда, когда члены сепаратистских нелегальных вооруженных формирований участвовали в их захвате, их заключении под стражу и оскорблениях, при этом присутствовали российские военные, которые явным образом управляли происходящим. Следовательно, мы не проводим между ними никаких различий. Российские войска несут ответственность за все задержания.

№ 15 Рейчел Денбер (26 февраля 2009)
контролем российской стороны, а также многочисленные случаи грабежей и поджогов со стороны осетинских ополченцев в грузинских селах Южной Осетии. Российские посты, выставленные в некоторых селах Южной Осетии в районе 13 августа, сыграли позитивную роль в предупреждении преступлений, и Хьюман Райтс Вотч неоднократно и публично признавала это обстоятельство. Мы, однако, отмечали, что через несколько дней посты были сняты, в результате чего грабежи
и поджоги возобновились.

Просим Вашего содействия в прояснении следующего:
• Осуществляли ли органы российской прокуратуры деятельность в районах, фактически контролировавшихся российской стороной в Южной Осетии и Горийском районе?
• Поступали ли в органы прокуратуры заявления о преступлениях в
отношении гражданского населения в районах, фактически
контролировавшихся российскими войсками (Южная Осетия и зона
безопасности, включая Горийский район)?
• Если да, то проводилась ли проверка таких заявлений и каковы были результаты?

Вопросы, касающиеся применения силы:
Нашими сотрудниками документированы случаи потерь среди гражданского населения в результате применения силы обеими сторонами. Просим разъяснить следующее:

• Поступали ли в органы прокуратуры заявления о неизбирательном или избыточном применении силы грузинскими войсками? Если да, то
проводилась ли проверка по таким заявлениям и каковы были результаты?
• Поступали ли в органы прокуратуры заявления о неизбирательном или избыточном применении силы российскими войсками или
югоосетинскими формированиями? Если да, то проводилась ли проверка по таким заявлениям и каковы были результаты?
Хьюман Райтс Вотч готова приложить все усилия, чтобы отразить ответы Генпрокуратуры в готовящемся докладе.

Искренне Ваша, Рейчел Денбер, и.о. директора по Европе и Центральной Азииии

№ 14 Рейчел Денбер (25 февраля 2009)
• Сколько российских военнослужащих и членов осетинских формирований были задержаны грузинской стороной? Все ли они освобождены?
• Поступали ли в органы прокуратуры заявления о случаях нарушения
Женевских конвенций в отношении задержанных грузинской стороной
российских военнослужащих и членов осетинских формирований? Если да, то каково было их содержание?
• Проводилась ли органами прокуратуры проверка таких заявлений? Если да, то каковы были результаты?
• Сколько грузинских военнослужащих были задержаны российскими
войсками в ходе конфликта и сколько гражданских лиц? По каким
основаниям задерживались гражданские лица? Все ли задержанные
освобождены? Если нет, то каковы причины их дальнейшего содержания под стражей?
• Где и в каких условиях содержались задержанные из числа военных и гражданских лиц? Находились ли они в течение всего времени во власти российской стороны?
• Какие механизмы задействовались для того, чтобы обеспечить
надлежащие условия содержания задержанных военных и гражданских лиц и исключить недозволенное обращение?
• Какие меры принимались российскими войсками для обеспечения того, чтобы грузинские военнослужащие, удерживавшиеся осетинскими силами на территории, которая фактически контролировалась Россией, признавались военнопленными со всеми вытекающими из этого статуса правами? Сколько было выявлено российской стороной случаев ненадлежащего режима содержания захваченных грузинских военнослужащих, и какие меры принимались для исправления ситуации?
• Предпринимались ли российской стороной шаги по расследованию
заявлений о случаях нарушения Женевских конвенций в отношении
грузинских военнослужащих, удерживавшихся осетинскими силами на
территории, которая фактически контролировалась Россией (включая
пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и
внесудебные казни)?

Вопросы, касающиеся защиты гражданского населения:
Нами документированы такие преступления, как поджоги, грабежи и нападения на мирных жителей в Горийском районе в августе – сентябре 2008 г., когда эта территория находилась под фактическим

№ 13 Рейчел Денбер (23 февраля 2009)
• Сколько гражданских потерь зафиксировано вами в связи с конфликтом? Включает ли это комбатантов не из числа военнослужащих, в том числе югоосетинских ополченцев? По каким критериям проводилось различие между последними и гражданскими лицами при документировании потерь среди лиц, не относящихся к личному составу вооруженных сил?
• Рассматривается ли при документировании случаев гибели или ранения гражданских лиц вопрос о том, стало ли это следствием нарушений международных норм о правах человека и гуманитарного права? Если да, то не могли бы Вы ознакомить нас с этими выводами и с тем, каким образом делались такие заключения?
• В связи с данными о потерях для нас также могут представлять интерес дополнительные сведения о причине смерти, обстоятельствах
предполагаемого получения смертельного ранения, а также общие
данные биографического характера (возраст, пол, военный / гражданский), разумеется, при наличии таковых.
• Входит ли учет потерь среди военнослужащих в компетенцию
Генпрокуратуры? Если да, то сколько таких потерь зафиксировано?

Вопросы, касающиеся задержанных: В ходе конфликта обеими сторонами задерживались ополченцы или военнослужащие. Нашими сотрудниками также документированы свидетельства о незаконном содержании под стражей нонкомбатантов обеими сторонами и о недозволенном обращении с задержанными.

Просим Вашего содействия в прояснении следующего:

№ 12 Рейчел Денбер, (22 февраля 2009)
Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Чайке

Уважаемый Юрий Яковлевич!
Прошу Вашего содействия в сборе информации о вооруженном
конфликте с Грузией в связи с Южной Осетией в августе с.г.
Как Вам известно, Хьюман Райтс Вотч является нейтральной
независимой международной правозащитной организацией со
штаб-квартирой в Нью-Йорке и офисами по всему миру, в том
числе в Берлине, Женеве, Брюсселе, Гонконге, Токио и Лондоне.
Наше представительство в Москве существует с 1992 г., и мы уже
много лет поддерживаем продуктивный диалог с российскими
властями.
В настоящее время Хьюман Райтс Вотч собирает материалы для
доклада, посвященного анализу предполагаемых нарушений
международных норм о правах человека и гуманитарного права в
ходе указанного конфликта и в последующий период всеми
сторонами, включая войска Министерства обороны Грузии,
югоосетинские вооруженные формирования и войска
Министерства обороны России. Как Вам, возможно, известно, с
самого начала конфликта наши сотрудники пристально
отслеживали ситуацию непосредственно в Южной Осетии (в том
числе в Цхинвали, Джаве, Хетагурово и еще более чем в десяти
селах), а также в Тбилиси и в районах Гори, Карели и Каспи. Мы
стремимся в полном объеме и со всей тщательностью проверить
действия всех сторон конфликта и максимально справедливо и
точно обнародовать наши выводы.
Мы заинтересованы в том, чтобы официальная позиция
российской стороны получила в докладе адекватное и точное
отражение. В связи с этим Хьюман Райтс Вотч имеет честь просить
Генеральную прокуратуру предоставить информацию
относительно применения в ходе конфликта военной силы и роли
России как стороны, фактически контролирующей часть
грузинской территории. С аналогичными запросами мы
обратились в Министерство обороны и МЧС России, а также в
Администрацию Президента.


Доводим до Вашего сведения, что такие же вопросы мы адресуем и грузинским
властям, в том числе относительно предполагаемого неизбирательного и
избыточного применения силы в Южной Осетии и обращения с лицами,
задержанными в связи с конфликтом.
Вопросы, касающиеся потерь:
Во время работы в зоне конфликта нами был документирован ряд случаев
гражданских и военных потерь с обеих сторон. При этом мы не имели
возможности исчерпывающим образом установить общее число убитых и
раненых. Поэтому были бы весьма признательны, если Вы сочтете возможным
сообщить последние имеющиеся у Вас данные.
В частности, просим Вашего содействия в прояснении следующего:

№ 11 the swin (8) (11 февраля 2009)
12. И наконец, несмотря на то, что нынешнее правительство России преследует цели изоляции России от западных институтов и всего международного сообщества в целом, США и наши союзники должны приветствовать российскую интеграцию нр Запад как долгосрочную перспективу. Придёт время и нынешняя власть в России сможет наконец понять что цена, которую она платит за свои нынешние действия не стоит не стоит полученных выгод, или новая власть в России постепенно сменит курс. Когда признаки изменений станут очевидны, США и их союзники должны быть готовы незамедлительно действовать. Полная интеграция России в Запад, включая НАТО, новой ДЕМОКРАТИЧНОЙ России, должно оставаться в видении, пусть и далёкого будущего, для американских и европейских лидеров. До того как русские лидеры не примут решение уважать международное право и нормы и не встанут обратно на путь становления ответственным членом международного сообщества, США и наши союзники должны быть готовы преследовать свои интересы и ценности другими способами, чем мы надеялись в прошлом.
Компоненты которые я набросал здесь как эскиз плана новой Американской стратегии для того, чтобы разобраться с Россией были намеренно разно направленны. И новые компоненты могут быть добавлены. Имея ввиду что сейчас на кону – сейчас не время сокращать американскую международную политику до злобных покусываний и дешёвых фраз, коим место на наклейках. Нельзя и вести себя так будто ничего не случилось. Сложные проблемы требуют сложных решений.

№ 10 the swin (8) (10 февраля 2009)
11. Следующий Президент США должен немедленно предпринять действия для установления диалога с Президентом Медведевым, для обсуждения вопросов по взаимным интересам. Одна из причин, почему США имело так мало рычагов для того, чтобы сорвать русскую агрессию в прошлом месяце (т.е. августе) – это то, что взаимные отношение США-Россия пусты, не наполнены совместными делами. Даже если мы преследуем совсем другие элементы нашей стратегии, которые были бы быть указаны выше, то мы можем вступать в прямые отношения с российской властью. Например по вопросам сокращения ядерных арсеналов, исключающее наше ядерное оружие из объектов вокруг которых может возникнуть стремительная опасность, по вопросам предотвращения распространение ядерного вооружения, ядерных технологий и материалов, «ставя на предохранитель» и снимая «с дежурства» оружие массового поражения, всё ещё остающееся со времён советской эры, а так же разрабатывая совместные стратегии по предотвращению изменеия климата. Мы так же должны начать более серьёзные диалоги по вопросам в которых нет согласия, включая безопасность отношений между странами на Кавказе и Центральной Азии, противоракетной обороне, энерго-безопасности, и расширению НАТО. Слишком долго официальные представители в Америки и России занимались этими вопросами разобщённо, каждые сами по себе, без попыток двуполярного дипломатического подхода перед тем как подступиться к проблемам. Американские и Российские власти должны разработать многосторонние связи между нашими различными бюрократическими службами, для того, чтобы уменьшить потенциальный риск неправильного понимания и увеличить возможности для дипломатической работы во время кризисов, таких, который произошёл в прошлом месяце. Уровень разобщённости между Москвой и Вашингтоном в настоящее время опасен и неправильная оценка происходящего может привести к печальным последствиям для обеих стран. Участие в прямой дипломатии вовсе не значит, что мы должны нянчить дружественные отношения и сюсюкаться с конкретными лидерами. С самого начала своего президентства Джордж Буш-младший проводил слишком много времени чтобы стать конфидентом того, кто потом стал русским Президентом Владимиром Путиным и в то же время слишком мало тратил времени на создание ясной и понятной повестки дня для работы по вопросам взаимных интересов с самим российским правительством. И слишком часто, Президент Буш величал своего друга Владимира, а в это время правительство Путина начало свёртывать демократию у себя дома и совершать злодейские действия против Американских интересов заграницей. Следующий американский Президент должен вступить в работу не только с российской властью, но и с российским народом.

№ 9 the swin (7) (09 февраля 2009)
10. США должно возобновить усилия для помощи тому, чтобы демократические идеи шли в этот регион. Удивительно, но в то время как автократия поднимается и молодые демократии находятся под атакой сил из бывшего СССР, администрация Буша и Конгресс совместными усилиями урезали расходы на поддержку свободы по «Акту на поддержку Свободы» с 835.8 млн. долларов в год в 2000, до 396.5 млн. долларов в год в 2008, и как я понимаю в 2009 на поддержку свободы уйдёт лишь 364 млн. долларов. Эти цифры либо отражают непонимание о текущих антидемократических тенденциях в данном регионе или вообще представляют собой признание поражения – декларация Независимости которую принесли миру США – сдали позиции в достижении Свободы в бывшем СССР. Отступление на фронте борьбы за демократию в данный момент было бы ужасающей ошибкой. И в России и в других странах, мужественные активисты борющиеся за права человека, независимые журналисты, оппозиционные лидеры, люди дела, и даже персоны из правительств внутри авторитарных режимов до сих пор истекая кровью борются за модернизацию их политических систем и экономики. И сейчас более чем когда бы то ни было, нам нужно продемонстрировать свою солидарность долларами с этими лицами и организациями. Безусловно, более демократичная Россия будет лучшим соседом другим демократиям в этом регионе. В дополнение к увеличенному финансирования «Акта поддержки Свободы», Конгресс также должен рассмотреть увеличение финансирования Национального Движения за Демократию направленного на Европу и Евразию, и прохождения подобного Акта по Евразии, который обеспечит прямое финансирование для способных в деле Свободы из гражданского общества данного региона. Я не буду способствовать немедленному увеличению финансирования этих программ, пока Конгресс не представит серьёзный и внятный отчет о содержании данных программ помощи демократии, финансируемых по программам фонда Акта поддержки Свободы и других источников правительства США. Американский народ имеет право знать как расходывались его деньги за последние восемь лет. Имея ввиду смену администрации, которая произойдёт в Вашингтоне в следующем году, срочность подобного исследования велика как никогда, но Конгресс так же должен призвать и дополнительные независимые организации для более объективного освещения эффективности произведённых расходов. Ситуация меняется слишком драматично и ставки нынче слишком высоки, чтобы просто продолжать следовать нашим старым стратегиям и программам не будучи способными объективно оценить их эффект.

№ 8 the swin (7) (08 февраля 2009)
начальных последствий, тем не менее, может быть недостаточной для того, чтобы России изменила свой курс в данном вопросе. Во имя построения общей, объединённой стратегии одновременно и в США и у наших Европейских союзников, рановато таким учёным человекам как я начинать сейчас советовать, какие ещё действия должны быть предприняты. Но в «список для рассмотрения» таких действий можно включить и шантаж с помощью договора по использованию мирного атома между США и Россией, прекращение Российского членства в Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, вызвать санкции против тех кто компаний, кто извлекает прибыли от сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией и новые правила для создания больше прозрачности в действиях и мотивах Российских госкорпораций работающих в Европе и США, ограничения на визы тем персонам, кто ответсвенен за действия по разделу Грузии, и если кризис будет продолжаться, - пересмотреть решение на проведение Олимпиады 2014го года в Сочи, которая находится всего в дюжине миль от тех спорных территорий.

9. США должно сделать больше для усиления потока информации и независимых новостей в Россию и регион. Пропаганда в советском стиле, которая вещается контролируемыми властями телевизионными станциями внутри России действительно шокирует, даже для того, кто как я жил в Советском Союзе. Русские должны иметь доступ к разнообразным средствам массовой информации. Это верно и для жителей других регионов, которые узнают новости в основном из российских источников. Для того, чтобы иметь здоровые диспуты и обсуждения решений собственного правительства, Грузины, также нуждаются в большем плюрализме среди средств массовой информации, США выделело частично финансовые средства для Радио Свободной Европы и Радио Свободы, а так же Голоса Америки для выпуска программ на данный регион, но при этом уменьшило финансирование независимых СМИ внутри этих стран. В то время как общие затраты на международное радиовещание из США грубо составляет 800 млн. долларов в год, Радио Свободной Европы и Радио Свободы составляет всего 82 млн. долларов, и из них лишь 9 млн. долларов идут на вещание для Русской Службы. Эти цифры совершенно не отражают и не соответсвуют американским приоритетам. Для того, чтобы избавится от стереотипов и улучшить понимание, США должно выделить ресурсы для того, чтобы вдохновить общение между американцами и русскими.

№ 7 the swin (6) (07 февраля 2009)
нашими партнёрами в Европе и Евразии, чтобы уменьшить их черезмерную зависимость от экспорта энергоресурсов из России. Мы должны понимать, что такая зависимость работает в две стороны: Русская экономика жестоко пострадает при любой попытке Кремля оборвать энергопоставки преследуя политические цели. Постепенный уход от потребления Русского газа и нефти позволит нашим Европейским союзникам и Еврозийским партнёрам идти по более независимому во внешней политике пути. Увеличение энергоэффективности и энергосбережений является первым шагом, особенно косательно стран, зановорождённых после развала СССР. Использование альтернативных источников энергии – второй шаг, который, кроме прочего, ещё и замедляет нарастание проблемы глобального потепления. В этом деле, несколько европейских стран, особенно отметим Германию, может предложить наилучший план, лучше чем может это сделать США. В третьих, увеличивая пути доставки энергии через регион – включая дополнительные трубопроводы и больше грузовых портов в Европе – так же уменьшит влияние рычагов Москвы и увеличит конкуренцию, что всем на пользу.
8. США должно плотненько поработать с нашими союзниками по координации и разработки будущих шагов против Российского правительства, если оно не будет выполнять соглашение по прекращению огня, которое подписало. Действия России и так уже вызвали самые большие потери на российском фондовом рынке с августа 1998го, что разожгло горячие дебаты в российской экономической элите насчёт того, насколько мудрым было ввязываться в эту войну. Изоляция по этому вопросу в дипломатическом мире для России просто калечащая – лишь одна страна – Никарагуа – присоединилась к России, признав Южную Осетию и Абхазию как суверенные независимые страны, что вызвало в кругах российкой элиты, занимающейся международным отношениями, большие вопросы от том насколько в долгосрочной перспективе Российская безопасность выиграет от этих недавних действий. И российские эксперты по Кавказу предупредили о взрывоопасных последствиях которые может вызвать признание Южной Осетии и Абхазии для мира и безопасности на южных границах России. Цена этих

№ 6 the swin (6) (06 февраля 2009)
подтвердить нерушимость границ всех членов Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Все интернациональные форумы, влючая Совет Безопасности в ООН, должны подтвердить этот принцип. Россия, конечно, может сказать ВЕТО на решение СБ ООН в этом вопросе, но провокация России продемонстрировать свой изоляционизм в этом вопросе – выгодна как важный символ. Китай, как и некоторые другие ближайшие партнёры России, показали отсутствие поддержки России в действиях в Грузии, на которую Россия рассчитывала. А те страны, которые признали независимость упомянутых территорий Грузии, как независимых стран, должны заплатить за это неменуемыми последствиями.
7. США должна плотно работать с

№ 5 the swin (5) (06 февраля 2009)
должна быть оказана сверх обычной гуманитарной и экономической помощи, и должна также включать ресурсы для того, чтобы укрепить Грузинские независимые СМИ, роль закона, и гражданское общество. США и наши союзники имеют интерес в сохранении суверинитета Грузии и демократии Грузии, так как свержение демократического правительства в Тбилиси или коллапс демократии будет плохой весточкой для других демократических правительств и демократических активистов во всём регионе.
5. США и Европа должны действовать «на опережение» для того, чтобы сорвать Русские враждебные действия в другой пост-советской демократии, над которой нависла такая опасность, - Украине. То что мы решили резко урезать выделения средств на свободу в Украине, согласно «Акту о поддержке Свободы» с 138,6 млн. долларов в год с 2005 года до 74 млн. долларов в год с 2008 года, - это решение должно быть заморожено. Так как сокращения на финансирование свободы отражаться на оптимистических прогнозах по поводу стабильности демократии на Украине. США должно расширить и усилить военные программы по обучению украинских военных офицеров. США должно плотно сотрудничать с нашими союзниками в НАТО для того, чтобы создать положительное продвижение запроса Украинского правительства и начать План Действий Членства(ПДЧ) для НАТО, в то же время подчёркивая, что такой запрос должен отражать желания Украинского Народа и серьёзные действия со стороны Украинского правительства, для того, чтобы соответствовать критериям членства, и понимать всю ответственность такого шага, становясь стабильным и надёжным членом НАТО. Текущие схватки внутри правительства Украины вовсе не способствуют уверености на этот счёт, но надежда на интеграцию с Западом может отрезвить украинских лидеров, для того, чтобы они начали правильно судить о происходящем и поднялись над узкими мерками своей партизанской политики.
6. США, Европа и наши партнёры в Евразии должны вновь

№ 4 the swin (4) (01 февраля 2009)

(план состоит из 12 пунктов)

1. Первым элементом новой стратегии должно стать восстановление монолитного единства с Европейскими Союзниками. Разногласия между США и Европой, как и разногласия между Европейскими странами позволили Кремлю воспользоваться ими и злоупотребить! Никаких сомнений что невидимые расхождения среди членов НАТО на апрельском саммите в Бухаресте – сделали Россию более наглой и дерзской. Обнадеживающим для Русских было так же то, что в то время как вице-президент Чейне говорил одно по поводу политики Запада на Украине, в то время как французский премьер министр предательски нёс совершенно другое. Неспособность договориться между собой об общей стратегии и лишь после этого – её объявлять, касается ли это противоракетной обороны или расширения НАТО – должна прекратиться.

2. Члены НАТО должны строго подтвердить свой вклад в выполнение пятой статьи оговора, гласящей, что атака на одну из страну альянса является атакой на все. Кроме того, тем союзникам НАТО, которых беспокоят будущие агрессии России, должна быть оказана дополнительная оборонная помощь.

3. США, Европа и остальное международное сообщество должно жёстко потребовать, чтобы Русские солдаты в Грузии вернулись на позиции, где находились 7-го августа, и подтвердить, что весь мир до сих пор признаёт территориальную целостность Грузии. После того как условия прекращения огня будут выполнены, США и союзники должны оказать давление с целью инициировать международный переговорный процесс, итогом которого станет постоянное решение споров о границах Грузии. Определённо, данный процесс должен ставить одной из своих целей заменить русские войска в Абхазии и Южной Осетии на международные миротворческие силы. В целях выполнения условий прекращения огня на территории конфликта должна быть расположена крепенькая миссия ОБСЕ. Эта независимая международная организация также должна расследовать все заявления о нарушении прав человека во время прошедшей войны.

4. США и Европа должны работать вместе, чтобы помочь отстроить заново Грузию. Конфликт создал условия для

экономического коллапса в Грузи, последствия, которые могут привести к падению нынешнего грузинского правительства , что создаст угрозу стабильности на стратегических перекрёстках Евразии. Пакет в 1 млрд. долларов, поначалу предложенный сенаторами Байденом и Обамой и реализуемый ныне администрацией Буша – это лишь важный первый шаг. Мы должны вдохновить наших союзников внести такой же вклад в поддержку Грузии, и США должно выделить пакет дополнительной помощи, свыше распределения уже существующих бюджетов обещанных администрацией США, для того чтобы в Грузии пришло ещё больше денег. Эта новая помощь

№ 3 swin (3) (31 января 2009)
русских в иранской проблеме в Совете Безопасности ха счёт смягчения высказываний о грузинских событиях в угоду России – никогда не сработает. Более того, те кто пытается заполучить поддержку Русских любой ценой – просто переоценивают нашу зависимость от России в целях достижения безопасности, и одновременно с этим они недооценивают фундаментальный национальный интерес для США – мир и стабильность в Европе. После двадцатилетний кропотливой работы во имя того, чтобы сделать Европу единой и свободной, мы не можем оставить эту миссию в настоящий момент. Если мы покажем наше безразличие к указанным целям мы только поспособствуем ещё более бандитскому поведению России.
Сторонники второго плана – изоляционизма и блокады, тем не менее, пытаются зайти слишком далеко в обратном направлении. Русское вторжение в Грузию не разожгло новой холодной войны. К счастью, битва между коммунизмом и капитализмом закончена и опасность прямого конфликта между Востоком и Западом, которое привело бы ядерному холокосту подавлена существенно. По сравнению с прошлым столетием, российская экономика намного более интегрированна в мировые рынки, делая для Российских лидеров более трудным игнорирование экономических последствий рискованного поведения. И даже во время Холодной Войны, американские лидеры всегда обсуждали с Советской стороной проблемы взгляды в которых у них либо расходились, либо сходились. В то время как Рональд Рейган по праву обозвал Советский Союз «Империей Зла», его госсекретарь Джорж Шульц вёл прямые переговоры с советской стороной (задолго до того как Михаил Горбачёв появился на сцене) по поводу контроля над вооружениями, региональных конфликтов, и нарушения прав человека в Советском Союзе.
Вместо того, чтобы выбирать между планами «сделать вид, что ничего не случилось» и «полная изоляция и блокада», США должно проплыть третьим, более изощрённым, более трудным, и более понятным стратегическим маршрутом в котором Америка должна найти укрепление связей с союзниками и партнёрами, слежение за агрессией России, и в то же время напрямую работая с Российским правительством в вопросах взаимных интересов. Долгосрочная цель – холить и лелеить все демократические изменения, держа открытой дверь для интеграции с Западом для стран региона, включая Россию, бросать не надо. Лидеры внешней политики в США должны пойти дальше крутых разговоров и резких фраз, и вместо этого ясно выразить содержательную стратегию как нужно разобраться с новой Россией, стратегию которая будет продвигать и наши интересы и наши ценности.
(Тут начинается сам план)


а где же план?

№ 2 the swin (2) (30 января 2009)
Так как Грузия – демократическая страна, грузинским изберателям ещё предстоит когда-нибудь дать оценку решениям их правительства в те дни. Но пусть нас эти оценки, будть они хоть какие, - не смутят, не запутают, с ясной головой мы должны разобраться в мотивах Русских. Русские военные действия и продолжающаяся преступная окуппация Грузинской территории в настоящее время – это вам не просто оборонительная защитная реакция на действия Грузинской военщины в Южной Осетии. Наоборот! Действия Кремля соответствуют духу и стилю того, что он дерзко творит в последнее время – всё это – долгосрочная стратегия Русских направленная на то, чтобы подорвать суверинитет Грузии, покалечить Грузинскую экономику, и в конце концов свергнуть демократически избранное провительство Грузии. Более того, действия Русских в Грузии – это лишь один из фронтов в совершенно ясной компании – восстановить русское доминирование в этом регионе с помощью инструментов как сдерживания так и сотрудничества. Недавно Президент Дмитрий Медведев ясно заявил, что он считает пост-советсвкое пространство зоной «привелегированных» интересов России. Эта компания по установлению гегемонии России в данном регионе началась задолго до того как Россия вторглась в Грузию и будет ещё долго продолжаться после. Вовсе не случайно, что данные действия, действия воинственные, полные антиАмериканской и просто антиЗападной Российской политики происходят параллельно с всё больше расползающейся эррозией на теле демократии внутри России. И теперь для США и наших Союзников – встала серьёзная задача по разработке содержательной, умной и многонаправленной политики при помощи которой нам нужно разобраться с автократичной и опасной для мира и безопасности Россией.

Оба предварительных плана, которые обсуждались среди американской элиты, а именно – «вести себя так будто ничего не произошло» и наоборот «изолировать их» – не годятся и подобных действий нужно избегать.
Сторонники первого

плана в серии неквалифицированных безграмотных выступлений указывали на то, что оказалось, что мы, мол, нуждаемся в России в настолько большом количестве важнейших дел, что мы не можем рисковать отчуждением от нас России из-за такого мелкого вопроса как интегрированность Грузинской территории. Например, мы нуждаемся в России чтобы разобраться с Ираном - так звучало в спорах – и, мол, поэтому нечего тут раздувать из мухи слона вокруг действий Русских в Грузии. Такое мышление – признак непонимания и что из себя представляет Российское правительство и что является национальными интересами Америки. В случае с Ираном и многих других случаях американо-русских отношений в наши дни, сегодняшние лидеры России будут действовать на основе рассчётов построенных на русских национальных интересах, а вовсе не в угоду США. Попытка заполучить голоса

№ 1 the swin (30 января 2009)
По просьбе Генадича и Рико, перевод доклада МакФаула для коммисии по международным делам США. Перевод "с листа", грубый и солёный (текст, возможно, будет обрезан из-за размера)
Доклад Проф. Майкла А. Макфаула (Стендфорский Университет) Отношения США-Россия в свете последствий кризиса в Грузии» Комитет по Международным делам.

Спасибо, гос. Председатель, за приглашение выступить перед вашим комитетом. В последние годы стало традицей то, что я появляюсь тут вовсе не удовольствий там всяких, а оттого, что тревожные слухи и новости так и прут со стороны России и бывшего Советского Союза.
В последний раз, когда мне выпала честь появиться перед вашим комитетом, мою речь на открытии переполняли страшные мрачности и горькое чувство, потери демократии в России и надежд на сладкие Американо-Русские отношения. Боюся, нынче моё сообщение и того мрачнее.

Вторжение России в Грузию в прошлом месяце серьёзно подорвало мир и безопасность в Европе, никто так не подрывал их за последние годы! Действия российской военщины и последовавшее за этим решение признать независимоть Южной Осетии и Абхазии как суверенных государств – это смачный плевок на фундамент норм и правил системы международного правопорядка.

Начальные столкновения между Осетинами и Грузинами, искры которых подожгли бикфордов шнур данного конфликта, нужно было бы своевременно погасить. Если бы международное сообщество, ведомое заботливым и предупредительным правительством США, оказало воздействие на правительства России и Грузии с целью сначала немедленно прекратить конфликт, а затем, раскатав губу пошире, выступив как посредник добилась бы окончательного решения по спорам о границах Грузии, то войны можно было бы избежать. До сих пор остаётся не до конца ясным – череда каких событий заставила мелкие стычки перерасти в полномаштабную войну – должно быть проведено международное расследование дабы пролить свет на этот вопрос. Внезависимости кто первый начал эсколацию – решение Грузинского правительства использовать свою военщину, чтобы заново установить свой суверенитет в Южной Осетии, включая направление военных сил в столицу Южной Осетии, Цхинвали, было недальновидным и плохо продуманым. И всё ж! Грузинские военные действия в пределах собственных границ ни в коем разе не сравнимы с Российским вторжением и не могут служить ему оправданием, как не могут они оправдать и то что Россия порвала на клочки суверенную страну. Российские действия были неоправданы и преступны. Трагические человеческие потери – как военных так и мирного населения – с обеих старон достойны сожаления, в них не было необходимости и их можно было избежать.