В целях популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом постановляю:
1. Считать целесообразным создание фонда "Русский мир" (далее — фонд).
Обществознание : глобальный мир в XXI веке . Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007
Авторский коллектив: Л. В. Поляков (редактор) В.Л. Жарихин, Л.Г. Ионин, А.И. Неклесса, К.В. Симонов, В.В. Федоров Издательская аннотация:
Данная книга впервые в отечественной литературе дает образ глобального мира в новом тысячелетии. В ней показано, что сближает основные мировые цивилизации и что разделяет людей в современном мире, сложившемся после крупнейшей геополитической катастрофы XX в. — распада СССР. Издание адресовано учителям — преподавателям истории и обществознания в старших классах общеобразовательной школы, а также всем, кто хочет понять, как устроен глобальный мир и какова в нем роль России.
Россия в настоящий момент экономически используется окружающим миром, но культурно им отторгается. Предъявление, прежде всего себе самой, но также urbi et orbi, современного прочтения «загадочной русской души», ее ценностей, мировоззрения, мирополагания, внятных правовых, социальных, политических прописей, содержания целостного культурного круга и оригинального национального российского проекта – задача, со всей очевидностью, актуальная.
Интеллектуальная и смысловая растерянность российского общества велика; беспокойство вызывает также культурная ситуация. Противостоять деградации может и должна национальная реформация – обновление политической рефлексии и смысловой вектор, размыкающий горизонт будущего. Речь, в сущности, идет о культурной революции, об опознании меняющегося глобального ландшафта, о новой методологии познания и действия в условиях стратегической неопределенности.
В прошлом году замглавы президентской администрации Владислав Сурков, считающийся главным идеологом власти, инициировал философско-политические дискуссии, призывая интеллектуальное сообщество к самостоятельному "производству смыслов и образов, интерпретирующих всеевропейские ценности и называющих российские цели", - дабы "доказать, что о свободе и справедливости можно и должно думать и говорить по-русски".
Со своей стороны, Сурков выступил с идеей суверенной демократии - эскизом политического проекта для "амбициозной" России. По горячим следам ее обсудили и с практикующими политологами, и с "подшефными" Кремлю политактивистами. А теперь, примерно через полгода, профессиональный политик пришел поговорить о своей концепции с профессиональными мыслителями на ученый совет в Институт философии РАН.
О власти и её носителях у нас принято говорить тихонечко, почти шёпотом. И обязательно в приподнятой тональности, соответствующей рассуждениям о возвышенных предметах: богах, героях и кумирах (даже если их собираются вскорости ниспровергнуть). Так вот, заводя речь о докладе Владислава Юрьевича Суркова «Русская политическая культура. Взгляд из утопии» мне бы хотелось несколько умерить пафос, приличествующий скорее для гомеровского эпоса, нежели для рассказа о выступлении некоего кремлёвского чиновника.
8 июня, в РАН в рамках Дней русской политической культуры (от Русского института и издательства "Европа") Замглавы АП Владислав Сурков прочитал лекцию "Русская политическая культура – взгляд из утопии". Ниже будет что-то вроде конспекта-тезисов выступления (надо полагать, расшифровку вывесят на РЖ, но уж пока вывесят, да, опять же конспект – лекция была долгой). Никакой самодеятельности в словах не допущено, но, разумеется, что-то могло записаться не в точности так, как сказано. Выводов в данном тексте тоже не будет, просто такой конспект.
С высоты утопии ясно видно, что старая либеральная догма о высвобождении творческой энергии исключительно посредством механистического расщепления, разделения, разложения социальных структур не окончательно верна. Что холистические подходы, методы социального синтеза, сохранения и соединения, свойственные русской политической культуре, также пригодны для выращивания демократии. Видно, что неизбежные усложнение и дифференциация общественных институтов уравниваются встречной силой собирания разделенного, интеграции сложного целого. Видно, что культура имеет значение. Решающее значение. И что русская культура предопределяет достойное будущее России...
Мы никому не позволим нарушать Конституцию Российской Федерации – я сам ее не нарушаю и не позволю никому это делать. Все будут действовать только в рамках закона. А победит тот – и на выборах в Думу, и на выборах Президента Российской Федерации – победит тот человек, которому подавляющее большинство граждан Российской Федерации окажут доверие в ходе прямого тайного голосования...
Я отвечал за так называемое, введение в проблему. Поэтому я выступал первый. И мне дали в два раза больше времени. Ну, заранее сказали, что Вы можете не 5-7 минут, а 15 можете говорить. И я долго думал, выбирал, и выбрал вот эту тему, которая, мне кажется, невероятно важной, об этой теме, конечно же, ни один из наших с Вами коллег ничего в газетах, ни по телевидению, ничего подобного даже не упомянул. Просто не упомянул. Потому что она слишком серьезная и слишком важная…
Человеческий космос сегодня наделен сюжетным разнообразием и обременен эклектикой персонажей. Текущая проблематика – скорее гордиев узел идеалов, интересов, целей многоликих субъектов, проецирующих силу и волю в конъюнктурных сочетаниях, нежели арена конфронтации традиционных «великих держав». Мы движемся к новой концепции мира. Анализ возникающих подвижных и многофакторных ситуаций все чаще нуждается в методологических изысках теории сложных систем, оперирующей такими понятиями, как самоорганизующаяся критичность, динамический хаос, странные аттракторы, и другими, как выразилась бы Алиса, «чудесатыми зябликами».
Мироустройство, сложившееся в эпоху Модернити, существенно меняется. Глобализация – это не только новая пространственная логика цивилизации, но также универсальный исход из прежней драматургии жизни и перемен. Борьба идет не за географические территории, но за новые земли истории, за дополненную будущим и умноженную высокотехнологичной мускулатурой реальность, где актуальность конкурирует с современностью. Трансформируется сеть мировых центров и коммуникаций, мутируют системы глобального и национального управления, перераспределяются и делегируются суверенитеты. Расширяется номенклатура влиятельныхполиторганизмов, возникают экзотичные, слабосвязанные с прошлым акторы, объекты и стратегии. Появляются приметы обширной и глубокой реконструкции политикума, проявляется результативнаясубъектность играющих по своим правилам слабо-формализованных персонажей.
Цивилизация переживает кризис перехода (riteofpassage), испытывая социокультурный шок, который стимулируется двумя факторами, следствиями tourdeforce цивилизации: реальностью глобального массового общества, получившего доступ к достижениям современности, а также революцией элит как класса и как личностей.И еще – футуристическим порывом самореализации, питающим очередные, забрезжившие на горизонте утопии. Рынок версий будущего, конструкторские бюро его проектов предлагают сюжеты, сценарии, маршруты, оперируя фактами, расчетами и предположениями, однако содержание перманентно обновляемого транзита шире мозаики текущих представлений.