Когда в Камелоте был установлен собственный
Круглый стол, то на спинках некоторых кресел чудесным образом стали появляться таблички с именами сподвижников короля Артура. Однако количество маркированных мест явно уступало числу безымянных, которым еще предстояло обрести хозяев. Сможет ли Россия наполнить свой опустевший Камелот соответствующим числом рыцарей, мыслителей, практиков, не лишенных чувства долга и чести, обладающих пресловутой «длинной волей»? Проявится ли вообще в нашем королевстве подобная потребность:
Круглый стол нации, за которым российское «мыслящее сословие» реализует – в ходе разворачивающейся битвы за будущее – свои творческие дары в виде жизнеспособного проекта под названием «Россия»?
Чем ближе дата президентских выборов 2008 года, чем неизбежней момент расставания России с Путиным-президентом, тем настоятельнее возникает потребность осмыслить феномен этого человека и того миропорядка, который отныне и навсегда будет связан с его именем...
В условиях глобализации неизбежно формируется культура, общая для всех народов мира... Ее предназначение состоит в том, чтобы она служила мостом между различными цивилизациями, а не стремилась подчинить их своим стандартам.
Постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма, стремящееся вопреки словам Священного Писания, церковных канонов и правил, святоотеческого учения объединить все веры в одну религию или, по крайней мере, "духовно" их примирить.
XI Всемирный Русский Народный Собор, рассмотревший тему «Богатство и бедность: исторические вызовы России», обращается к согражданам и соотечественникам. Господь дал нашей стране многие богатства. Это земля и ее недра, это прекрасная природа, это само положение России в мире, делающее ее ключевой державой. Но главное наше богатство — это люди. Они сформировали и сохранили наше духовное наследие, нашу культуру, нашу экономическую мощь. Создав великую страну, предки завещали ее не только нам, но и потомкам. И наш долг — сохранить и возродить Россию, сделать сильным и процветающим ее народ.
Я не склонен идеализировать “российское экономическое чудо” начала ХХ века... В то, что тогда были какие-то особые цели экономического развития, я позволю себе не поверить. Дело, по-видимому, в другом: никакое массовое экономическое развитие невозможно без довольно высоких требований к свободе личности. А вот какой идеологией обеспечивается и ограничивается свобода личности, необходимая для экономического развития – тут есть о чем подумать... Нужна какая-то более или менее нравственная база. Православная? Замечательно! Мне очень нравится. Но даже если она будет конфуцианская, наверное, тоже будет хорошо. Просто она должна быть.
Вторая половина ХХ века преподнесла сторонникам “протестантской этики” большие сюрпризы – темпы роста ВВП во многих непротестантских странах оказалась выше, чем в протестантских... Мы видим своими глазами, что экономические успехи не тождественны протестантской культуре. Хотя протестантские страны по-прежнему занимают ведущие позиции в мировой экономике.. В середине ХХ века, говоря об экономических перспективах Юго-Восточной Азии, многие эксперты уверяли, что ничего путного там не вырастет, потому что этому препятствуют культурные устои. Такие же разговоры ведутся сегодня о мусульманских и православных странах. И действительно, примеров подобного рывка у мусульманских и православных стран в рыночной экономике нет. Пока…
Эту статью я написал в 1980-1983 годах, закончив Третий Узел "Красного колеса" - " Март Семнадцатого". Все, с обзорной высоты оглядываемые здесь события, обстоятельства и имена, развернуто представлены в нем. В то время для меня, перегруженного колоссальным фактическим материалом, это была органическая потребность: концентрированно выразить выводы из той массы горьких исторических фактов. Еще горше, что и теперь, спустя четверть века, часть этих выводов приложима к нашей сегодняшней тревожной неустоенности.
"Людьми Февраля" стали лучшие люди России - такой беспрецедентной общественной поддержки правительства не было в стране ни до, ни после. У этих людей была своя правда, свой патриотизм... Анализируя Февраль, не спрячешься за класс, за державность, за власть, данную Богом. Впервые к власти пришли люди, не террористы, а мученики нравственности и правосознания...
В чьих бы головах не родился план свержения законной власти и ввержения страны в анархию, каждый лично ответственен за его претворение в жизнь. Если бы российские люди остались верны долгу перед родиной, следовали нравственным, даже не христианским, но просто человеческим принципам в те роковые дни февраля 1917 года, трагедии бы не случилось.
Человеческий космос сегодня наделен сюжетным разнообразием и обременен эклектикой персонажей. Текущая проблематика – скорее гордиев узел идеалов, интересов, целей многоликих субъектов, проецирующих силу и волю в конъюнктурных сочетаниях, нежели арена конфронтации традиционных «великих держав». Мы движемся к новой концепции мира. Анализ возникающих подвижных и многофакторных ситуаций все чаще нуждается в методологических изысках теории сложных систем, оперирующей такими понятиями, как самоорганизующаяся критичность, динамический хаос, странные аттракторы, и другими, как выразилась бы Алиса, «чудесатыми зябликами».
Мироустройство, сложившееся в эпоху Модернити, существенно меняется. Глобализация – это не только новая пространственная логика цивилизации, но также универсальный исход из прежней драматургии жизни и перемен. Борьба идет не за географические территории, но за новые земли истории, за дополненную будущим и умноженную высокотехнологичной мускулатурой реальность, где актуальность конкурирует с современностью. Трансформируется сеть мировых центров и коммуникаций, мутируют системы глобального и национального управления, перераспределяются и делегируются суверенитеты. Расширяется номенклатура влиятельныхполиторганизмов, возникают экзотичные, слабосвязанные с прошлым акторы, объекты и стратегии. Появляются приметы обширной и глубокой реконструкции политикума, проявляется результативнаясубъектность играющих по своим правилам слабо-формализованных персонажей.
Цивилизация переживает кризис перехода (riteofpassage), испытывая социокультурный шок, который стимулируется двумя факторами, следствиями tourdeforce цивилизации: реальностью глобального массового общества, получившего доступ к достижениям современности, а также революцией элит как класса и как личностей.И еще – футуристическим порывом самореализации, питающим очередные, забрезжившие на горизонте утопии. Рынок версий будущего, конструкторские бюро его проектов предлагают сюжеты, сценарии, маршруты, оперируя фактами, расчетами и предположениями, однако содержание перманентно обновляемого транзита шире мозаики текущих представлений.