Имя:
Пароль:

Дмитрий Замятин
Геократия. Евразия как образ, символ и проект российской цивилизации.

… пространственное воображение российской цивилизации XVI—XX веков во многом определяло статику и динамику ее социокультурных структур, способы осуществления и репрезентации власти и ее политических составляющих…

Дмитрий Замятин
Образный империализм

Образный империализм – онтологическая проблема западной цивилизации в той мере, в которой она может помыслить (в ее разнообразных репрезентациях и интерпретациях) земную пространственность.

Валерий Губин
Философствование как поиск Родины

Родина в самом прямом смысле слова означает место, где родился. И в то же время это не только место, ибо Родина не совпадает ни с географическим понятием, ни со страной, ни с государством. Родина – это ощущение себя дома: не в своей квартире или избе, а в своем мире, который меня окружает, является продолжением меня самого, то, без чего меня просто нет. Можно, видимо, сказать, что Родина – это состояние души...

Валерий Губин
Проблема освобождения: альтернативные горизонты

Понимание свободы, пути ее достижения, формы и возможности человеческого освобождения – все эти проблемы в настоящую эпоху приобретают в трудах философов-постмодернистов качественно новое, порой совершенно неожиданное толкование. Прежде всего, это выражается в количестве областей, где человек должен бороться за свое освобождение. Это и освобождение от власти, которая во все века была самым ярким и очевидным орудием угнетения; и освобождение от мифов, нарративов и метанарративов, которые всегда стояли и стоят между человеком и реальностью, всегда маскируют или упрощают последнюю; освобождение от платонизма, т.е. от субъект-объектной формы познания мира, от традиционно-архаического понимания истины, которой можно овладеть как неким спрятанным сокровищем, не меняясь самому, это освобождение человека от самого себя, т.е. от той застывшей, мертвой формы (типа «картезианского субъекта» или «человека массы»), которая господствует в каждую эпоху...

Георгий Малинецкий, Андрей Подлазов
ЕГЭ – угроза личности, обществу, государству

Мы представляем Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН (ИПМ). Он был создан в 1953 году для решения стратегических задач, стоявших перед страной, которые требовали применения методов прикладной математики и компьютерного моделирования. Среди важнейших результатов Института – работы, связанные с использо-ванием ядерной энергии, математическим обеспечением всех советских и российских космических программ, созданием ряда систем управления. Многие результаты ученых ИПМ получили мировое признание...

Георгий Малинецкий
Проектирование будущего. Роль нанотехнологий в новой реальности

Выступление на конференции Нанотехнологического общества России «Развитие нанотехнологического проекта в России: состояние и перспективы», 09.10.2009. Москва. Национальный исследовательский ядер-ный университет «МИФИ»..

Ян Чеснов
Ночная игра со ставкой на женщину

Владимир Германович Богораз-Тан (1865-1936), народоволец, сосланный в 1889-1899 на 10 лет к чукчам, выучивший их язык, записал такое представление у этого народа. Считается, что днем реальные вещи их быта молчат, когда разговаривают люди. Но они начинают говорить ночью, когда люди спят...

Ян Чеснов
Норов города, или Ментальность

Вопрос об основе мира задают философски настроенные древнеиндийские упанишады (VIII в. до н. э. – Ш в. н. э.). Отвечают, как мы покажем ниже, замысловато, но, в сущности, верно, сводя проблему к пространству. В центре нашего внимания сейчас специфическое пространство города. Но не то, о котором много написано: улицах, площадях, домах и пр. Мы постараемся сквозь эту эмпирическую реальность рассмотреть виртуально-бытийную реальность города, его телесное существование, но представленное в плане ментальном...

Ян Чеснов
Тело в контекстах биовласти и биомифов

Наши познания в области мифологии и в формах религии, особенно ранних, существенно изменились за столетие. Но когда оглядываешься назад, то усилия современников и ближайших к нашему времени исследователей, как бы они не были плодотворны, все же кажутся менее значимыми перед классиками 19-го начала 20-го веков. В таком восприятии есть языковый аспект: это они, основатели классических сравнительной мифологии и религиоведения, ввели понятия мифа, ритуала, фетишизма, тотемизма, табу и другие подобные. Мы ими пользуемся, хотя иногда некритически...

Елена Петровская
В сторону образа: об одном возможном применении символологии

Понимание, как обычно, движется своими путями. Сочинения, написанные ранее и по специальным поводам, попадая в изменившийся контекст, прочитываются в нем по-другому. Но именно благодаря тому, что они «узнаются» либо в ином проблемном поле, либо на языке самоновейших дисциплин, эти сочинения продолжают быть современными. (Или впервые ими становятся.) Думается, что такова участь произведений Мераба Константиновича Мамардашвили. Именно произведений, поскольку время делает свое дело, посягая даже на образ, оставшийся в памяти. Мамардашвили сегодня – это автор книг и статей, а вернее – идей, способных свободно пересекать дисциплинарные и временные границы. Но в каком-то смысле так было и прежде: сам Мераб Константинович приветствовал творческие симбиозы и тонко реагировал на импульсы, исходившие из разнообразных областей культуры. Более того, его обращение к разным языкам для выражения волновавших его проблем, в первую очередь проблемы сознания, делает его труд с самого начала более разомкнутым. Руководствуясь сказанным, нам хотелось бы вернуться к этой базовой теме в творчестве Мамардашвили и предложить подступиться к ней с неожиданной, быть может, стороны: мы попытаемся связать, пускай и в предварительном порядке, понятие символа, возникающее в рамках «символологии» сознания, с образом, как этот последний может толковаться в связи с зарождающейся теорией образа, параметры которой и предстоит определить.