Имя:
Пароль:

Владимир Малахов, Александр Осипов
Категория «этническое меньшинство» в российском публичном и законодательном дискурсах

Описание российской ситуации из перспективы защиты меньшинств изначально сталкивается со значительными трудностями. Они связаны, по меньшей мере, с двумя обстоятельствами: 1) ограниченной операциональностью термина «меньшинство» и производных от него понятий; (2) проблематичностью той теоретической парадигмы, которая до недавнего времени господствовала в международных «ethnic studies» и «minority studies» и которая по-прежнему весьма влиятельна в российской «этносоциологии» и «этнополитологии»...

Владимир Малахов
Почему в России нет «мультикультурных исследований»?

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, далеко не праздный. Российская федерация, согласно Конституции и ее позиционированию на международной сцене, является «многонациональной страной». Тем не менее, проблематика культурного разнообразия российского общества почти не затрагивается в публичных дискуссиях и остается маргинальной для академических дебатов. Резонно предположить, что существуют причины, блокирующие подобную проблематизацию. Ниже мы попытаемся выявить эти причины...

Александр Доброхотов
АВЕРИНЦЕВ КАК ФИЛОСОФ КУЛЬТУРЫ

Великое поколение «шестидесятников», которое до сих пор удивляет неиссякаемым творческим ресурсом и духовной пассионарностью – поколение, к которому принадлежал Сергей Сергеевич Аверинцев – уходит сейчас с какой-то беспощадной скоростью. Книги и дела остаются, но оказывается, что этого мало. Видимо, существует критическая квота присутствия, которая позволяет голосу поколения участвовать в «шуме времени»; и вот – этот голос умолкает, «попытка объясниться» с заинтересованной публикой становится невозможной...

Александр Доброхотов
ТЕМА БЫТИЙНОГО ДАРА В МЕЛОПЕЕ В.И. ИВАНОВА «ЧЕЛОВЕК»

Пожалуй, теперь уже, на основе накопленного опыта прочтения и интерпретации, можно причислить творение В.И. Иванова «Человек» к главным книгам XX века: на это дает право благодатно достигнутое поэтом соединение предельной жизненной значимости, метафизической глубины и невероятной формальной изощренности. Судьба шедевра сложилась непросто. Его создание сопровождали невиданные еще человечеством войны, революции, перевороты, а через несколько дней после публикации грянула Вторая мировая...

Александр Доброхотов
Г.С. Кнабе об «энтелехии культуры»

Культурология не только исследует свой предмет как гуманитарная дисциплина, но и разделяет его историческую судьбу как часть культуры: ее метаморфозы также могут быть свидетельствами культурных сдвигов и эпохальных веяний. Г.С. Кнабе отмечает две существенные мутации в науках о культуре за последние полтора столетия: 1) столетие 1850 – 1950 перенастраивает научную оптику с истории «больших» событий и институтов на описание и понимание устоев и обыкновений жизни малых групп и индивидов; 2) с 1950 начинается реабилитация открытой прошлым столетием «Жизни» в качестве предмета, равнодостойного высокой «Культуре» и даже имеющего перед ней определенные преимущества как живой субстрат («Повседневность») перед своими застывшими и отчужденными формированиями. Собственно, истоки этого процесса – в XVIII веке...

Дмитрий Петров
Глобальная песочница

...Член Палаты представителей от штата Массачусетс, стойкий либеральный демократ Энн Кеннеди заявила, что «Соединенные Штаты, несущие факел свободы, вновь столкнулись с вызовом ценностям, начертанным на знаменах Рузвельта и Обамы». Ей оппонировал «новый республиканец» из Техаса — наследник консервативных традиций своей семьи и ее капитала — Тед Бьюкенен-младший, заявивший, что «в последние годы русские демонстрировали драйв к развитию, который безответственно игнорировался слепцами из администрации и Демократической партии. И вот, нам преподали урок, побудив нацию увидеть кризис нынешней политики. Но если быть честными перед собой и американцами, то надо признать: нам помогли. Ибо, как известно, кризис — это новые возможности!»...

Дмитрий Петров
Мэтр не для прайм-тайм

Об ушедшем человеке пишешь не так, как о живом. Эта максима особенно справедлива в отношении того, чье великолепие, блеск и глубину ты пережил лично – беседуя, слушая, читая… В одной из бесед Александр Моисеевич Пятигорский сказал мне: «Философия… всегда лежала вне круга представлений массового потребителя и не имела к нему никакого отношения. Кому же нужна сегодня философия? Никому, как и четыре тысячи лет назад. Кроме тех очень немногих, которые хотели и хотят ее знать»...

Дмитрий Петров
Большая Цель, Большая Стратегия и креативный класс

Сперва русской мысли надо занять адекватные позиции на внутреннем рынке, взяв место в верхней части ценовой шкалы. А её производителю — креативному классу — добиться признания государства в роли союзника в решении задач страны и в борьбе за Большую Цель...

Виктор Молчанов
Я-Форма в философии призрачного сознания Владимира Соловьева

Поздняя работа В.С. Соловьева: три статьи под общим названием Теоретическая философия (ТФ)[2] появляется в эпоху пересмотра оснований в философии и психологии, математике и физике, лингвистике и социологии, а также в других областях знания и социальной практики. Эта работа является показательной не только в плане эволюции воззрений философа и не только в плане общих явных и неявных предпосылок его мышления, но и как «документ эпохи», как попытка «предпринять дело философии с самого начала». Между тем она остается малоизученной как в отношении общего замысла, так и его реализации. Кроме исследования указанных аспектов, мы ставим перед собой задачу, которая пока еще редко ставится в истории русской философии: аналитически исследовать философскую аргументацию и терминологию. «Я» как одно из основных понятий и один из основных терминов указанной работы послужит нам путеводной нитью...

Виктор Молчанов
О пространстве и времени внутреннего опыта

Различие внутреннего и внешнего – фундаментальное различие человеческого мира: от внутриутробного существования и рождения до смерти и погребения. Различие внутреннего и внешнего опыта – общепринятое различие всех форм гуманитарного знания и, прежде всего, философии и психологии, а также здравого смысла. В Новое время, начиная с Декарта, различие внутреннего и внешнего опыта становится одной из основных философских проблем, приобретая затем особую важность у Канта и в трансценденталистской традиции вообще. Ключевой, фундаментальной проблемой метода, она становится в феноменологической философии. Для Ф. Брентано внутреннее восприятие – источник наших знаний о психических феноменах, т.е. об актах сознания, для Гуссерля вопрос о сущности рефлексии как модификации первичного сознания – это вопрос об источнике достоверного знания о сознании...