Имя:
Пароль:

Александр Тарасов
Мировая революция-2

Всемирно-историческое поражение советского блока в III Мировой («холодной») войне дает нам возможность вернуться наконец к теме революционной глобальной антибуржуазной стратегии. На протяжении XX века такая стратегия, основанная на глобальном видении и классовом подходе, предлагалась всего два раза. Первая была предложена большевиками, хорошо понимавшими, что судьба Русской революции зависит от революции мировой, что никакое «построение социализма в одной отдельно взятой стране» невозможно – и сознательно делавших ставку на мировую революцию. Для осуществления этой цели, собственно, и был создан Коминтерн.

Михаил Маяцкий
Чертова дюжина Божьей милостью: 13 месяцев харизмы Барака Обамы

Представить себе, как люди могли когда-то обходиться без слова «харизма» так же трудно, как вообразить себе мир без сотовых телефонов и трения. Но до Макса Вебера это слово было знакомо только историкам церкви и церковного права, у которых Вебер его в начале 20 х годов и позаимствовал.

Михаил Маяцкий
От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс

С Болоньи все началось: именно там 920 лет назад был основан первый в мире университет. Современная европейская реформа высшего образования, символически осенившая себя именем Болоньи, приведет, быть может, к тому, что университета не станет.

Михаил Маяцкий
Не читал, но скажу

Для большинства из нас процесс чтения является не просто одним, пусть даже очень важным, делом среди прочих, не просто развлечением или просто работой. Чтение для нас, скорее, дело жизни, занятие центральное, особое, святое. Рухнули империи и династии, идолы и идеалы, а скольжение глаз по черным закорючкам остается священнодействием.

Александр Тарасов
Мать беспорядка

Мировая история знает всего три серьезные попытки сознательного воплощения анархистского социального идеала, теорий анархизма в жизнь: Парижская Коммуна 1871 г., махновщина и «либертарный коммунизм» в Испании в 1936–1939 гг. Но в двух последних случаях имел место откровенный разрыв с принципами анархизма: там анархисты, установив этатоидную (подобную государству) власть, навязывали эту власть остальному населению (большинству) силой оружия, безжалостно подавляя и уничтожая несогласных (вопреки принципу свободы личности), а в Испании еще и превратившись в коллективных угнетателей и эксплуататоров трудящихся — в первую очередь в созданных ими «коллективах» («коммунах»).

Рубен Апресян
Золотое правило в этике Аристотеля

Выбор темы статьи для этого сборника был предопределен двояко. С одной стороны, рутинно – моими исследовательскими интересами, приоритетно связанными в последнее время с золотым правилом. А с другой стороны, торжественно – важными темами философского творчества и публикаций А.А. Гусейнова. Ему принадлежит заслуга введения в нашу литературу золотого правила и его фундаментальной этической проблематизации. Мой интерес к этой проблеме был в свое время всецело предопределен именно работами А.А. Гусейнова 1970-х годов. Более того, мое понимание морали во многом было предзадано концепцией золотого правила, по существу чужеродной историко-материалистическому взгляду на мораль. А.А. Гусейнову принадлежит также заслуга систематического освоения этики Аристотеля, причем в контексте античной этики в целом. Наконец, эта статья в значительной степени сориентирована, в той мере, в какой это было возможным, на «Евдемову этику».

Владимир Малявин
Дао с компьютером

Первого мая в Шанхае открывается Всемирная торговая выставка – Экспо 2010. Для страны-устроительницы это событие всегда было отличным поводом продемонстрировать свои достижения и амбиции. Сорок лет назад, в мои студенческие годы, много шуму наделала всемирная выставка в Осака, когда внезапно воскресшая Япония рвалась в мировые лидеры и изумляла мир своими транзисторами, автомобилями и даже, хорошо это помню, нейлоновыми рубашками и плавками, как было написано на этикетках для советских покупателей, «приятными наощупь». А сегодня мой японский друг пишет мне: «Мы давно потеряли идею движения вперед и получаем удовольствие только от того, что есть внутри самой Японии, – к примеру, от цветов сакуры. Надеюсь, в это время бурных перемен нам удастся сохранить добрые черты японского характера»...

Владимир Малявин
Фантомы истории, история фантомов

Не надо отводить взгляд: с тех пор, как Ницше произнес свои скандальные слова о том, что истина – это только необходимая иллюзия и что фактов нет, а есть только мнения, небосклон социальных наук погрузился в сумерки, и эти сумерки сгущаются. Хайдеггер обещал, что они будут долгими. От них не спастись бегством к сияющим вершинам метафизики, ведь истина, если она есть, т.е. доступна воплощению, пребывает только в истории. В последние два десятилетия старый, еще неокантианцами затеянный спор об объективности исторического знания разгорелся на Западе с новой, невиданной прежде силой. Философы от постмодерна утверждают, что мы видим историю только через призму «дискурса», а любое повествование имеет лишь политическую или в лучшем случае эстетическую ценность...

Владимир Малявин
О вечном в «Вехах»

В названии «Вехи» глухо слышится вечность. Знаменательное совпадение. Написанное на злобу дня и тем многих сбившее с толку это великое произведение русской публицистики в самом деле содержало в себе нечто вечное, пророческое. Интеллектуальная смелость авторов «Вех», ошеломительная новизна заявленной ими позиции не получила должного признания ни сто лет назад, ни сейчас. Их сборник оказался магическим зеркалом, который вдруг высветил не просто ограниченность идеалов интеллигенции, а внутреннюю, системную несостоятельность тех, кто считал себя и почитался «образованной массой» умом и совестью России. Такие разоблачения не прощают и не опровергают. Голос веховцев был обречен утонуть в крике и свисте обрушенной на них лукавой, бессмысленно-базарной брани, которая сделала-таки свое дело. Точно так же позднее отмахнулись от Солженицына, заговорившего о непреходящей актуальности «Вех». Вместо серьезного разговора отечественные публицисты еще и сегодня спорят о том, есть ли в «Вехах» «ренегатство» и прав ли Гершензон, благодаривший правительство за то, что оно ограждает интеллигенцию от народного гнева. Впрочем, даже этот вроде бы скандальный штрих безупречно точен. Не за то ли в октябре 1993 г. интеллигент Окуджава благодарил Ельцина?

Анатолий Левенчук
Программа общего верхнего образования

...Повторюсь: в образовании я считаю главным его содержание (чему учить), а не форму (как учить -- хоть знаниевой таблеткой на ночь, хоть в виртуальных мирах, хоть в кэмповерах с методами подъема мотивации использованием блэкджека и шлюх 2.0)...