Имя:
Пароль:

На печать

Обращение Президента Украины Виктора Ющенко к Верховной Раде Украины9 февраля 2006 г.

Уважаемые народные депутаты!

Уважаемый Украинский народ!

Для меня большая честь быть в этом зале и иметь возможность обратиться к народным депутатам Украины.

Год назад Украина открыла новую страницу своей истории. На месте бывшей советской республики, государства с невнятным политическим лицом и неопределенным будущим, появилась политически зрелая нация, способная самостоятельно вершить свою историческую судьбу без чьих-либо подсказок.

 

Год назад Украина оказалась в центре внимания международного сообщества. Зарубежные государства и их лидеры с интересом наблюдали за событиями, происходившими в Украине. Наши граждане как на Востоке, так и на Западе под разными флагами доказали миру, что они народ, способный определять не только свою историю, но и мировую.

Понимаю, что оценка будущих поколений будет более весомой, но сегодня примите от меня искренние слова благодарности всем, кто от той или иной политической силы – в Украине или за ее пределами – своей правдой помогал Украине вернуться в мировой исторический процесс.

Новый статус страны открывает перед нами принципиально новые горизонты развития, ставит новые задачи государственного строительства и требования к нашему обществу, ко всем, кто призван эти задачи решать.

Мы вместе с вами принадлежим к великому народу, который доказал свою зрелость и наделил нас властью. В то же время мы принадлежим, возможно, к разным ветвям власти и имеем разные идейные предпочтения. И хотя это отличает нас, но не делает нас противниками. Мы тесно связаны одной обязанностью, которую должны выполнять перед нашим обществом и нашим народом.

Как Президент Украины я хочу дать оценку ситуации и задать ориентиры дальнейшего развития общества.

Я предлагаю повестку дня, вокруг которой украинское общество, все мы должны консолидировать собственные усилия.

Поэтому хватит ссориться, работы хватит всем. Сегодня как никогда важно продемонстрировать умение взаимодействовать и реализовывать стратегические задачи развития страны, уметь консолидироваться. Убежден, только в ходе этой работы мы сформируем совершенную и необходимую украинскому народу модель новой системы украинской власти.

Я верю, что наконец мы начнем в государстве новый тип общественного диалога и оставим позорную практику политического популизма.

Мы должны подняться на уровень государственного мышления и утвердить новый статус украинского политика, способного проводить в обществе новые ценности и отстаивать их в мире.

Уважаемые коллеги!

Часто приходится слышать, что сегодня украинцами быть модно. Но этого мало, я убежден. Мы должны сделать все, чтобы это было еще и выгодно и интересно, чтобы каждый украинец мог гордиться своей Родиной.

Мы открыли миру глаза на Украину. Так что сможем открыть и собственные глаза на мир. Мы должны по-другому посмотреть на свое государство, на собственные проблемы и перспективы.

Подобно тому, как мы смотрим в окно, прежде чем соответственно одеться и выйти из своего дома, мы должны понять процессы вокруг нас, выстроить собственное место среди других стран мира, собственную миссию.

Современная цивилизация развивается чрезвычайно динамично, часто изменения происходят быстрее, чем мы успеваем их осмыслить. Руководствоваться в политической практике категориями и стандартами вчерашнего дня – значит обрекать свою страну на исторический проигрыш. «Переходный период» 90-х годов закончился. Рубикон перейден, украинская современная нация состоялась и имеет реальные шансы войти в число развитых стран мира. Что дает мне основания так утверждать, что у нас на сегодня есть в активе?

Собственно говоря, почему к Украине приковано такое внимание других стран мира?

Первое . Мы доказали, что в этой стране человеческая свобода не просто слово, а высшая ценность, которая объединяет нацию и определяет философию власти. Ценность, которую наш народ готов отстаивать с непоколебимой волей и решимостью. Вспоминаются слова великого Богдана: «Такого благоприятного случая, чтобы каждый на всей Украине пользовался вольностями, еще никогда не было».

Второе . Мы стали примером для других стран постсоветского пространства – в самостоятельном выборе своего пути согласно собственным национальным приоритетам, а не под давлением каких-либо сил.

Третье . Вызовом для нас, как и для всей цивилизации на рубеже веков, стало то, что не существует, как оказалось, готовых универсальных рецептов демократии после лет тоталитарного режима. На многие вопросы нужно самим искать ответы, впервые в новейшей истории. По территории Украины сегодня проходит передовая линия глобального развития государственного управления и современных демократических институтов. Мы можем стать примером для всего прогрессивного человечества в формировании новой демократии.

Четвертое . Путь к экономическому процветанию, который Европа прошла за сотни лет, мы должны пройти за пять-семь лет, максимум десять. Украина может состояться как полноценное государство, только если сделает экономический скачок. Она должны принять этот вызов и стать местом формирования новых моделей экономического развития. Но это уже проблема политической элиты.

Пятое . Украина исторически была перекрестком разных культур и цивилизаций, местом пересечения важных транзитных, миграционных, финансовых, политических, интеграционных и других процессов. Долгое время это считалось бременем, дополнительной сложностью и препятствием для национального развития. Убежден, что сегодня это наше колоссальное преимущество и огромный неиспользованный резерв. Фундамент, который мы выстроим для управления этими процессами, будет определять перспективы стабильного развития не только нашего государства, но и региона.

Год назад мы получили задание от общества создать новую политическую систему. Это многолетний процесс перемен. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что 2005 год положил хорошее начало на этом непростом пути:

  • благодаря народу мы разрушили основы авторитарно-коррупционной системы;

  • обрели свободу, прежде всего свободу слова и политического выбора;

  • власть стала открытой для контроля и чувствительной к критике; для нас политическая конкуренция – это естественное состояние общества;

  • резко ослаблена и лишена государственной поддержки система олигархического контроля экономики;

  • резко порушена коррупционная вертикаль власти; уменьшается влияние на экономику самых опасных теневых схем, как-то теневая приватизация или компенсация НДС;

  • существенно сужено поле бедности, практически уничтожена нищета;

  • украинская культурная политика перестала быть Золушкой.

Проанализирую только отдельные тенденции прошлого года.

Мы получили страну с признаками экономического упадка. Украина жила с олигархизированной, чрезвычайно энергоемкой, энергозависимой, несбалансированной и неконкурентоспособной экономикой, которая, по сути, исчерпывала свои ресурсы. Начал раскручиваться дефицит бюджета, составлявший уже 12 млрд. грн., ухудшалась макроэкономическая ситуация. За январь 2005 г. темпы роста ВВП сократились почти вдвое – с 12 до 6,5 %. В ІV квартале 2004г. валютные резервы НБУ уменьшились на четверть. С апреля 2004 г. начались отрицательные тенденции во всех отраслях национальной промышленности. Страна могла покатиться в пропасть бедности и разрухи.

2005-й год был годом начала качественной перестройки экономики. Мы сумели сделать самое важное – поставить ее на службу каждому украинцу. Экономика начала расти преимущественно за счет расширения внутреннего потребления, существенным образом снизилась ее зависимость от неблагоприятного и очень конъюнктурного сырьевого экспорта.

Фактически впервые в истории независимой Украины мы сформировали модель социально-ориентированной экономики и обеспечили ее практическое функционирование. Только такая модель могла обеспечить рекордные показатели роста благосостояния людей: реальные доходы населения увеличились на 20%, социальные стандарты – более чем на 30%, а помощь на детей – в 4-12 раз. Минимальная пенсия впервые увеличена до прожиточного минимума. Я убежден: указанная модель принесет результаты, за которые нам будут признательны наши родители, дети и внуки. Мы будем и впредь развивать такой социально-экономический курс.

Вместе с тем я хотел бы особо отметить, что высокая социальная планка в 2005 году была достигнута при сохранении полной макроэкономической стабильности. Несмотря на значительную социальную нагрузку, мы успокоили макроэкономику. Дефицит государственного бюджета (1,8% от ВВП) был в пределах, определенных для стран с переходной экономикой. Мы удержали инфляцию (10,3%) в пределах средней за последние 5 лет – во втором полугодии она была почти втрое ниже, чем в аналогичный период прошлого года (соответственно 3,7% против 8,4%). Поступления в бюджет стабильно возрастали. Доходов поступило на 54% больше, чем в предыдущем году. Этот курс продолжается и сейчас. Уже за январь 2006 г. общий фонд государственный бюджет выполнен на 109% и на 38% увеличен по сравнению с январем прошлого года.

При умеренных темпах роста ВВП и промышленности мы получили высокие показатели экономической и социальной эффективности. Резервы Национального банка Украины возросли на 10 млрд. долл. США или в два раза. Таких темпов роста и объемов валютных резервов в Украине еще не было.

Одним из ярких примеров новой политики стала продажа «Криворожстали», принесшая Украине 4,8 млрд. долларов – на 20% больше, чем прибыль от приватизации за все годы независимости Украины.

Эффективные шаги новой власти привели к снижению уровня тенизации. По оценкам международных рейтинг-агентств, по уровню коррупции Украина перешла с 122 на 107 место. На февральской пленарной сессии Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), Украина вычеркнута из «черного» списка стран, ведущих недостаточную борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Я буду всесторонне поддерживать этот курс и в дальнейшем.

Украину начали уважать в мире. Это является необходимым условием для того, чтобы отстаивать национальные интересы нашей страны. И в этом направлении в прошлом году уже было многое сделано. В частности, в результате защиты отечественных производителей от антидемпинговых расследований, сохранены рынки емкостью 182 млн. долларов. Соответствующие соглашения и договоренности достигнуты с ЕС в сфере торговли текстилем и сталью. Отменены торговые санкции со стороны США, что позволяет расширить экспорт по 23 товарным позициям ежегодно дополнительно на сумму более 60 млн. долларов.

Несмотря на существенное увеличение социальной составляющей экономики обеспечена надежная финансовая база для дальнейшего экономического роста. Объем депозитов физических лиц увеличился на 76% и составляет сегодня 73 млрд. грн. Кредитование экономики возросло на 62%, а темпы прироста кредитования – в 2 раза. Кредитование населения возросло в 2,3 раза. Почти на 6% уменьшен прямой внешний долг государства.

Граждане начали доверять государству, верить в его перспективы.

Уважаемые коллеги!

2005 год внес значительные изменения в восприятие Украины международным сообществом. Наша страна начала стремительно выходить из состояния внешнеполитической изоляции, открывая для себя новые возможности на международной арене.

Украина уже утвердилась в мире как равноправный субъект международных отношений. Ее политика взвешенная и предсказуемая. Мы начали строить взаимовыгодные и добрососедские отношения со своими партнерами. Вместе с тем для реализации стратегических целей нашей государственной политики важно обеспечить взаимодополнение внешней и внутренней политик.

Убежден – именно Украине исторически суждено служить основой интеграционных процессов в регионе Центрально-Восточной Европы, стабильность которого важна не только для континента, но и для всего мира. Украинцы станут нацией, которая предложит миру высокие духовные ценности, новые образцы демократической культуры, международного единства и межгосударственного диалога.

В этом заключается наш глобальный проект и наша миссия.

Уважаемые коллеги!

На мой взгляд, неудачи последних лет были связаны с непониманием собственных ресурсов и возможностей, принятием на себя ошибочных целей, поверхностным самоопределением в мире. Складывалась ситуация, когда юг и восток Украины уже не могли без России, а запад спал и грезил Европой. Киев превратился в центр борьбы за власть. И так продолжалось, пока народ не объединился и не решил собственными силами судьбу государства.

Мы изменили логику процессов в государстве и в целом регионе. Сегодня нельзя допустить, чтобы призраки прошлого определяли наши мотивы и политические цели. Следует прекратить бороться друг с другом за контроль над старой властной машиной. Мы продолжаем истощать общественное доверие, перетягивать остатки старого разодранного одеяла. Вместо того, чтобы ткать новое.

Хватит бежать за вчерашними целями, постоянно догоняя чье-то развитие, пытаясь кому-то понравиться, копировать чужое. Это не наш путь, это путь в никуда.

Сегодня для нас как никогда остро стоит вопрос реализации собственной миссии, консолидации многоэтнической нации Украины и формирования реалистической, собственной стратегии развития.

Своей первоочередной задачей как Президента Украины я вижу проведение системы фундаментальных инфраструктурных реформ для создания Украины как суверенного государства, жизнь которого определяется европейскими цивилизационными координатами, а развитие направлено от социально-экономической периферии к центру мирового сообщества.

Что нам для этого нужно сделать ?

С такой же убежденностью мы, все и каждый, должны шаг за шагом отказаться от пут прошлого, которые сдерживают прогресс государства:

  • от исключительно украинской практики – утром договариваться, а вечером эти договоренности нарушать;

  • от провокативного муссирования в партийных интересах, особенно перед выборами, тем, которые хоть на йоту разделяют общество: идет ли речь о религии, языке, или о так называемой федерализации, НАТО и др.;

  • от политики двойных стандартов, когда, к примеру, исповедуется, с одной стороны, отношение к изменениям к Конституции как к священной корове и в то же время сознательно игнорируется право народа согласно Конституции иметь дееспособный Конституционный Суд;

  • от, извините, традиционного предвыборного социального популизма, цена которого за последние месяцы в результате принятых законов – треть государственного бюджета. При этом ни одной копейки ресурсов под эти законы не подведено.

А еще надо всем пройти одну большую школу и научиться объединяться и формировать консолидированную позицию, будь то во внешних отношениях, или перед угрозами экономических и политических кризисов.

События последнего времени в первую очередь ставят в повестку дня необходимость формирования и развития стратегической состоятельности государственного управления.

Поэтому на среднесрочную перспективу хочу выделить направления новой стратегии государственного строительства и развития общества, которая даст возможность каждой политической силе, гражданам реализовывать свои интересы и убеждения.

Первое направление – формирование современной системы государственного управления, способной работать с глобальными процессами, определять и отстаивать общественные интересы.

Система управления, которую мы получили в наследство, лишь порождает и приумножает кризисы. Мы имеем конфликт между старыми методами авторитарного руководства и новыми условиями жизни в независимой стране. Наша система власти не умеет двигаться за интересами граждан.

Власть продолжает считать себя единственным источником выработки решений. Мы сегодня принимаем ряд важных законов, а они сразу утрачивают свою силу. В результате за громкими названиями стоит организационное бессилие или старая административная система. Поэтому часто наши решения являются благими намерениями, которыми, как говорил известный классик, вымощена дорога в ад.

Хочу обратить внимание политических сил на то, что власть сегодня меняет свои источники. Ее все меньше в стенах властных домов. Акцент переносится на гуманитарные, правовые и политические инструменты, процедуры согласования интересов и достижения согласия. Власть все больше смещается туда, где происходит самоорганизация общин, где идет поиск новых инструментов государственного управления. При таких обстоятельствах политическая партия, способная создать условия для решения общественных проблем, может довольно быстро превратиться во влиятельную силу в государстве, а не только служить поездом в парламент.

Отдельного внимания требуют ситуации принятия стратегически важных для государства решений. Политические решения должны рассматриваться публично, а не навязываться политикам путем создания кризисов. Нам нужно новое качество консультационного процесса в государстве.

Не менее насущной проблемой, нуждающейся в публичных дискуссиях, является реформирование Вооруженных Сил Украины и оборонно-промышленного комплекса. На рассмотрение общественности и политикуму в 2006 году будут вынесены основополагающие документы – Стратегия национальной безопасности Украины и Стратегия военной безопасности Украины.

Надежной может быть только профессиональная армия с социально защищенным военнослужащим. Мы планируем с 2010 года полностью перейти на контрактную форму службы с одновременным обеспечением инновационного развития оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества.

Уважаемые коллеги!

Я критичен в отношении сложившейся в Украине модели демократии. У нас практически не выстроено цивилизованное политическое пространство. Убежден, позиция всех политических сил должна быть отображена в политическом процессе. Не может так быть, чтобы оппозиция, политическая сила, за которой стоят соответствующие группы общественных интересов, была исключена из политического диалога и наслаждалась лишь критикой других.

Решение этой задачи требует вернуться к теме конституционной реформы. Считаю необходимым еще раз высказать свое отношение к ней.

Повторюсь: как гарант Конституции я не сделал и не сделаю ни одного шага в нарушение Конституции в редакции, вступившей в силу с 1 января 2006 года.

Вместе с тем я неоднократно подчеркивал, что изменения в Конституцию, вступившие в силу и которым еще предстоит в ступить в силу, – это лишь частичная реформа системы власти. И к тому же только на центральном ее уровне. Поэтому они, на мой взгляд, не могут называться полноценной политической или конституционной реформой, в которой сегодня реально нуждается наше общество.

Внесенные в Конституцию изменения уже сегодня демонстрируют ряд проблем, в частности:

  • неурегулированность вопроса отставки правительства в случае распада коалиции, которая его сформировала. Что делать гражданам, если одна из ветвей власти не выполняет своих конституционных полномочий;

  • несогласованность реформы системы власти на центральном и на местном уровнях – последняя отложена как минимум на полгода. Переход к пропорциональному принципу формирования представительных органов местных советов не учитывает защиту интересов местных общин и содержит прямую угрозу нарастания центробежных тенденций. Это вещь очевидная.

  • ни один из законов, регулирующих деятельность органов власти, не адаптирован к внесенным в Конституцию изменениям. Без принятия изменений в эти законы власть в новых условиях не сможет нормально функционировать.

Убежден, цели политической реформы должны быть намного глубже. Они не сводятся только к перераспределению полномочий в треугольнике «президент – парламент – правительство».

Нивелирование масштаба политической реформы лишь к этому перераспределению угрожает перманентными парламентско-правительственными кризисами, свидетелями чего мы уже являемся.

И последним в этом ряду – но едва ли не самым важным пунктом формирования современной системы государственного управления – следует отметить кадровую политику, качество кадров. Государственная служба перестает быть местом получения административной ренты, но она еще не стала престижной профессией. Мы должны допустить до государственной службе волевые, инициативные кадры новой генерации. Это и есть наш главный ресурс, который нужно приумножать.

Второе стратегическое направление – формирование интеллектуально ориентированной экономики.

Состояние и будущее экономики определяют высокотехнологичные предприятия, создающие новые продукты и услуги.

Все мы понимаем, что развитие национальной экономики на рыночных принципах невозможно без активного включения Украины в систему мировых хозяйственных связей. Украина не может стоять в стороне от цивилизационных и геоэкономических процессов. При этом, в условиях глобализации, роль и формат участия страны в международном экономическом сотрудничестве неизбежно изменяется.

Мы не имеем больше права двигаться в режиме «догоняющего развития», глядя в спину нашим конкурентам. В результате экономической политики прошлых лет Украина рискует занять в международном разделении труда место, свойственное ориентированным на сырье низкотехнологичным странам мира. В ходе процессов глобализации это несет в себе риски превращения страны в промышленно-технологическую периферию.

Интеграция в мировое экономическое пространство требует повышения доли инновационной продукции и увеличения объемов предоставления высокотехнологических услуг. Наша задача – использовав свой научный потенциал, стать вровень с развитыми странами мира. Для этого мы должны значительно больше вкладывать в человеческие ресурсы, повышение их квалификации, исследования и разработку новых технологий.

Интеграция в современные региональные политические и экономические альянсы с пользой для своих граждан возможна только при условии подготовки населения и повышения конкурентоспособности человеческих ресурсов Украины.

В этом контексте мы должны углублять сотрудничество в глобальных высокотехнологических проектах, включая присоединение к проектам в рамках обновленной Лиссабонской стратегии ЕС. Задачей органов государственной власти является дальнейшее расширение международного сотрудничества во всех направлениях – от гуманитарного, научно-технического до политического и оборонного.

Работая над созданием уникальных украинских товаров, нужно укреплять конкурентные преимущества отечественного бизнеса и защищать себя от недобросовестной конкуренции на мировых рынках.

Задаче построения современной конкурентоспособной экономики, основанной на человеческом капитале и инновациях, должны соответствовать направления нашей международной политики.

Несмотря на внутренние проблемы как в ЕС, так и в Украине, в 2005 году было сделано больше, чем за всю историю нашей независимости, для углубления отношений и признания Украины мировым и европейским сообществом.

Украина получила статус страны с рыночной экономикой, начаты переговоры об упрощении визового режима, достигнут значительный прогресс в выполнении Плана действий Украина – ЕС, заключено шесть важных отраслевых соглашений в сфере безопасности, транспорта, энергетики, космоса и т.д.

Следующие шаги Украины в сфере европейской интеграции продиктованы прежде всего национальными интересами. Это создание зоны свободной торговли с ЕС в 2007 году, заключение Европейского соглашения об ассоциации в 2008 году. Затем, после выполнения Копенгагенских критериев вступления в ЕС, обретение полноправного членства в ЕС.

На двустороннем и многостороннем уровнях Украина и впредь будет использовать потенциал стратегического партнерства с Россией и поддерживать добрые, взаимовыгодные отношения с другими странами-соседями, присутствовать там, где есть наши политические, экономические или гуманитарные интересы.

2005 год можно смело занести в актив и в отношениях с такими нашими партнерами, как США, Польша и Румыния. Надеюсь, что 2006 год ознаменуется принятием стратегически важных решений во взаимоотношениях с этими государствами. На повестке дня – признание Украины страной с рыночной экономикой в рамках антидемпингового законодательства США, подписание соответствующего протокола в рамках процесса оформления членства Украины в ВТО.

Еще одна наша важная внешнеполитическая задача – утверждение нашего государства как регионального лидера. Украина не только разделяет европейские ценности, но и содействует их внедрению в регионе. О том, что эта деятельность не является абстрактной, свидетельствует основание на саммите 2 декабря в Киеве Сообщества демократического выбора как регионального форума обеспечения демократии, безопасности, стабильности и процветание в Балто-Черноморско-Каспийском регионе.

Новая региональная политика Украины становится одним из ключевых элементов европейской и евроатлантической интеграции нашего государства. Украина своими действиями подтверждает лидерство в ГУАМ, все активнее использует возможности сотрудничества в Черноморском регионе, в частности в рамках ОЧЭС. Главный акцент делается и впредь будет делаться на углублении экономического сотрудничества, улучшении международного имиджа Украины, максимальном использовании ее потенциала как надежной страны-транзитера энергоресурсов и партнера в обеспечении стабильности и безопасности в этом регионе.

Значительный прогресс мы получили в урегулировании приднестровского конфликта.

Украина активно участвует в подготовке международно-правовых документов, которые формируют правовую базу ЕЭП, руководствуясь принципом разноуровневой и разноскоростной интеграции с учетом норм и стандартов ВТО и ЕС.

Третье стратегическое направление улучшение качества жизни граждан, консолидация общества и возрождение духовных ценностей нации.

Сегодня Украина начинает государственную политику, ориентированную на повышение экономических, социальных и гуманитарных стандартов жизни для каждого гражданина.

Особое внимание мы уже уделяем нашему будущему – детям. На протяжении ближайших лет мы заберем с улицы беспризорных детей и создадим им надлежащие условия для гармоничного развития в атмосфере семейного уюта.

Убежден, что мы станем свидетелями того, как неотягощенная стереотипами прошлого молодежь станет основой консолидации общества на принципах межнациональной толерантности, культурной множественности и духовных ценностей.

Сейчас мы имеем огромный разрыв между условиями жизни, продиктованный разницей в доходах различных слоев населения.

Поэтому реформирование системы оплаты труда должно стать «во главе» преобразований. Для этого мы предложим стимулы к выведению зарплат наемных работников из тени. Введем новый стандарт – почасовую оплату труда.

Ключевая задача – обеспечить государственные стандарты и социальные гарантии достойного уровня жизни каждому гражданину, независимо от места его проживания. Для реализации этой цели необходимо инновационное развитие секторов, которые десятилетиями находились на государственных дотациях.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из приоритетных сфер, повседневной средой человека, через которую формируется его настроение, через которую граждане оценивают деятельность органов управления – от начальника ЖЭКа до руководителя правительства.

Последние события в Алчевске вынуждают нас окончательно осознать, что нам нужна последовательная реорганизация всей отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Нам необходим план действий, который даст возможность навести порядок в наших подъездах, в наших дворах, в наших городах и селах. Для обеспечения надежной работы систем тепло- и водоснабжения, повышения стандартов качества предоставления услуг необходима новая политика ценообразования, демонополизация отрасли, экономическое поощрение энерго- и ресурсосбережения. А самое главное, нам не хватает рыночных условий в работе этой отрасли, на базе чего возникает большой дефицит инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.

Ключевым политическим инструментом решения задач стратегического развития общества и государства есть и будет государственный бюджет. В бюджете 2006 года сделан ряд новых шагов, которые указывают на кардинальные изменения в бюджетном процессе. Это снижение количества налогов, уменьшение размера ставок, расширение налоговой базы, ограничение количества налоговых льгот.

Но, несмотря на положительные сдвиги, действующая система налогообложения продолжала выполнять, по сути, только фискальную функцию. Другие задачи – связанные со стимулированием продуктивной предпринимательской деятельности, эффективной занятости, инвестиций и инноваций, – решались, как правило, бессистемно и не приводили к заметному эффекту.

Поэтому прежде всего в бюджете следующего года должно быть запланировано снижение налогового давления. Надо объединить все социальные сборы в единый налог. На очереди – упорядочивание налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий.

Решающим фактором в содействии социальному и экономическому развитию должна стать реформа налоговой системы, а именно: прозрачный перечень инструментов налогового стимулирования; создание единого правового поля деятельности субъектов хозяйствования и условий для дальнейшей адаптации налогового законодательства Украины к законодательству Европейского Союза.

В основу проведения налоговой реформы необходимо заложить основное правило – налоги должны быть понятными, стабильными и низкими, но платить их обязаны все.

Уважаемые коллеги!

Убежден, что консолидация украинского общества должна состояться на фундаменте духовных ценностей. Это ставит для украинской власти задачи создания организационных и правовых основ для этого.

Иван Франко, 150-летний юбилей которого отмечается в этом году, писал: «Наша цель – создать из огромной этнической массы украинского народа украинскую нацию, цельный культурный организм, способный к самостоятельной культурной и политической жизни».

Духовное возрождение нации должно опираться на собственную правдивую историю, которая должна пройти через сердце и душу каждого гражданина, каждой этнической общины Украины. Она должна быть без белых пятен или недоговоренностей, одинаково «своей» для жителя Киева или Донецка, Львова или Симферополя.

Это – основа для консолидации украинского общества, залог постоянного общественного диалога, который должен приобрести институциональные формы, вестись при участии представителей разных общин и диаспор. Он даст возможность достичь консенсуса в самых острых и наиболее актуальных проблемах общественного развития нашей страны.

Украина издавна была отчим домом для представителей многих национальностей. На нашей земле мирно сосуществовали последователи разных религиозных традиций. И сегодня Украина – одно из немногих постсоветских государств, в котором сохраняется межнациональный мир. Это одно из наибольших наших достижений, и мы должны им дорожить. Наша обязанность – дальнейшее утверждение межнационального согласия, предотвращение возникновения конфликтов на национальной или религиозной почве. Представители каждого этноса должны чувствовать себя в Украине лучше, чем на своей исторической родине.

Нам нужно сформировать стратегию работы с соотечественниками, проживающими за пределами Украины. Я не воспринимаю разделения украинцев на своих и зарубежных. Такого отношения к своим гражданам нет ни во Франции, ни в Германии, ни в других цивилизованных странах. Все мы – украинцы, дети одной земли. Наших людей на всех континентах – десятки миллионов. Но как Украина защищает их интересы? И как они помогают Украине утвердиться в мировом пространстве? Важно создать новую концепцию единения мирового украинства, ее действенную реализацию, разработать способы и механизмы ее наполнения содержанием.

Не могу обойти наиболее чувствительную для общества проблему религиозной сферы – неестественное разъединение православных церквей Украины. Неоспорима необходимость преодоления существующих между крупнейшими православными юрисдикциями противоречий и утверждения единой поместной соборной первоапостольной православной церкви. Безусловно, ее становление рассматривается в общем контексте развития и утверждения национальной идентичности украинцев. Учитывая стратегическое значение этого вопроса, государство вправе его активно поднимать и, не вмешиваясь во внутренние церковные дела, содействовать его разрешению.

Важным фактором формирования общественных ценностей является язык. Нация не может занять достойное место среди ведущих стран мира, если не будет заботиться о своем языке и о его развитии. Государственность украинского языка должна выступать не только важным интегрирующим фактором, но и служить мощным фактором культурно-информационной, экономической, политической безопасности нашего государства.

Государство должно иметь собственную прозрачную, публичную и системную культурную политику, принципом которой должно стать обеспечение максимально широкого участия человека и институтов гражданского общества в процессе принятия решений, касающихся культурной жизни, распространения и использования продуктов культуры, создания условий для полноценного удовлетворения культурных, просветительно-информационных потребностей жителей всех городов и сел Украины.

Украинская культура должна также выполнять мощную репрезентативную функцию, обеспечивая интеграцию Украины в мировое культурное пространство. Через лучшие образцы нашего культурного наследия, произведения современной культуры мир должен познавать Украину. Следует также вести цивилизованный диалог и создать соответствующие условия для возвращения в Украину культурного достояния нашего народа.

Уважаемые народные депутаты!

Уважаемые граждане Украины!

Условием реализации указанных направлений является слаженная работа всех ветвей власти и формирование системы взаимодействия с институтами гражданского общества.

Мы должны осознать новую роль граждан в осуществляемых преобразованиях. Прежние неудачи и ошибки государственной политики были связаны с отстранением людей от общественно-политических процессов. В результате власть утрачивала не только авторитет и доверие, но и огромный ресурс положительных сдвигов.

Партнерство должно стать новой практикой власти, политических партий и общественных организаций.

С этой целью вижу целесообразным внедрение программного подхода в организацию деятельности как института Президента, так и в целом государственного управления.

Перечисленные выше стратегические направления должны стать задачами национальных программ развития.

Национальные программы призваны активно привлекать население к выработке государственной политики и обеспечить контроль со стороны граждан за реализацией стратегических направлений.

В ближайшее время я издам соответствующий Указ, которым будут предложены эти механизмы и очерчено правовое и институциональное поле их внедрения.

В последней части своего выступления позвольте отметить отдельные программы, которые мы уже начали реализовывать или разработка которых будет завершена в ближайшее время. Организация, финансирование, сроки их проведения должны быть установлены законами и обеспечены прямым бюджетным финансированием.

 

1. Программа реформирования судебной системы и правоохранительных органов

В развитых демократических странах суд стоит вровень, если не выше других ветвей власти. В цивилизованном обществе господствует принцип верховенства права. Так же должно быть и в Украине.

Основным результатом этих изменений должно стать повышение доверия граждан к судам и правоохранительным органам.

С этой целью мы должны создать надлежащие условия для деятельности судей. Мы прекратим позорную практику, когда расходы госбюджета последних лет удовлетворяли нужды судебной системы не более чем наполовину.

Вместе с тем внимание будет уделяться усовершенствованию подбора судейских кадров, повышению требований относительно их подготовки и опыта работы. Общественность будет иметь средства контроля за отбором кандидатур на должности судей.

Параллельно будет осуществляться реформирование смежных с правосудием учреждений: прокуратуры, адвокатуры, системы исполнения судебных решений, нотариата.

Пришло время привести деятельность правоохранительных органов к европейским стандартам с усилением функции общественного контроля.

 

2. Программа борьбы с коррупцией и реформирование системы органов государственной власти

Преодоление коррупции в системе государственного управления является одним из критериев оценки эффективности деятельности власти.

Программа направлена на повышение прозрачности власти всех уровней и предусматривает усовершенствование системы декларирования и проверок имущества, доходов на соответствие уровню потребления высшими должностными лицами, внедрение независимого мониторинга состояния распространения коррупционных действий.

Важно законодательно разграничить политические и административные функции в системе исполнительной власти; усовершенствовать процедуры деятельности органов власти.

Отделение политических должностей от сферы гражданско-государственной службы, установление правовых механизмов защиты служащих от незаконных политических влияний станет твердым правилом.

Отдельные задачи – внедрение новых организационных форм и стандартов качества услуг; усовершенствование механизмов правовой защиты граждан в отношениях с органами власти.

Развитие системы административного судопроизводства станет предметом отдельного внимания в этой сфере.

 

3. Программа «Здоровье нации»

Приоритетной задачей становится не лечение болезни, а ее профилактика. Это предполагает переход к семейной медицине, перенесение акцента на профилактические и оздоровительные методы, раннюю диагностику, содействие здоровому образу жизни.

Во время определения гарантированного уровня медицинских услуг мы должны пересмотреть содержание базовых услуг для разных категорий населения. Программа предусматривает внедрение новых финансовых и управленческих механизмов для решения проблем социальных болезней и инфекционных заболеваний, а также технологическую модернизацию и развитие системы подготовки кадров и исследований.

Задача ближайшего времени – принять реальные меры для уменьшения количества заболеваний ВИЧ-инфекцией/СПИДом, туберкулезом, онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

 

4. Программа «Конкурентное образование»

Предусматривает улучшение доступа к качественному образованию, в том числе путем целевой поддержки одаренных детей, детей из малообеспеченных семей.

Программа включает также развитие учреждений образования в сельской местности и малых городах с учетом демографических факторов, тенденций на рынке труда, перспектив социально-экономического развития регионов и призвана сформировать в Украине современную систему непрерывного образования «обучение в течение жизни».

Наша задача – возродить интерес к научному познанию, содействовать росту высококлассных специалистов, прежде всего, в прикладных науках. Это возможно только при условии целенаправленного приумножения интеллектуальных ресурсов нации. В этом интересы государства и отдельного гражданина совпадают: для каждой украинской семьи хорошее образование – это шанс для ее ребенка. А образованный человек – это шанс для всей нации.

Поэтому сегодня я инициирую внедрение механизма целевых грантов для молодых ученых. Отдельное внимание – научным школам, которые занимаются перспективными исследованиями. Критерием эффективности государственных инвестиций в науку будет не количество кандидатов и докторов наук, а сделанные ими открытия глобального масштаба, инновационные идеи, коммерциализированные на мировых рынках.

 

5. Программа «Возрождение села»

Аграрный сектор нуждается в пристальном внимании всего общества, поскольку земля для украинцев – это не столько орудие производства, сколько духовное и культурное наследие.

Программа предусматривает создание единого реестра земли и объектов недвижимости, государственного земельного кадастра, выдачу государственных актов на право собственности на земельные участки.

В сельскохозяйственном производстве ключевыми являются вопросы ценообразования. Преодолеть диктат посредника мы сможем путем приближения системы торговых бирж и других рыночных институтов к производителю, что даст возможность крестьянину получить достойную цену за его продукцию.

Отдельный акцент программы – создание достойных условий жизни в сельской местности. Консолидация ресурсов на принципах партнерства государственного и местного уровней.

Для закрепления молодежи на селе будет предусмотрено отдельный социальный пакет на основе государственного контракта с выпускниками вузов. Речь идет о предоставлении льготного кредита на жилье и так называемых «подъемных» при первом трудоустройстве. Я буду инициировать соответствующую программу поддержки, которая будет предусматривать не менее 5 тысяч гривен государственной помощи для каждого молодого специалиста, который приехал работать в село и намерен там остаться.

Следующим шагом в рамках программы станет увеличение доли оплаты труда в структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции с нынешних 15% до 33% в ближайшие годы. Это приблизит заработную плату крестьян к средней по Украине.

 

6. Программа развития высоких технологий

Убежден: рецепт украинского технологического прорыва в отказе от ошибочного представления о решающей роли чиновника в создании инноваций. Функция государства – создать понятные и справедливые правила игры. Здесь я рассчитываю на поддержку парламента.

Следует помнить, что Украина конкурирует со своими соседями за глобальные инвестиции. Аргумент о выгодном географическом положении уже не может быть убедительным для инвесторов. А тезис о дешевой рабочей силе мы должны вообще забыть. Важно создать качественно новые конкурентные преимущества: развитую инфраструктуру, квалифицированные кадры, эффективное государственное управление.

Высокотехнологические производственные проекты известных мировых компаний могут стать стимулом к повышению технологического уровня украинской экономики. Однако дорогие – и в отношении времени, и в отношении денег – бюрократические процедуры открытия бизнеса и длительные таможенные процедуры делают шансы Украины на привлечение таких инвестиций мизерными. В ближайшее время законопроекты, которые урегулируют эти проблемы, будут представлены на рассмотрение Верховной Рады.

В то же время подготовлен проект указа о поддержке инициативы украинских предпринимателей под рабочим названием «Украинская Силиконовая долина». В рамках этого проекта на базе академических учреждений и университетов пяти регионов Украины будут созданы международные технологические центры. Так мы объединим научные открытия и коммерческие возможности. В результате только на старте 100 млн. долл. частных инвестиций в первые годы и более 1,5 тысяч новых рабочих мест станут критерием успешности этого проекта.

 

7. Программа повышения энергоэффективности украинской экономики

Повышение эффективности энергопотребления и диверсификация поставок энергоносителей – это ключевые тезисы программы. Механизмами ее реализации являются реформа жилищно-коммунального хозяйства на принципах конкуренции, внедрение энергоаудита в бытовой сфере и на производстве. Мы предложим четкий экономический механизм поощрения энергосбережения.

Критерием успешности программы станет уменьшение энергопотребления уже в течение ближайшего года на 10%.

Мы приложим усилия для диверсификации источников поставок и путей транспортировки энергоносителей. Для этого будет ускорена реализация международных энергетических проектов.

Уважаемые народные депутаты!

Убежден, что эти и другие стратегические программы станут локомотивами национального развития, вокруг которого объединятся финансовые и человеческие ресурсы, усилия власти, общественности и бизнеса.

Наши общие малые и большие победы на этом пути каждый день будут приближать нас к достижению трех стратегических целей:

  • повышению качества жизни граждан;

  • утверждению эффективной экономики «знаний»;

  • развитию справедливой и прозрачной системы власти.

Подчеркиваю: нас объединяет общее будущее!

 * * *

И наконец. Убежден, после прохождения этапа «частичных» изменений в Конституцию мы выйдем на проведение реальной, комплексной политической реформы, которая будет строиться на следующих приоритетах:

Первое. Обеспечение участия граждан в управлении государством.

Второе. Внедрение механизмов реальной подотчетности всех ветвей власти и органов государственного управления перед обществом и ответственности перед гражданами.

Третье. Повышение дееспособности и эффективности функционирования системы власти через сбалансированное распределение полномочий и функций между ее ветвями и органами.

Четвертое. Делегирование полномочий органам местного самоуправления и предупреждение центробежных тенденций. Передача местным общинам функций исполнительных органов и одновременно достаточных ресурсов для их реализации.

Пятое. Преодоление коррупции в органах власти, упрощение механизмов предоставления административных услуг населению, обеспечение политической нейтральности и общественной престижности профессиональной государственной службы.

Шестое. Адаптация институтов политической системы и гражданского общества к новым общественным нуждам – новые требования к политическим партиям, новые условия и стимулы для неправительственных организаций.

Хочу подчеркнуть, что путь реализации этих принципов должен обязательно предусматривать взаимодействие всех ветвей власти, полноценное участие общества и достижение консенсуса элиты. Процесс внедрения новой модели государственного управления и усовершенствования политических институтов должен быть прозрачным и безупречно правовым, чтобы не было никаких оснований ставить под сомнение его легитимность.

Поэтому я предлагаю следующий план действий по проведению подлинно народной политической реформы.

  • Создать Конституционную комиссию из представителей политических сил, общественности, неправительственных организаций, органов местного самоуправления, ученых, экспертов с целью выработки проекта новой редакции Конституции Украины.

  • Провести всенародное обсуждение разработанного проекта. Для этого проект новой редакции Конституции, наработанный Конституционной комиссией, вынести на всеукраинский референдум.

  • Разработать и принять ряд законодательных актов, которые будут развивать конституционные нормы и обеспечат эффективное действие новой политической модели. Это, прежде всего, законы о Кабинете Министров Украины, Президенте Украины, Регламент Верховной Рады Украины и другие.

Как гарант соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина я считаю этот путь оптимальным с точки зрения сочетания задач участия общества и легитимности всего конституционного процесса. Убежден, что достижение общественного и политического консенсуса вокруг этого вопроса вполне возможно. С этой целью подчеркиваю, что до выборов в Верховную Раду Украины не буду инициировать рассмотрение в Конституционном Суде вопроса о Законе № 2222.

Вместе с тем хотел бы еще раз выразить свою обеспокоенность отсутствием в государстве дееспособного Конституционного Суда. Уверен в том, что уже в ближайшие дни Верховная Рада Украины обеспечит приведение к присяге судей, избранных съездом судей и назначенных Президентом Украины, а также изберет свою часть судей.

 * * *

Уважаемые коллеги!

В завершение хочу напомнить слова императора Наполеона, которые сегодня любят цитировать, что «политика – это судьба». Очевидно, у него был собственный исторический контекст, мотивы и понимание политики. Я же хочу подчеркнуть, что именно на наш век выпало решать судьбу наших людей, судьбу этого государства.

В XIX веке, когда Европа стала на путь создания нынешних национальных государств, в европейской мысли впервые появился тот взгляд на нацию, который и ныне, в эпоху глобализации, определяет политические приоритеты каждого уважающего себя государства.

У нас этот взгляд наиболее точно выразил Тарас Шевченко, определив нацию как сообщество «мертвих, і живих, і ненароджених земляків, в Україні і не в Україні». Вдумаемся в эти слова. Каждый из нас несет ответственность одновременно и перед днем сегодняшним (перед избирателями, которые делегировали его во власть), и перед памятью всех прошлых поколений, которые передали нам в наследство эту страну, и – сегодня в большей степени, чем когда-либо, – перед новыми, «неродившимися» поколениями украинцев, чье будущее напрямую зависит от того, насколько адекватно мы сумеем ответить на поставленные нам историей вызовы.

Наш «украинский Сократ», мой любимый философ Григорий Сковорода говорил: «Наибольшая потеря – это потеря времени». И когда я слышу, что некоторые аналитики прогнозируют отсутствие значительных изменений в Украине из-за политической борьбы, то задаюсь вопросом, понимают ли политики ту цену, которую платит и будет платить общество в целом и каждый человек своей жизнью, благосостоянием, своим нереализованным потенциалом за чьи-то амбиции, за борьбу за власть.

Мне бы очень не хотелось, чтобы когда-то через много лет историки ломали себе голову – так когда же все-таки был переходный период Украине? Тогда, когда они колебались, что делать с независимостью, или когда не знали, как использовать отвоеванную свободу? Также не хочу, чтобы когда-нибудь мы, глядя в глаза своих внуков, вспоминали этот период, готовые отдать все, чтобы вернуться сюда и сделать все по-другому.

Убежден – сегодня нам нечего делить. Государство нуждается в новой объединительной идеологии. Ею уже не может быть борьба за независимость или свободу, борьба с режимом или еще какая-то борьба. Вообще ею не может быть что-либо связанное со словом борьба. Сегодня мы должны вылезти из окопов, сложить оружие и подать друг другу руки.

Убежден – в этом году нам предстоит вести страну к успехам, развитию и процветанию.

Мы должны собрать миллионы воль и талантов в один единый кулак и сделать еще один шаг навстречу людям.

Спасибо за внимание.

Слава Украине!

 

9 февраля 2006 года