Имя:
Пароль:

На печать

Денис Богуш
Стратегическая неопределенность «проекта Украина»

Cегодняшнее состояние Украины можно охарактеризовать как "стратегическую неопределенность". Не столько государства, сколько т.н. "проекта Украина".

Если идти в контексте парадигмы "проекта Украина", то любые тактические ходы новой власти должны исходить из определения маркеров будущей стратегии страны.

Понятно, что с одной стороны – мировой экономический кризис, с другой стороны – катастрофическое состояние украинской экономики, политический кризис, много "подвешенных" вопросов в конституционном поле... Но определяться все-таки придется.

Проекты стран

Это состояние неопределенности возникло не в этом году, Украина в этом состоянии с 1991 года, после возникновения независимого государства. Все эти годы она находилась в поисках своего места в мире. Просто после президентской избирательной кампании 2010 года эта неопределенность чрезвычайно актуализировалась.

Речь идет в первую очередь о целях и миссии "проекта Украина", приоритетах национальных интересов, работе со стратегическими партнерами.

Стратегическая неопределенность, на настоящий момент, выражается в отсутствии "проекта Украина" как такового. В первую очередь, не определены в рамках этого проекта – цели страны, миссия, стратегия, векторы и модели развития, позиционирование в мире, своя картина мира и т.д. Во вторую очередь, нет компетентной команды, которая бы занималась подобными вопросами.

В такой слабой позиции Украина становится частью других проектов, например, "проекта Россия", "проекта Евросоюз" и занимает в них далеко не комфортное для себя, часто откровенно дискриминационное положение.

Чем слабее страна, тем более "неудобную роль" ей отводят в других проектах, если, еще она сама не знает, чего хочет. Фактически страна "завоевывает" свое позиционирование в других проектах и мире, исходя из своей стратегии.

Если смотреть и оценивать страны, международные объединения стран с точки зрения стратегического проектного менеджмента, то можно говорить о ярко актуализированных мировых проектах: "США", "Европа", "Россия", "Китай", "Япония" и др.

Страны делают собственные проекты или объединяются и становятся частью каких либо глобальных проектов.

Если говорить о проекте "Европа" то он объединяет разные европроекты, например, Евросоюз, Шенгенская зона, Еврозона, Западноевропейский союз и т.д. со своей картиной мира, своим вектором развития. Например, страны, такие как Франция, Германия и др. стремятся в этом проекте занять более значимое и доминирующее положение. В рамках этого проекта обсуждается концепция разноскоростной Европы, когда регионы и страны в разной степени интегрированы в общеевропейские проекты.

Глобальные проекты-страны имеют свои технологии продвижения путем формирования имиджей и брендов, используя рекламные технологии и добавляя капитализацию в нематериальные активы территорий. И для того, чтобы попасть в сознание современному человеку и занять там лидирующее или хотя бы заметное позиционирование, используется множество рекламных и PR инструментов. Города, особенно мегаполисы делают свои собственные проекты-бренды.

Каждый проект страны имеет свои преимущества, например, научные разработки, системы смыслов, ресурсы, систему образования, язык, валюту, которыми пользуются в других странах (например, язык (англ.) и валюта (доллар) – части "проекта США"), вооружение, национальные персонажи (например, Дед Мороз, Санта Клаус, Святой Николай) т.д.

И наконец, "картину мира", систему ценностей и идентичностей, в том числе систему ответов на вопрос "что хорошо, а что – плохо".

Разработчики успешных проектов стран и объединений разрабатывают смыслы и суперидеи – и тратят очень много ресурсов для разработок системы управления будущим своих проектов, заранее закладывая в такие картины будущего выгодные конкурентные преимущества по сравнению с другими.

Для любого проекта важно прогнозирование как общих тенденций, так и планирование ресурсообеспечения. И тут выходят на первый план т.н. "точки или зоны роста" в различных сферах. Это "точки роста" экономики, научных прорывных идей и технологий, гуманитарных инициатив и т.д.

Обычно на первый план встает управление проектами. Главную роль в таком управлении играет уровень компетенции и легитимности основных менеджеров проекта, часто этим занимаются руководители страны, создавая соответствующие институты.

Современный кризис проявился как испытание на прочность глобальных проектов. "Мировой финансовый кризис" – ширма, за которой скрываются глобальные изменения не только в сфере финансов, но и климата, мировоззрения, восприятия реальности. И эти изменения настолько сильны, что их оценивают на уровне угрозы национальной безопасности многих стран.

Перспективы проекта "Украина"

Перспективы у проекта существуют в том случае, когда есть сам проект. Важен вопрос методологических инструментов в "проекте Украина" и компетентных специалистов, которые будут им заниматься. Это подход с точки зрения стратегического проектирования.

Огромное влияние на сегодняшние возможности Украины оказал СССР: развитие инфраструктуры и логика построения системы воспитания и образования, основные направления научных исследований, развития промышленности и аграрного сектора. За время независимой Украины практически не внесено новых концептов и инновационных моделей развития территории и инфраструктуры, структурирования среды обитания, а старые установки почти разрушены.

Объективно мир изменился. Мы живем не в индустриальную эпоху и а в информационную (даже постинформационную), большая часть населения изменило свой уклад жизни за последние 100 лет. Например, в 1913 году на территории Украины жило 19% городского и 81% сельского населения, в 1959 – 46% и 54% соответственно, в 1983 – 64% и 36% и на сегодняшний день эта цифра приближается к 70% (городского) на 30% (сельского). Подобные изменения имеют колоссальное значение для построения адекватного проекта страны.

На первом этапе разработки "Проекта Украина" важно осознание способа существования страны, и важен разработанный т.н. "Стратегический пакет"Определение для себя национальных приоритетов в различных сферах – международной политике, системе образования и воспитания, безопасности, национальной идентичности и т.д.

Важно разработать "картину мира" и "смысл существования" "проекта Украина". С необходимыми "моделями поведения", "картами реальности" и ресурсообеспечения, а также стратегиями развития и пределами возможностей, а также важно разработать т.н. "сценарии успеха".

Очень важно определить основные стратегические маркеры:

Маркеры идентичности: язык, территория, культура, уклад, мифы и сказки

Маркеты ресурсообеспечения: плодородная земля, территория, люди как нация и как персонал с потенциальными возможностями, климатические возможности, полезные ископаемые, в т.ч. нефть, газ и уран.

Маркеры преимуществ проекта: большая территория, научно-технические возможности, космические технологии, военные технологии, ядерные технологии, аграрные возможности и т.д.

Многие эксперты Европы, России хотят от Украины определенности, прогнозированности, и в конкурентных условиях – ее слабости.

Кстати, думаю, специально планомерно навязывается дискуссия извне для руководства нашей страны – "или Россия или Запад" именно в такой упрощенной парадигме. В реальности у нас огромные возможности для сотрудничества с Китаем, Индией, Бразилией, Японией – будущими лидерами в мире, от которых нашу элиту "отвлекают" навязыванием специально "зауженной" картиной мира.

Стратегические вопросы, на которые жизненно необходимо получить правильные и адекватные ответы для новой власти:

1. Какое место Украина занимала в проекте "СССР"?
2. Какое место Украина может занимать в проекте "Европа" (Евросоюз)?
3. Какое место Украина может занимать в проекте "Россия"?
4. Какое место Украина может занимать в проекте "США"?
5. Насколько сильно Украина сможет изменить положение, позиционирование в рамках этих проектов?
6. Нужна ли Украина сильная и конкурентоспособная в этих проектах?
7. Кто занимается проектом "Украина"?
8. Какие цели и задачи проекта "Украина", какие претензии и амбиции?
9. Какой вектор движения в будущее проекта "Украина"?
10. И, наконец, какое место будут занимать "Европа", "Россия", "Китай", "США", "Япония" и др. в проекте "Украина"?

Ответы на эти вопросы настраивают на адекватное восприятие реальности, которая изменилась и заставляют думать в правильном направлении.

На данном этапе, вызовы современности по отношению к нашей стране настолько серьезны, что существует реальная угроза государственности и суверенитету Украины.

"Украина для людей" или ''Книга счастья'' 

На сегодняшний день единственным документом от новой власти, направленным в будущее, является предвыборная программа Виктора Януковича "Украина для людей". Исходя из целей этой программы и предполагаемых результатов, ее можно назвать "книга счастья".

Анализируя программу "Украина для людей", то это, к сожалению, банальный набор популистских лозунгов и целей. Ни одного намека на механизм воплощения, "точек роста" экономики и способов наполнения бюджета страны для выполнения этих обещаний.

Если подойти с экспертной стороны к этому документу, который, кстати, висит на официальном сайте Президента Украины, то наверное и трех бюджетов Украины не хватит для оплаты всех социальных обещаний, изложенных в этой Программе. К слову, уже сегодня – 30 млрд. гривен дефицита бюджета в 2010 году и 100 млрд. долл. внешних долгов. Даже широко обсуждаемый Закон о социальных стандартах не содержит такого количества социальных выплат.

А ведь моделировалась ситуация и писалась программа Януковича не в космосе, а с учетом реальной экономической ситуации, во время кризиса. К сожалению, вирус социального популизма все-таки передался от предыдущей власти.

Если бы там было написано, что мы не знаем реальной экономической ситуации, а разберемся и сделаем всем хорошо – одно дело. Но в программе совсем конкретные цифры и даты.

Например, несколько цитат из программы:

• 50 млн. жителей Украины к 2020 году
• Каждый ребенок Украины будет ежемесячно получать от 250 до 500 гривен
• При рождении второго и третьего ребенка семья получит – от 50 тысяч до 100 тысяч гривен
• Все врачи, военнослужащие, работники культуры и милиционеры получат квартиры
• Финансирование медицины – 10% от ВВП
• Малому бизнесу – отмена налогов на 5 лет.
• Все военнослужащие первого года службы получат жилье

На основании этой программы была избрана новая власть. После создания коалиции в ВР и избрания Николая Азарова Премьер-Министром Украины уже ничего не мешает Партии Регионов, Президенту и Премьер-Министру выполнять свои предвыборные обещания, данные источнику власти – народу. Я даже не сомневаюсь, что Закон о бюджете, Программа Правительства и другие важные документы будут написаны в контексте программы Президента Януковича "Украины для людей". Соответственно, мы, должны увидеть в реальности какие-то результаты в этом направлении.

Если говорить о главенствующем положении Партии регионов в действующей коалиции, то на первый план выступают программные документы Партии регионов.

Это, например, "Стратегия экономического развития Украины", написанная в 2005 году, доступная на официальном сайте Партии регионов и проект Закона Украины "Про внесення змін до Конституції України" (май, 2005). На основании этих документов можно предположить, какие изменения будут внесены в существующее законодательство Украины.

Конституционные изменения и реформы, в идеале, должны исходить из целей и задач "проекта Украина". Законодательные и конституционные изменения – это просто юридическое оформление основных направлений развития государства на базе политического и стратегического консенсуса в обществе. Например, в программных документах Виктора Януковича и Партии регионов не описана логика желаемых конституционных изменений формы правления страны после политической реформы-2004.

В результате внесенных изменений в Конституцию Украины во время "Оранжевой революции" страна превратилась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую, с "усеченными" полномочиями Президента. После этого различными политическими силами предлагались разные варианты конституционных изменений: от ликвидации поста Президента или выборов Президента в Парламенте до возвращения ситуации в Конституции и, соответственно, укрепления полномочий Президента.

Есть надежда, что новая власть учтет все ошибки предыдущего руководства страны, и начнет с "головы", т.е. с разработки миссии, целей и задач Украины, подойдет к стратегии развития страны с позиции парадигмы проекта. И мы увидим "проект Украина" с концепцией развития нации и культуры этой территории, приоритетами национальных интересов, эффективным позиционированием в мире, стратегическим планированием развития страны на базе инновационных моделей, "точками роста" и конкурентноспособной экономикой и структурированной средой обитания.

И все стратегические документы, исходящие от новой власти будут базироваться на адекватном восприятии реальности с просчитанными механизмами и стратегиями развития.

Март 2009.

Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором

№ 1 профи (14 апреля 2010)
Хорошо, что на Украине есть адекватно мыслящие люди.