Имя:
Пароль:

На печать

Что будет с Украиной при президенте Тимошенко — счастье или разорение? Взорвет ли Ющенко Чернобыль?

Заметки после первого тура президентских выборов в Украине

1. Юля Владимировна — следующий президент Украины. Но в зависимости от различных обстоятельств это может произойти разными способами, в различные сроки и при различных обстоятельствах. Я сегодня в пресс-центре БЮТ видел монолог Тимошенко — не поверю, что эту женщину с ядерным реактором под белым платьем может остановить полусонный уставший от жизни Янукович.

2. Занятна ситуация с войной экзит-полов. Кажется, из инструмента контроля над волеизъявлением избирателей на этих выборах они превратились в политтехнологию.

3. С точки зрения теории и практики рефлексивного управления крайне важна логика действий окружения Януковича. Если Ахметова, Колесникова, Клюева и других политаналитики убедят в том, что преимущество Януковича в 7–8% — это точно победа во втором туре, они максимально вложатся в его кампанию. Но если же их убедят в обратном — что это гарантированный проигрыш 7 февраля, они в тот же день выстроятся в очередь к Тимошенко — договариваться о будущем своих бизнесов и проч., и проч. — мол, на каких условиях они «сливают» Федорыча. Если, конечно, уже не договорились.

4. Ситуация с мотивацией избирателей во втором туре интересна. Как известно, во втором туре работает негативный механизм — мол, проголосую не за лучшего, а за меньшего подонка.

5. Важен также коэффициент передачи голосов. Положим, Тигипко призывает своих избирателей проголосовать во втором туре за такого-то либо вообще не ходить на выборы. На что большая часть его электората говорит примерно так: «Э-э, дорогой друг, мы за тебя проголосовали не потому, что ты такой крутой или классный. Просто остальные кандидаты — падаль. Поэтому идико-ты, друг, куда подальше со своими наставлениями». Ни у Тигипко, ни у Яценюка пока нет своей целевой аудитории и «ядерного» электората. Поэтому их коэффициент управления электоратом низкий — думаю, не более 0,3.
Преимущественно сельский электорат Литвина передается, пожалуй, Юле Владимировне. Стойкий и идеологически мотивированный пенсионерский электорат Симоненко, думаю, с высоким коэффициентом передается Януковичу. Не менее идеологичный двухпроцентный электорат Тягныбока передается кому угодно, только не Януковичу.
Очень сложно с «ядерным» электоратом Ющенко — судя по всему, на Западной Украине президент будет снижать явку и агитировать вообще не ходить на выборы — мол, нельзя же выбирать из двух «прокремлевских» кандидатов! Ну а это, разумеется, на руку Януковичу. Кто-то из «ющенков» проголосует за Тимошенко, кто-то — против Януковича, кто-то — за Нестора Ивановича (разумеется, не Шуфрича, а Махно).

6. Интересна проблема с Сергеем Тигипко. Впрочем, на любых президентских выборах в первом туре занявший третье место вызывает едва ли не самое большое внимание. Как он распорядится своим третьим местом? (Кстати, он изначально претендовал именно на «бронзу».) Договорится с Тимошенко о премьерстве? Либо попытается стать лидером оппозиции и лицом Партии регионов (нельзя же, в самом деле, чтобы ее возглавлял человек не только с двумя судимостями, но и с двумя пролетами мимо президентской резиденции!).

7. Именно сейчас и в течение нескольких месяцев в Украине будет сохраняться оптимальная ситуация для формирования нового социального субъекта. Партия или общественное движение — это не субъект как таковой, а инструмент, форма его позиционирования в публичном пространстве. Появление подобного субъекта может быть основано на консолидации «креативного класса» и вести в перспективе к системной ротации политических и деловых элит. Именно возможное появление нового социального субъекта мне представляется наиболее интересным с точки зрения перспектив развития и модернизации Украины.
Систему можно опрокидывать и менять при помощи даже слабых, но несимметричных и целенаправленных воздействий именно тогда, когда она находится в состоянии бифуркации (неопределенности и выбора дальнейшего пути развития).

8. Избавление Украины от Виктора Ющенко открывает колоссальные возможности для развития украинской этнокультурной идентичности. Но, в отличие от ющенковской, это может и должна быть сильная, субъектная, максималистская идентичность, а не минималистская, ограниченная, узколобая, имманентная идентичность народа-жертвы. Весь бром уже выпит (для российских читателей: Владимир Винниченко, известный украинский драматург чеховского типа, романист и один из создателей УНР, говорил, что украинская история такая многострадальная, что ее нельзя читать без брома). Именно в течение нескольких месяцев будет время для заявки новых трендов и новых смыслов развития Украины.

9. Надеюсь, что профессия пасечника останется почетной и уважаемой. Думаю, без Ющенко Украина имеет шансы стать одним из мировых лидеров по производству и продаже меда.

10. Вроде бы украинская политическая система становится устойчивой и стабильной — в том числе к попыткам глобальных фальсификаций. Это заметный прогресс по сравнению с 2004 годом.

11. По поводу грузинских «журналистов-наблюдателей» на Донбассе — это даже занятно — я вполне искренне думаю, что у них не было задачи срывать выборы (Сергей Марков заявил, что это бывшие спецназовцы, приехавшие именно с такой задачей).
Юлия Тимошенко накануне выборов заявила — мол, только Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Партия регионов признали независимость Абхазии и Южной Осетии (даже Беларусь «продинамила»!). Поэтому, подозреваю, правильно мотивировать грузинских «журналистов» поехать на родину этой партии и не допустить массовых вбросов, сомнительных голосований на дому и иных фальсификаций было не так уж и сложно.
Перепуганные лица мэра Донецка и секретаря донецкой миськрады, любителя русской поэзии Серебряного века, у многих моих друзей по Оранжевой революции вызвали истеричный хохот — мол, получите себе на Донбасс то, что вы делали в 2004 году на Западной Украине.
Похоже, ко второму туру они получат все необходимые документы и таки доедут до своих «дэвушек» из Донецка, Луганска и Крыма (большая мышечная масса — не повод отказать в регистрации международным наблюдателем).

12. Главная проблема Украины при Тимошенко состоит в том, сохранится ли полиархия, то есть такая политическая система, при которой властные полномочия получает не только власть, но и оппозиция, при которой невозможны моноцентризм власти и сценарий «победитель получает всё».
У нее будет искушение стать диктатором, «просвещенным авторитарным лидером» и проч., и проч. Если она это желание в себе переборет, «Україні бути», как говаривал до недавних дней Ющенко. Если же не переборет, то тут ей и гайка! Обиженные новым режимом объединятся и свергнут «украинскую Эвиту». Украинское общество, как известно по 2004 году, очень неплохо способно к самоорганизации и мобилизации в критической ситуации. Главная «группа риска» при Тимошенко — как раз «креативный класс», среди которого немало среднего бизнеса. Эти люди всегда готовы сброситься по 50–500 тысяч наличной зелени, чтобы только завалить угрожающий их бизнесу политический режим.

13. Я надеюсь, что Виктор Ющенко уйдет достойно и не будет пытаться «включать» «катастрофические» сценарии для задержки у власти. И поэтому Украине не угрожают ни колоссальные скандалы, ни роспуск Верховной Рады, ни теракты, ни взрывы на Чернобыльской АЭС, ни авария на Киевской плотине и проч., и проч.

14. Кстати, на участке, где голосовал Виктор Федорович Янукович, председателя комиссии звали Юлия (!) Викторовна (!!!) Тимошенко (!). Как говорится, от судьбы — никуда!
Я уверен в победе Юли Владимировны во втором туре выборов. Вот только на благо ли это Украине, либо на разорение — вот в чем вопрос…

18 января 2009 г.
Публикуется www.intelros.ru по согласованию с автором