Имя:
Пароль:

На печать

Андрей Окара. Commedia del'Arte украинской политики, маска пятая

Он как бы играет с Судьбой в поддавки. У наблюдателей с мышлением подобного рода Ющенко вызывает раздражение, разочарование, апатию, иногда истерику.

Последняя «жертва» театрально-политической любознательности Андрея Окары — самый загадочный украинский политик Виктор Андреевич Ющенко. Ющенко-2002 и Ющенко-2006. В очереди за ним нет никого. То ли пустота, то ли, выражаясь словами самого Окары, «элитная ротация», то бишь ожидание кого-то или чего-то нового, энергичного, незапятнанного…

Эстетическое новаторство Антона Павловича Чехова в мировой драматургии состоит в том, что он первым придумал драму без конфликта. Его герои не действуют, а как бы уходят от действия. В каждом из этих прекрасных мечтателей отсутствует воля, решительность, внутренний стержень, способность к поступку. Но почти все они, без сомнения, симпатичны, достойны сочувствия и сопереживания.

Виктор Ющенко — удивительно «чеховский» герой. Логика его политического поведения основана не на действии, а на уклонении от действия. Ющенко весь соткан из взаимоисключающих противоречий, однако это не отсутствие последовательности, а специфический тип мышления и существования.

Всё зависит от выбранной точки зрения на него.

С точки зрения обыденного мышления Ющенко — это довольно симпатичный политик: спокойный, уравновешенный, харизматичный, обаятельный, вроде бы неплохой банкир. А еще многодетный отец, ценитель украинской культуры, пчеловод и покровитель народных ремесел. Одним словом, органический человек. Он молчит не оттого, что ему нечего сказать, а ровно наоборот — потому что он знает некие сокровенные тайны.

С точки зрения политически ангажированного мышления Ющенко — это неэффективный политик, лишенный системности, стратегического мышления, который проигрывает все без исключения политические шансы, подаренные Провидением. Он как бы играет с Судьбой в поддавки. У наблюдателей с мышлением подобного рода Ющенко вызывает раздражение, разочарование, апатию, иногда истерику.

С точки зрения мышления, погруженного в сакральные и эзотерические контексты, Ющенко — это совершенно особое существо, существующее вне рамок обыденного, «профанного» дискурсов. Это «пчелиный бог», «великий посвященный», созерцатель «абсолютных идей».

Вне всякого сомнения, он крайне харизматичен. Однако его харизма весьма редкая и специфичная, основанная не на действии, а на вменении ему сверхчеловеческих достоинств. Ющенко — это вместилище чужих надежд, копилка иллюзий. Примерно так же, как, начиная с 2000 года, у каждого россиянина есть «свой» Путин — «президент надежды», у каждого гражданина Украины есть «свой» Ющенко — «кандидат в президенты надежды». У этих двух загадочных «лунных» политиков примерно одинаковый тип харизмы.

Главная уникальность Ющенко в том, что он позиционирован как «король-жрец», то есть сакральный правитель, объединяющий в себе качества жреческой и воинской каст. В нем собрано всё самое трогательное, что есть в украинском характере. Но, одновременно, Ющенко — это архетип украинского мужчины, в котором наличествует и квази-буддистская созерцательность, и неспособность к действию, и мягкость, переходящая в бесхребетность. Интересно, какие именно из его многочисленных амбивалентных качеств возьмут в нем верх?

Post Scriptum-2003: Ющенко между Ильей Муромцем и Александром Солженицыным

Природа публичного образа Ющенко совершенно иррациональна, поэтому «победить» его рациональными методами на его же собственной «территории» невозможно в принципе. А ведь именно такой подход предлагается в большинстве антиющенковских «перформенсов», за которыми стоят различные персонажи из Администрации президента Украины и их московские друзья — политтехнологи, медийные магнаты и прочие «галерейщики». «Черный» PR, взывающий к разуму электората, в случае Ющенко либо укрепляет веру в него у его же сторонников и колеблющихся симпатиков, либо увеличивает число сторонников Юлии Тимошенко. Поэтому тем, кто хочет бороться с Виктором Ющенко, следовало бы действовать исключительно в иррациональном формате мифологем и больших мифов.

Кроме того, его можно попытаться «перетащить» на иную, чуждую ему «территорию» — в формат рационального восприятия массовым сознанием. Если это кому-то удастся, о всех «черных пиарах» можно забыть: при рационализации образ Ющенко очень быстро «рассыпается», становится неконкурентоспособным.

Те же, кто делает на экс-премьера свою ставку и связывает спасение Украины именно с этой фамилией, должны придать ющенковскому мифу новый импульс. Если Ющенко имеет решимость и энергию для построения новой Украины (именно для этого, а не для того, чтобы просто занять президентское кресло; само президентство должно рассматриваться исключительно как средство, а не как цель!), тогда, по всей вероятности, с ним должны произойти определенные внутренние изменения: например, должны измениться многие его приоритеты, контакты и связи, должна быть пересмотрена логика видения им исторической перспективы Украины, должен радикально поменяться его имидж и стиль поведения.

Вот, Илья Муромец, к примеру, тоже очень долго лежал на печи, но потом слез. Ну, и начал, условно говоря, процесс политического реформирования Древней Руси. Сейчас очень многие ждут — когда, наконец, Ющенко слезет со своей «печи». И он сам, и его технологи не могут не понимать, что предел ожиданий есть, и что он очень близок.

В России ведь тоже ждали своего «мессию» — Солженицына. В конце 1980-х — начале 1990-х он был крайне необходим как духовный и даже как политический авторитет. Но «вермонтский затворник» опоздал. Вместо пророка в сиянии славы в разрушаемую ельцинизмом страну в 1994 году приехал стилизатор-постмодернист, потешавший телезрителей своим неуместным пафосом морального учительства и проектами по «обустройству» России.

Так и Ющенко: вместо «украинского Путина» он рискует оказаться «украинским Солженицыным».

Post Scriptum-2005: От «президента надежды» к «Голему»

За истекшие четыре года политическая биография Виктора Ющенко достигла своего апогея — в 2004 году во время Оранжевой революции — и потом пошла на убыль. В какой-то момент казалось, Ющенко преодолел свойственную ему ограниченность и стал кем-то вроде маленького, начинающего сверхчеловека. Однако это была не столько позиция самого Ющенко, сколько вмененные в этот политический образ надежды миллионов людей, утомленных от режима Леонида Кучмы и созданной им системы власти и потому готовых на любой самогипноз.

Во время президентских выборов 2004 года Кучма, Янукович, Медведчук, Путин, Глеб Павловский и другие политики и политтехнологи, выступающие против Ющенко, своим админресурсом, «темниками», откровенным задалбыванием людей и прочими неумелыми и неадекватными методами воздействия на ситуацию «разбудили» страшную силу — украинский козацкий характер, доминирующая черта в котором — антиповедение. В результате этих всех процессов и случилась Оранжевая революция, круто изменившая направление развития украинской политики и истории.

Однако Виктор Ющенко своими сторонниками достаточно неэффективно использовал всю ту колоссальную человеческую энергетику, разбуженную выборами. Кроме того, он допустил колоссальное количество политических ошибок (вроде сентябрьского пакта с Януковичем), понизивших его собственный рейтинг. В результате на парламентских выборах 2006 года состоящая из ближайшего ющенковского окружения «Наша Украина» вынуждена опираться на немощный административный ресурс, а Партия регионов во главе с Януковичем «оседлала» волну протестных настроений и готовится к колоссальной победе.

Ющенко и его окружение, похоже, напрочь забыли главный закон философии власти: власть необходимо не только добыть, но еще и удержать. И ее удержание — задача часто более сложная, чем получение.

Кто-то несколько лет назад иронично назвал Ющенко «Мессией» — прозвище приклеилось. Уже президента Ющенко начали называть за глаза «Богом» (подобно тому, как Кучму называли «Папой»). Однако это характеристика не объективной деятельности украинского президента, а его внутренних психологических установок. Пока он более всего напоминает не «Мессию», а «Deus ex Machine» («Бога из машины»). В античном театре этот персонаж появлялся на сцене при помощи специальных технических механизмов под имитируемый гром. Но, правда, разрешал все сюжетные конфликты — такой вот специфический баланс между мистерией и китчем. А еще в России некоторые недоброжелатели называют Ющенко «американским Големом» — глиняным великаном, который «оживает» и «приводится в действие» при помощи каких-то каббалистических магических заклинаний. Или тайных сигналов, посылаемых «радисткой Кэт».

Post Scriptum-2006: «Украинский Дон Кихот» и «коллективный Санчо Панса»

Ющенко со всеми своими странностями, чудачествами, противоречиями, несистемностью, генератором случайных чисел в голове и особыми отношениями с Судьбой в современной украинской политике является наиболее точным и адекватным воплощением стиля барокко.

Павел I, один из наиболее загадочных российских императоров, закончивший свои дни мученической кончиной, получил прозвища «русского Гамлета» и «русского Дон Кихота». Ющенко — это «украинский Гамлет» и «украинский Дон Кихот» одновременно. (По всей вероятности, компания так называемых «любих друзів» — Порошенко, Безсмертный, Третьяков и Мартыненко — это «коллективный Санчо Панса».)

Ющенковская модель менеджмента ориентирована на «саморегулирование» и «самонастраивание» системы. Примерно такой саморегулирующейся была Запорожская Сечь. Примерно таким было махновское «Гуляй-Поле». Примерно таким был Майдан во время Оранжевой революции. Считается, что подобные синергетические технологии управления с диверсифицированным субъектом являются рисковыми и пока мало разработанными. Однако именно они и есть то самое украинское «ноу-хау», в котором проявляется своеобразие украинской политической культуры. Вопрос только в том, кто запустит этот механизм и сможет поддерживать его работу. Или, по крайней мере, не мешать.

Да, прошедшие годы показали, что Виктор Ющенко уходит от действия, и что определения типа «боец», «человек-стена», «звериная хватка» — это не о нем. У него отсутствует базовое для любого политика качество — воля к власти.

Однако для людей, которые не способны преобразиться путем внутреннего духовного созерцания, существуют внешние вызовы. Например, война, революция, голод, крупное стихийное бедствие. В таких ситуациях даже самый слабый, банальный, никчемный и завалящий человек способен к выходу за пределы своей убогой данности, к трансцендентному опыту, к перерождению, к воле и разуму. Сверхчеловеческое начало как бы изживает из человека все его недочеловеческие проявления. Что-то подобное происходило с Виктором Ющенко после отравления и во время Оранжевой революции, хотя эти были лишь тенденции, которые так и не изменили его характер.

Несмотря ни на что, мы верим в то, что любой человек не тождественен самому себе, а потому, подобно металлам или минералам, открыт для трансмутации, то есть смены своей онтологии, перерождения своего «я». Политические процессы, особенно связанные с личностным фактором, очень похожи на жизнь металлов и минералов. А потому любой из политиков способен на трансмутацию, на превращение, на выход за пределы себя, на преодоление собственного имманентного убожества. Под огромным давлением угольная пыль может превратиться в алмаз. Для этого надо не сломаться и выдержать давление.

Причем превращение это может касаться не только экранного двойника, но и существа личности самого политика. Несмотря на всю ничтожность и призрачность подобного шанса.

Post Post Scriptum-2006: Ющенко должен стать волком!

Большинство украинских публичных политиков — серые и скучные люди. Им нечего сказать своему народу, им нечего сказать человечеству. Им нечего сказать Богу. Их имиджи, случается, бывают даже более ничтожными, чем они сами. Они не предлагают новых решений и стратегий развития страны, они не создают новых смыслов. Они считают, что политика не может не быть грязным делом, что это средство получения собственности, что «базис» — это деньги и ничего кроме денег, что «национальная идея» и т.д. — это всё интеллигентский бред, что актуальны только ФПГ. Что политика — это «концентрированная экономика» и проч., и проч., и проч.

Виктор Ющенко попытался перевести украинскую политику на качественно иные рельсы, уйдя из формата привычного лицемерия. Однако все его благие намерения пока оказываются безуспешными: один тип чиновничьего лицемерия сменился другим.

Но, хотя каждый «последний шанс» Виктора Ющенко в 2005 году заканчивался провалом, всё-таки постараемся смоделировать его «самый последний шанс».

Результаты выборов в Верховную Раду создают «патовую» ситуацию: ни Богу свечка, ни черту кочерга. Коалиции не складываются, парламентское большинство — тоже. Премьер-министра избрать не могут, поскольку Тимошенко, Янукович, Ахметов и аналогичные персоны неприемлемы для половины депутатского корпуса. Засим следует волевое решение президента: роспуск Верховной Рады, введение прямого президентского правления, назначение референдума об отмене конституционной реформы и проч., и проч., и проч.

Возможно, такой сценарий фантастичен для «украинского Гамлета», однако именно подобный радикализм может быть спасителен для страны и народа в критический период. Ну а нынешнее время к благополучным и даже к «застойным» никак не отнесешь.

А Ющенко из жертвенной овцы получит шанс превратиться в волка. Самый-самый последний шанс…

24 марта 2006 г.
Публикуется по согласованию с автором